Системный подход к анализу межличностных отношений.
Содержание межличностных отношений
- Целые группы формируют тип межличностных отношений и
определяют степень взаимосвязанности между индивидуумами. Условные типы
отношений могут быть следующими: а) приятельские (знакомства, определяемые
степенью межличностной привлекательностью, не обязывающие к устойчивому
сохранению связей); б) товарищеские (отношения, возникающие в официальной
организации, имеющие деловую направленность, достаточно формализованные,
определяемые социальной деятельностью людей); в) дружеские (отношения,
дифференцируемые на эмоциональные (исповедальные) и инструментальные (действенные);
г) супружеские, включающие все многообразие взаимодействий.
Каждый из перечисленных типов отношений и взаимосвязанности
имеет свои закономерности возникновения и формирования. Но есть общие, что
способствует сохранению связей между людьми и их удовлетворенности друг другом:
а) сходство мнений, оценок и “Я-концепций”; б) адекватность восприятия
партнерами положительных и отрицательных черт, “Я-концепций” друг друга.
- Сходство-различие или подобие-контраст между людьми
выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих развитие
отношений, совместимость и срабатываемость человека с человеком.
Первый уровень сходства-различия людей есть соотношение их
индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта,
характера, мотивации, интересов , социальной деятельности). Второй уровень
сходства-различия людей есть ситуативное, функциональное соотношение мнений,
оценок, отношение к себе, партнеру, предметному миру. Второй уровень отражает
особенности соотношения первого уровня. Существует два этапа второго уровня:
первичный (или исходный) - данное до взаимодействия соотношение мнений, оценок;
вторичный (или результативный) - соотношение мнений, оценок как следствие
взаимодействия между людьми.
- Для взаимодействующих небезразлично не только их сходство
или различие по каким-либо функциональных характеристикам, но и уровень этих
характеристик, по которым обнаруживается подобие. Например, сходство партнеров
по доминантности, имеет разное значение в зависимости от того, одинаково ли
высокая она или низкая. При одинаково значительной доминантности партнеров,
особенно если она совпадает в различных ситуациях взаимодействия, нельзя
ожидать оптимальную совместимость людей, устойчивость их отношений.
- Качества личности имеют иерархию по степени значимости их
для того или иного типа взаимоотношений и в зависимости от индивидуальных
особенностей людей, вступающих в контакт. Иерархия значимости может быть
объективной и субъективной. Объективный пример: важность для оптимальных
супружеских отношений, таких качеств личности, как доминантность,
общительность, доверчивость, самостоятельность. Субъективная значимость
выражается в том, что один ценит в себе и других - общительность, а другие -
замкнутость. У зрелой личности объективное и субъективное часто совпадает.
- Возрастные особенности людей, межвозрастная приемлемость
отношений и их специфика - важный фактор в регуляции межличностных отношений,
совместимости и срабатываемости людей. Фактор возраста наиболее очевидно
проявляется при возникновении отношений и может сказываться периодически,
особенно в практической ситуации. Определенно важным является диапазон
возрастных различий, допускающий возникновение, устойчивость и сохранность
определенного типа отношений. Пример: супружеские пары (3 года разница).
- Половые различия и особенности взаимодействия в однополых и
разнополых парах, группах. Можно обнаружить много форм отношений, которые не
укладываются в рамки однополых и супружеских связей: отношения родителей -
ребенка, разнополых приятелей, товарищеские, дружеские, любовные отношения.
- Время возникновения связей, длительность их сохранения
меняют значение всех остальных факторов, определяющих межличностные отношения.
Пример: дружеские и супружеские отношения сохраняются долго.
Выделение в структуре взаимодействия, общения людей трех
составляющих и взаимодействующих компонентов: Коломинский Я.Л.: поведенческий,
аффективный, когнитивный; Бодалев А.А.: практический, когнитивный,
гностический; Лолиев Б.Ф.: регулятивно-аффективный, информационный.
Причем, если когнитивная взаимосвязь может на сопровождаться
поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость - атрибут
любой связи (отношений) людей. Поведенческий компонент включает результаты
деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все
то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми.
Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть
зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов.
Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность
состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером,
... Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с
познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление,
память, мышление, воображение.
“Общение” - это информационное и предметное взаимодействие, в
процессе которого реализуется, проявляется и формируется межличностное
взаимоотношение”.
Межличностное отношение - это взаимная готовность субъектов к
определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию,
сопровождающимся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным,
отрицательным. Межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений, но
все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:
1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная
привлекательность(притяжение, симпатия); 3) взаимовлияние и поведение (в
частности, ролевое). Главным регулятором межличностных отношений является
межличностная привлекательность, которая может возникнуть даже при зрительном
контакте до обмена информацией и переходит (если не исчезает) после реального
непосредственного и достаточно длительного общения.
Общение, в отличие от межличностных отношений - процесс, в
котором может реализоваться готовность к взаимодействию, если она уже была
сформирована.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru