Профессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR – специалиста)
На языке менеджеров по персоналу профессиграмма – это документ, содержащий
основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано
развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией
или замещения должности. В профессиограмме отражаются профессиональные
требования, сформулированные на основе анализа профессиональной
деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, П.
содержит: а) модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные
качества); б) модель должности (функции, обязанности, задачи,
ответственность и т.д.).
Безусловно, без профессионально ориентированного обучения невозможно стать
специалистом высокого уровня. В соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования, PR-
специалист по своему профессиональному предназначению должен:
знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики России,
современных международных отношений; положения важнейших международно-
правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций,
регламентирующих деятельность в области международной информации,
гуманитарного и культурного сотрудничества;
знать историю и современную практику массовой коммуникации и различные
ее виды и формы;
знать историю возникновения и становления связей с общественностью
("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной деятельности;
уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со
средствами массовой информации, информационными, рекламными,
консалтинговыми агентствами, агенствами по связям с общественностью,
издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными
структурами, партиями и движениями;
владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой,
отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром общественных
связей;
уметь устанавливать связи с людьмии организациями, располагающими
важными сведениями, источниками информации;
знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками
работы в кризисных ситуациях;
постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;
уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские,
информационные кампании, владеть навыками социального и политического
маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;
уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного
мнения;
свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления
(знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога,
законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками
литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое
произведение, пресс-релиз;
квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными
средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- и
компьютерной техникой.
По общей фундаментальной подготовленности PR-специалист отвечает следующим
требованиям:
имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в
современном мире, знаком с принципиальными проблемами современного
естествознания, развития науки и техники, понимает их социально-
экономические и политические последствия;
знаком с основными учениями в области политических, правовых и
социально-экономических наук, способен научно анализировать социально
значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в
различных видах профессиональной и социальной деятельности;
знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы,
регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной
средой, учитывает их в профессиональной деятельности;
знает основные этапы истории России, ее политики, а также истории
других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы
исторической преемственности и эволюции ;
знает основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ,
механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и
концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования
общественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемы
исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной
деятельности;
знает основные проблемы информационной политики, национальной
безопасности Российской Федерации, владеет методами и приемами их анализа;
способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих
знаний на основе информационных и образовательных технологий;
способен приобретать новые знания, методически и психологически готов к
изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;
умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами и
методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с
использованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользования
ЭВМ и прикладными компьютерными программами;
владеет иностранным языком (языками), способен выполнять функции
переводчика, переводчика-референта и продолжать обучение и осуществлять
профессиональную деятельность в иноязычной среде;
владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильно
и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в
дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и
процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ,
способен определять цели специальных исследований и использовать для их
осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными
проектами;
готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способен
находить и принимать управленческие решения, знает основы педагогической
деятельности.
Специалист PR, в соответствии с общей профессиональной и специальной
подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности:
информационно-творческая;
социально-психологическая;
информационно-коммуникационная;
информационно-управленческая;
рекламно-информационная;
информационно-аналитическая;
информационно-референтская;
культурно-просветительская;
организационно-рекламная;
информационно-социологическая;
научно-исследовательская.
Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить
на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера.
2. Эмоционально-волевая сфера.
3. Познавательная сфера.
(Безусловно, такое разделение является достаточно относительным, поскольку
нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное
качество. Например, такое важное качество, как организаторские способности,
трудно отнести к какой-то одной из этих трех сфер, оно является
составляющей каждой из них и определенным образом интегрирует их.)
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR
в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными
людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной
деятельности.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество
человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное
желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей,
ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность
человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их
состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и
способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других
людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто
другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует
сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества
является необходимым условием эффективной деятельности специалиста PR. Сюда
же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность
воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств
поможет специалисту PR легче устанавливать контакт с другими людьми,
находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.
Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это
ораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PR
необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и
эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно
осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.
Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения
эмоциональности выступления. Специалисту PR необходимо не просто
ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в свою
жизнь и постоянно использовать.
Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный
талант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры,
благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно
стать весьма успешным оратором.
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать
специалисту в сфере связей с общественностью – это невербальные
коммуникации.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся
словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные
55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой,
внешним видом.
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются
движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное
значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на
котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает
дискомфорт у участников.
При постоянном общении с людьми специалисту PR необходимо знать о
невербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике.
Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен
обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство
юмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и
удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.
Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и
применять специалисту PR в профессиональной деятельности. Занятия по
физиогномике помогают ,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра на
встречах, переговорах.
От того, насколько развито это качество у специалиста PR, может
зависеть многое. Широко известно, что первое впечатление о человеке хоть и
может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии
решения.
2. Эмоционально-волевые качества.
В эту группу входят такие качества, как: . самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении. . эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями. . активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе специалиста PR . . настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. . работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо. . ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с общественностью.
Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к
достижениям, в котором отражена фундаментальная человеческая потребность –
двигаться вперед и достигать поставленные цели.
Так, в результате одного из психологических исследований, на основе
изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности
был выделен ряд особенностей:
1) этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;
2) они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем;
3) люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого
качества для успешной работы. . Следующее качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста PR деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист PR должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть, адекватная, но, ни в коем случае, не слишком завышенная самооценка, это также может помешать налаживанию контактов. . Также важно иметь способность к самокритике, поскольку это будет способствовать дальнейшему личностному росту.
3. Познавательная, когнитивная сфера.
К этой сфере относятся такие качества, как:
. здравый смысл . живой, ищущий ум . гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно . внимание к деталям . инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений . креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач.
Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая ,,плюсы,, и
,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал.
Итак, все профессионально-важные качества специалиста PR можно
условно разделить на три сферы, при объединении которых получается
теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с
общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к
анализу деятельности PR.
Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех
остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.
1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям.
2. Организаторские способности.
3. Самообладание, самоуправление
4. Уверенность в себе.
5. Адекватная самооценка, критические способности.
Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:
- Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель «Направленность на общение»)
- Ораторское мастерство (опыт).
- Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» )
- Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ).
- Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ).
- Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности»,
«Организаторские склонности).
- Активность).
- Настойчивость(«Направленность на себя»).
- Работоспособность.
- Ответственность.
- Потребность в достижениях.
- Здравый смысл.
- Гибкость ума.
- Инициативность.
- Креативность.
Таким образом, подводя итог и цитируя высказывания ведущих
российских специалистов в сфере PR, можно сказать, что сегодня от хорошего
специалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения,
как коммуникативность, организационные способности, умение брать на себя
ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии,
гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма,
обаяние.
Специалист по связям с общественностью должен быть широко
эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких
областях, как политика, история, социология, психология, литература,
экономика, владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного
изложения.
Кроме того, поскольку PR-специалисты, владея разными
психологическими методиками и технологиями, имеют возможность влиять на
эмоции людей, управлять человеческим сознанием, формировать общественное
мнение такие специалисты должны обладать порядочностью и этикой.
Немаловажную роль играет хороший вкус и культура.
Целью деятельности специалистов PR не должно являться привлечение внимания
потребителя во что бы то ни стало, не считаясь ни с какими ценностями.
Наконец, специалистам в сфере PR необходимо умение работать в
коллективе, понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность,
быть по возможности открытым и честным, важно приобрести навыки участия в
дискуссии, научиться говорить по существу.
И, конечно, как и в любой сфере деятельности, специалисту PR
необходимым реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств и
навыков.