Министерство общего и профессионального образования
Башкирский государственный педагогический университет
Кафедра социальной и практической психологии.
Факультет психологии.
Специальность 020400
Курс 6.
Автореферат к выпускной квалификационной работе
Боброва Людмила Валерьевна
Тема:
Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.
Научный руководитель:
Старший преподаватель социальной и практической психологии
Курунов Виктор Валерьевич
Уфа 2003 г.
В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы
социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего
приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной
системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым
трудным в воспитательном отношении.
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная
роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости
от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять
активность личности.
Целью исследования является определение соотношения коммуникативных
способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Объектом исследования является особенности общения детей подросткового
возраста.
Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с
особенностями общения у детей подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных
способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в
том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом
возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми
младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в
целом.
С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор
Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС
предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей
для детей старшего возраста.
Методика Айзенка (опросник E.P.Q.) предназначен для изучения
индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма.
А также использовалась одна из форм естественного эксперимента –
характерологическая беседа. В беседе с наибольшей полнотой обнаруживается
субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности,
переживания и эмоциональные отношения.
Для проверки гипотезы и определения коэффициента ранговой корреляции
использовали формулу Спирмена.
Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8 В класса,
школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из
них 15 мальчиков, 14 девочек.
Дипломная работа включает 2 главы. В I главе были раскрыты проблемы
общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в
подростковом возрасте.
Были получены следующие выводы.
С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в
личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее
удовлетворения. Сверстники также выступают значительной фигурой в жизни
подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию хорошего
товарища, пользоваться доверием сверстником.
Неудовлетворённость в общении вызывает у подростков глубокие
переживания, которые могут порождать тревожность. Общение и тревожность
тесно взаимосвязаны.
Во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения
особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.
Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных
способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о неумении
подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность,
искренность, доверие друг к другу, что приводит к нарушениям сферы
межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.
Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли
к выводу, что результат коэффициента ранговой корреляции попадает в зону
значимости, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует
взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных
способностей у детей подросткового возраста.
В заключении можно сказать, что:
Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто
приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных
отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность,
закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не
случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных
граждан к общению.
От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной
деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье
каждого.