Реферат по предмету "Психология"


Психологические аспекты руководства и лидерства

Психологические аспекты руководства и лидерства

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального
положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается
“снизу”. Лидер не только направляет и ве­дет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти
за ним. Исследования показывают, что знания и способно­сти лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов
группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции “черт”, лидер обладает определенными свойствами, черта­ми, благодаря которым он выдвигается в
лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доско­нальное знание своего дела,
сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способ­ности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером
становится человек, и не обладающий перечис­ленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла
ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в груп­пе какой-либо ситуации имеет качества,
свойства, способ­ности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в
качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуатив­ный
лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический
лидер).                               

Таким образом, лидером группы может стать только тот, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,
проблем, задач, кто несет в себе наи­более важные для этой группы личностные черты, кто не­сет в себе и разделяет те ценности, которые присущи груп­пе.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и ли­дер. Человек, который является лидером в одной
группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой груп­пе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

 2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах:
спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет
возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в силь­нейшей зависимости от
коллектива. Группа, имея образ лидера— модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требует­ся способность
выражать интересы группы. Только при со­блюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Психологическая характеристика деятельности человека

1. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели,
возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Деятельность всегда носит опосредованный характер. Человеческая дея­тельность
всегда целенаправленна, подчинена щели как сознательно пред­ставляемому запланированному результату, достижению которого она служит.

Мотивы и цели могут не совпадать - то, почему человек действует опреде­ленным образом, часто не
совпадает с тем, для чего он действует. Деятельность всегда носит продуктивный характер. Основные виды дея­тельности, обеспечивающие существование
человека и формирование его как личности:

• общение;

• игра;

• учение;

• труд.

2. Основные категории, связанные с деятельностью человека:

• поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей;

• предметная деятельность - это вид деятельности, который подразумевает воспроизведение определенного общественно выработанного
способа дей­ствия с предметом культуры;

• мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность;

• цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

3. Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. В этих
процессах различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

2) центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением,
узнава­нием, оценкой и выбором;

3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения - обратная связь.

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими
состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психической действия во внешнее действие

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.