Психологическая характеристика коллектива
Коллектив (от лат. collectifious -собирательный) — группа объединенных общими
целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уроним развития).
В коллективе формируется особый тип межличностных отношении, характеризующихся высокой сплоченностью как
ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью
членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности
Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистских
качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как
особого качества развития группы.
В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно
отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в
общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации , не ослабевает мотивация совместной деятельности,
отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффек тивностью совместной деятельности и
благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интегрании и персонализации. В случайных общностях вероятность
оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев , а в коллективе
указанный эффект отсутствует.
Групповые процессы в коллективе иерархизиронаны и образуют многоуровневую структуру, ядром корой
является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.
Первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллек-гинной
деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной
деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.). Третий уровень — межличностные отношения,
опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и
наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на
характеристику второго уровня и коллектив в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего
диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные
(поверхностные) качества
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru