Предмет и задачи психологической науки
1. Общая характеристика психологии как науки 2. Сравнение житейской и научной психологии 3. Основные отрасли психологии 4. Основные направления психологии 5. Методы исследования в психологии
1. Общая характеристика психологии как науки
В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая
ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное
отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для
активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это
высшая форма психики, необходимая для организации общественной и
индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь
психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы
людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и
предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская
психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и
животных) и его психологии.
2. Сравнение научной и житейской психологии
Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская
психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то
житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.
Условием существования человека является определенной сознательное
представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных
психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,
управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают
1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем
института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту
предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния
сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.
Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является
закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие
научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле
исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии
происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С
ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования
связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и
каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они
сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная
психология является системой теоретических (понятийных), методических и
экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.
3. Основные отрасли психологии
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам
деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек
(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту
деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом
психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –
возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,
проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями
(нейропсихология).
4. Основные направления психологии
Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая
психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,
основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько
сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –
ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –
направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет
психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это
совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель
направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.
Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.
Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному
и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих
случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется
своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,
конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные
представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие
наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а
как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура
и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,
а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные
понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет
собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.
Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –
самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,
потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне
(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)
человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)
человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная
психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый
процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами
непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной
степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
5. Методы исследования в психологии
Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и
анкетирование.
Эволюционное развитие психики и сознания
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
2. Сознательная деятельность человека
3. Психологическая характеристика сознания
4. Возникновение и развитие сознания
5. Сознание и бессознательность
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят
от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся
миллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных форм
бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.
Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды
достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная
группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину
нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком
направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса
Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо
быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда
пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за
существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с
человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном
мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории
эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,
обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития
поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,
возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых
организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых
организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция
избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к
движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих
реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой
саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших
одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых
автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на
пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том
механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения
называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных
животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных
клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –
это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с
помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный
рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном
постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних
факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются
условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и
стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует
различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –
комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть
инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на
безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение
биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически
осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных
волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению
эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое
поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям
среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между
различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем
умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.
Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных
сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их
границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется
непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)
заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы
заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно
опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения
животных.
2. Сознательная деятельность человека
Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они
всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых
сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и
подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать
других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно
определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами
прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется
усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими
поколениями.
3. Психологическая характеристика сознания
Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других
психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек
никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,
психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,
познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как
отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию
этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить
их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,
воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания
такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная
взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный
момент или вовсе не существование в данный момент человек может только
произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.
передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и
других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют
в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от
всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.
4. Возникновение и развитие сознания
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания
является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная
деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с
другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками
деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть
определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального
сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для
пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,
получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в
начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего
мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему
природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как
отделенный от него и существенно независимый от него. Такая
последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.
5. Сознание и бессознательность
На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.
Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ
действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет
специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он
относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,
в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в
разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К
одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,
описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание
имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно
связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений
проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,
памятью и воображением.
Познавательная сфера личности
1. Ощущения
2. Восприятие
3. Память
Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.
1. Ощущения
Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и
животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов
и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они
являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира
доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.
Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –
начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств
(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и
соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным
процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –
основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого
ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного
движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с
закрытыми глазами.
Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои
специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность
– определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния
рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов
чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)
Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ
осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации
раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина
раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная
величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха
min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение
движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).
2. Восприятие
Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма
ощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделить
на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую
роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики
восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего
мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность
восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем
абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в
течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство
воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)
Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с
пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной
основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с
другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость
восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его
личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают
восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –
один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы
требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при
восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие
времени. Это отражение длительности и последовательности явлений
объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности
и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и
скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов
может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие
предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.
Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.
3. Память
Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет
представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего
содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и
знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или
связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного
опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный
материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.
Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –
двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на
чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и
т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и
сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная
(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)
в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в
соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,
постпроизвольная.
Психология личности
Личность, ее структура и направленность
1. История развития представлений о личности
2. Структура личности
3. Развитие личности
4. Индивидные свойства личности
1. История развития представлений о личности
По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –
философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском
конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.
2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности
личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода
включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что
были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.
3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать
кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения
целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных
психических функций.
2. Структура личности
Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий
индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,
социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)
Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные
предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная
стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или
словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).
3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов
К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;
б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;
г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в
основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.
Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом
проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура
потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).
3. Развитие личности
Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на
каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,
отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:
|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |
|периоды | | |
|раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет |
|младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|
|во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его |
|год) |привязанности, а |отвержение, |
| |также при |игнорирование |
| |удовлетворении всех | |
| |его жизненных | |
| |потребностей и | |
| |потребностей в | |
| |общении | |
|позднее |ребенок обретает |чувство своей |
|младенчест|автономность и |неприспособленности,|
|во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих |
| |установление баланса|возможностях, в этот|
| |между чувством |период у ребенка |
| |независимости, |слабо развита речь и|
| |самостоятельности и |присуще желание |
| |с другой стороны |скрыть свою |
| |ограничениями |ущербность |
| |взрослых | |
|раннее |формируется |пассивность, |
|детство |активность, |проявляющаяся в |
|(3-5) |инициативность, |вялости, |
| |живое воображение, |подавленности, |
| |активное изучение |чувство зависти, |
| |окружающего мира, |отсутствие признаков|
| |включение в |полоролевого |
| |полоролевое |поведения |
| |поведение | |
|среднее |чувство долга, |характерно чувство |
|детство |стремление к |собственной |
|(5-14) |достижениям, |неполноценности, |
| |происходит активное |слабые трудовые |
| |усвоение |навыки, избегание |
| |инструментальных и |сложных заданий и |
| |предметных действий |ситуаций |
| | |соревнований, а |
| | |также присуще |
| | |конформность – |
| | |«рабское поведение» |
|половая |формируется |путаница ролей, |
|зрелость, |жизненное |мысли не только о |
|подростнич|самоопределение, |будущем, но и о |
|ество, |выстраиваются планы |прошлом, |
|юность |на будущее, идет |самокопание, |
|(11-20) |активный писк себя и|смещение форм |
| |экспериментирование |полоролевого |
| |в разных ролях, в |поведения, путаница |
| |том числе и в сексе,|в моральных и |
| |четкая половая |мировоззренческих |
| |поляризация в формах|установках, потеря |
| |поведения |трудовой активности |
|ранняя |близость к людям, |одиночество и |
|взрослость|стремление к |изоляция от людей, |
|(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в |
| |рождение и |избегании близких и |
| |воспитание детей, |интимных отношений с|
| |любовь и работа, |людьми, |
| |удовлетворенность |неразборчивость в |
| | |отношениях и |
| | |непредсказуемость в |
| | |поведении |
|средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|
|взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в |
|(45-60) |полноценная и |работе, ранняя |
| |разнообразная жизнь,|инвалидность, |
| |удовлетворенность |исключительная |
| |семейными |забота о себе, все |
| |отношениями, |прощение себя |
| |родительская | |
| |гордость | |
|поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, |
|взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита |
|>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|
| |такой, какая она |своего |
| |есть, ощущение |существования, |
| |полноты и полезности|желание прожить |
| |прожитой жизни, |жизнь заново, |
| |примирение с |получить от нее |
| |неизбежным, т.е. |больше чем было, |
| |отсутствие страха |боязнь |
| |смерти |приближающейся |
| | |смерти |
4. Индивидные свойства личности
Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и
приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности
человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной
деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.
Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с
особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них
есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и
впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.
Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным
средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности
(2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –
динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех
областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности
материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является
природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность
устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и
эмоционального реагирования.
Социально-психологические основы взаимодействие людей
Общение и основы взаимоотношений 1. Определение общения 2. Структура и функции общения 3. Интимные межличностные отношения
1. Определение общения
Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной
деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого
человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии
человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления
госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие
ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение
позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может
исправлять дефекты неправильного воспитания.
2. Структура и функции общения
Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны
общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен
информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает
организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе
взаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)
информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)
регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)
аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)
социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;
б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция
формирования и развития межличностных отношений.
3. Интимные межличностные отношения
Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на
взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей
друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на
помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая
цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель
может быть рациональной и может быть нравственной.
Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это
такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного
человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека
другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между
равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –
любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь
наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического
плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого
выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к
нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается
тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же
по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая
любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом
случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности
и любви.
Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины
вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных
отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,
потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.
Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он
проявляется в агрессии.
-----------------------
Виды ощущений
По контакту с раздражителем
По расположению рецептора
Дистантные ощущения
Контактные ощущения
слуховые
зрительные
обонятельные
кинестетические
кожные
вкусовые
органические
Интерацективные - органические
Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)
экстрацептивные
зрительные
слуховые
кожные
обонятельные