Содержание
Введение 2
1. Изучение ценностных ориентаций 3
2. Изучение темперамента и личности школьника 7
3. Общие психолого-педагогические выводы 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Предлагаемая работа представляет собой психолого-педагогическую
характеристику учащегося 8 класса. В ней были подробно изучены основные
особенности на личностного развития учащегося на конкретном этапе этого
процесса. На основе обработки результатов специализированных тестов были
сделаны выводы не только о ценностно-ориентационном развитии (глава 1),
классифицированы ценностные системы, но и была предпринята попытка
объективно оценить положительные и отрицательные качества развивающейся
личности (глава 2 и 3). Помимо этого был произведен поиск как внешних, так
и внутренних причин формирования данных недостатков, рассмотрены и
проанализированы отношения испытуемого в коллективе, его отношение к труду,
дисциплинированность и ряд других показателей, которые несомненно являются
внешней проекцией внутренних характеристик данного индивида. В заключении
данной работы были сформулированы основные психолого-педагогические задачи,
стоящие перед учителем, а также был произведен поиск наиболее продуктивных
методов достижения благоприятных результатов, направленных на устранение
или же мягкую коррекцию некоторых недостатков.
Кроме того, в ходе подготовки данной работы был проанализирован ряд
литературы, посвященной данной проблематике, изучена литература как
научного, так и практически- методического характера. Важная роль была
уделена пособиям, имеющим своей целью облегчение работы практикующего
детского психолога и содержащим ряд методических советов по осуществлению
анализа и возможности применения получаемых результатов тестов.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося 8 «Б» класса Самсонова
Сергея Юрьевича
Общие данные.
Самсонов Сергей Юрьевич, 1988 года рождения. Ученик 8 «Б» класса школы №
46 города Курска.
1. Изучение ценностных ориентаций
В начале анализа результатов тестов, необходимо дать определения
основным понятиям, которые будут использованы в ходе предлагаемой работы, а
также определить непосредственно контекст, в котором будет идти
рассмотрение не только проблематики формирования ценностных ориентаций у
конкретного ученика, но и изучение темперамента, а также рассмотрение
основных характеристик личности Сергея также на основе результатов тестов.
Итак, ценностные ориентации — сложный социально-психологический
феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности,
являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий
подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностньм
позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет
многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и
жизненными целями личности. В рассматриваемом нами примере, как и в
большинстве случаев, система ценностных ориентаций не является чем-то
абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична,
отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости
личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере
случайных жизненных ситуаций.
Предметом нашего исследования является система ценностных ориентации
учащегося 8 класса.
В предлагаемых тестах исследуется специфическая роль содержательно-
смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных
ориентации личности в их связи с особенностями личности и факторами
социализации в юношеском возрасте. Для этого возраста помимо традиционных
ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение,
поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет
общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными
взглядами, мнениями. Однако у данного ученика процесс становления системы
ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена
нравственного инфантилизма, что также последнее время является типичной
проблемой подростков данного возраста. Этот возраст является периодом
интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей
влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с
появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования
ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением,
накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного
социального положения.
Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется
значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм
поведения, взглядов, идеалов. Наиболее значимыми целями для испытуемого
являются самостоятельность(1), свобода и независимость в поступках (8),
удовольствие (5), хорошие и верные друзья (10). Столь значимая оценка
самостоятельности как независимости в суждениях отражает внутренние
процессы формирования личности, связанные прежде всего со стремлением
освободиться от родительской опеки (скорее всего, таковая наблюдается
дома), иногда болезненное стремление к независимости. Важная роль,
отведенная испытуемым верным друзьям говорит о начальном формировании
моральных идеалов и принципов.
Для ученика не имеют значения такие цели в жизни как интересная работа
(6), любовь (7) и уверенность в себе (2). Такие результаты могут говорить
о том, что у испытуемого, возможно, еще не возникало острой потребности в
таком явлении как ощущение комфорта в общении со своими сверстниками, т.е.
уверенности в себе. Теоретически, Сергей может ощутить эту потребность
несколько позже, когда внутренние конфликты, а также притязание на
притязание выйдут на первый план в его личностном формировании и этот
процесс будет довольно острым. К числу достаточно значимых целей
испытуемый относит красоту (9) – результат отсутствия типичного для
подросткового возраста комплекса неполноценности (опять-таки, возможно
несколько более позднее его возникновение), счастливую семейную жизнь (12).
Это может быть вызвано благоприятной внутренней атмосферой в доме и семье,
что подтверждает вышеприведенное умозаключение о том, что ребенок подвержен
опеке со стороны родителей. Достаточно значимым испытуемый считает и
познание, возможность расширения кругозора (11).
Малозначимыми представляются активная деятельная жизнь (15), а также
здоровье (4). Про оставшиеся ценности можно сказать, что из присутствие
необязательно в жизни испытуемого.
Итак, выше была рассмотрена структура формирования терминальных
ценностей.
Инструментальные ценности.
Прежде всего необходимо отметить, что в данном тесте были использованы
принципы системного подхода в силу распространения его в науке в рамках
концепции интегральной индивидуальности. В данном контексте можно говорить
об еще одной функции ценностных ориентации — системообразующей. Именно
исходя из этого ценностные ориентации и были разделены на два типа –
терминальные и индивидуальные. Обоюдное развитие этих двух типов ведет в
свою очередь к гармонизации личности, становлению целостной
индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных
ориентаций есть проявление социальной активности — ведущей деятельности в
раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в
структуре интегральной индивидуальности учащихся 8-9 классов. Итак,
наиболее значимыми инструментальными ценностями для испытуемого являются
терпимость, ответственность и рационализм. Для Сергея не имеют значения
высокие запросы, твердая воля, а также жизнерадостность. Возможно, такие
суждения сформировались у испытуемого в силу его лояльного отношения к
таким вопросам как работа над собой.
По результатам тестирования к числу достаточно значимых
инструментальных ценностей относятся широта взглядов, образованность и
самоконтроль. Мало значимыми представляются непримиримость к недостаткам в
себе и других (8), а также чуткость, заботливость (8), воспитанность (7) и
эффективность в делах (5). В скобках указаны номера ценностей в тесте – как
они и расположены по порядку. Про оставшиеся ценности можно сказать, что их
присутствие необязательно в жизни испытуемого. Из всего этого можно сделать
вывод, что Сергей значимо отличается от сверстников следующими свойствами:
1)относительно высокой активностью и работоспособностью; 2) более высокой
эмоциональной чувствительностью к неудачам в предметной деятельности; 3)
большей общительностью, добродушием, открытостью, естественностью и
непринужденностью в общении, готовностью работать с людьми; 4)
доверчивостью и благожелательностью по отношению к людям, свободой от
зависти; 9) экстернальностью по отношению к своему здоровью.
2. Изучение темперамента и личности школьника
В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методик,
направленных на изучение личности школьников 8-9 класса. С их помощью были
изучены различные уровни интегральной индивидуальности учащихся 8-9
классов.
Опросник, задачей которого является изучение темперамента школьника,
содержит 60 вопросов. Необходимо отметить, что это иногда вызывало
некоторые затруднения у испытуемых, т.к. большой объем данного опросника
вызывал утомление и иногда потерю внимания. Однако, как отмечали сами
учащиеся, варианты ответов «да/нет» были удобнее и несколько упрощали
задачу ответов на вопросы. В ходу обработки результатов теста было
выяснено, что Сергей по темпераменту является сангвиником.
Изучение личности школьника – это сложный и трудоемкий процесс в силу
неадекватности, неоднородности и разносторонности изучаемого явления. Ряд
сложностей представляет в некотором плане неоднозначность личности
испытуемого, вызванная незаконченным процессом формирования личности, а
точнее началом этого длительного и трудного процесса. Надо учесть, что
личность формируется практически на протяжении всей жизни, однако основы
характера, а также основные личностные характеристики закладываются именно
в возрасте примерно 14 лет. Именно поэтому глубокое изучение личности
подростка в предлагаемом возрасте особенно важно.
Говоря о результатах исследования, важно учесть, что Сергей в
коллективе класса не является аутсайдером, но при этом его суждения не
являются наиболее авторитетными для сверстников. Он, скорее является
типичным представителем немногочисленной группы, отношение одноклассников к
которой нельзя назвать негативным, оно лояльно и даже во многих вопросах
является положительным. Успеваемость Сергея нельзя охарактеризовать как
отличную. Среди его оценок преобладают хорошие отметки по естественно-
научным дисциплинам (алгебра, геометрия, химия, биология), по гуманитарным
же дисциплинам оценки колеблются между «хорошо» и «удовлетворительно». Это
позволяет сделать вывод о естественно-научных наклонностях Сергея, однако
трудно сказать, будут ли впоследствии его интересы определяющими в выборе
будущей профессии, т.к. его заинтересованность в учебной, а следовательно и
научной деятельности нельзя охарактеризовать как повышенную. Возможно, это
связано в уровнем его кругозора и начитанности – он средний относительно
сравнения с кругозором его одноклассников, чья заинтересованность в учебе
более высокая.
Однако, есть сферы знаний, которыми Сергей интересуется и в них,
возможно, в силу его повышенной заинтересованности в получении знаний в
данной сфере, уровень его знаний высокий. Например, ему интересны военные
вертолеты – как российского, так и западно-европейского происхождения. В
умении выразить свою мысль у Сергея преобладает письменная форма. Важно
отметить, что испытуемый чувствительно относится к похвале – заслуженная
похвала для него может стать серьезным положительным стимулом к активизации
деятельности.
Если же обратиться непосредственно к анализу данных теста, мы увидим,
что испытуемый среди положительных качеств: V Аккуратность; V Вдумчивость; V Восприимчивость; V Жизнерадостность; V Заботливость; V Искренность; V Мстительность; V Обаяние; V Осторожность; V Отзывчивость; V Педантичность; V Подвижность; V Принципиальность; V Рассудительность; V Решительность; V Самоотверженность; V Сдержанность; V Сообразительность; V Терпеливость; V Увлеченность; V Упорство; V Энтузиазм.
Испытуемый выделил такие черты как аккуратность, отзывчивость,
обаяние, осторожность, искренность и заботливость. Сюда же он отнес
упорство, принципиальность, жизнерадостность. Среди отрицательных качеств:
. Беспечность;
. Гордость;
. Грубость;
. Вспыльчивость;
. Завистливость;
. Застенчивость;
. Злопамятность;
. Капризность;
. Легковерие;
. Медлительность;
. Мечтательность;
. Мнительность;
. Нерешительность;
. Несдержанность;
. Обидчивость;
. Подозрительность;
. Равнодушие;
. Развязность;
. Трусость;
. Стыдливость;
. уступчивость.
Испытуемым были отмечены следующие качества из вышеперечисленных:
несдержанность, подозрительность, грубость, гордость, застенчивость,
капризность и беспечность, вспыльчивость. Отсюда можно сделать вывод, что у
испытуемого по отрицательным и положительным качествам самооценка
адекватна.
Теперь обратим внимание на индивидуально-психологические свойства,
которыми отличаются учащиеся класса, в котором учится Сергей. Одноклассники
в общей массе своей необщительны, хотя и независимы в суждениях,
подозрительны и ревнивы, обладают развитым воображением, независимы, но в
то же время очень фрустрированны, отличаются высокой нормативностью
поведения. Здесь проявляется двойственность той социальной среды, в
которой, возможно, эти школьники существуют. Другими словами, здесь мы
наблюдаем противоречие: с одной стороны, школой декларируется в качестве
основной ценности тяга к знаниям и обучению, а с другой стороны,
индивидуально-психологические качества большинства учащихся этому не
способствуют.
Важно отметить, что школа, в которой обучается Сергей не отличается в
значительной степени по типу от других городских школ – это не лицей, не
гимназия. Возможно, традиционность и сопутствующие этому минусы процесса
обучения (например, типичная ситуация – «вешание ярлыков» педагогами на
учеников) влияют не только на отношение учеников к учебе, но и на их
личностное развитие в целом. Качественный анализ данных тестирования
позволяет выявить специфику существующей в личности любого ребенка
структуры ценностных ориентаций, обусловленную их типом. Имеют место также
общие моменты. Важно отметить, симптомокомплекс напряженности выделен в
ходе анализа у большинства одноклассников Сергея, т.е. фактор напряженности
присущ большинству учащихся независимо от типа ценностных ориентаций.
Следовательно, напряженность можно считать возрастной чертой не только в
данной классе, но и у всех представителей данного возраста. Возможно,
напряженность связана с такими свойствами личности, как настойчивость в
достижении цели, точность, осознанное соблюдение норм и правил поведения,
что в свою очередь связано с качественным домашним воспитанием. При этом
напряженность снимается за счет слабой заинтересованности в учебе у
испытуемого, т.е. основными показателями, в которых может возникать
некоторая напряженность - это межличностные отношения со сверстниками (как
мы помним, Сергей еще в тесте на терминальные ценности в категории наиболее
значимых выделял хороших и верных друзей).
Необходимо отметить что способность к учению у испытуемого – хорошая.
Степень развития произвольного внимания можно охарактеризовать как высокую,
но при этом при возникновении утомления падает сосредоточенность, что,
собственно говоря, является естественной реакцией организма на утомление.
Сергей довольно осмысленной воспринимает учебный материал, однако быстрота
осмысления не очень высокая. Но необходимо отметить одну особенность –
получая в распоряжение новую информацию и осмыслив ее, Сергей может
использовать полученные знания в разных сферах деятельности. Особенно
удачным является умение Сергея преобразовывать теоретическую информацию и
применять ее на практике, насколько это возможно. Умение связывать теорию и
практику оказывают положительное воздействие на познавательный процесс
Сергея и, подчас, облегчают некоторые учебные задачи.
Касательно общего уровня развития мышления можно отметить, что у
Сергея этот уровень позволяет ему довольно на высоком уровне отличать
существенные признаки предметов и явлений от второстепенных. Однако уровень
усвоения абстрактных понятий несколько затруднен, при этом испытуемый может
делать самостоятельные вывод, независящие от мнений группы сверстников,
довольно быстро находит пути решения учебных задач. Это позволяет нам
сделать вывод, что поиск выхода из реальной жизненной ситуации также не
поставит в тупик испытуемого – эти качества можно характеризовать как
находчивость.
Относительно старательности в учебной работе необходимо отметить
некоторую прохладность в отношении к данному вопросу со стороны
испытуемого. Возможно, это качество можно охарактеризовать как граничащее с
леностью.
Важно, что испытуемый обладает хорошим навыком составления планов и
конспектов в силу развитости письменной речи.
Труд в жизни Сергея, судя по всему, играет далеко не основополагающую
роль, т.к. к нему испытуемый относится довольно-таки пренебрежительно,
далеко не всегда заинтересован в общественной пользе своей работы.
Общая характеристика учащегося представляется нам следующим образом:
иногда излишне непоседлив, импульсивен, при этом школьный режим нарушает
больше по небрежности, нежели намеренно.
В целом Сергей положительно направлен к людям, важную роль в отношении
со сверстниками играет честность, добр, относительно чуткий к переживаниям
других, при этом ему не присуще чувство коллективизма, не эгоистичен.
Добросовестность проявляется только применительно к тем заданиям и видам
деятельности, которые ему действительно нравятся. Из волевых черт характера
особенно хочется отметить самостоятельность, которая иногда, в конфликтных
ситуациях, граничит с непослушанием (как было отмечено, в силу возможной
чрезмерной опеки родителей или же старшего поколения – бабушки/дедушки). Не
упрям, нельзя также сказать, что Сергей является легко внушаемым человеком.
Особенности темперамента основное выражение находят в подвижности.
Настроение характеризуется устойчивостью, преобладающей формой является
ровное или же веселое.
3. Общие психолого-педагогические выводы
Основными достоинствами данной формирующейся личности является
самостоятельность, не всегда свойственная в полной мере сверстникам,
важными характеристиками является доброта и чуткость в отношениях с людьми,
способность к сопереживанию. Притязание на притязание выражено не остро,
хотя может проявиться в дальнейшем в виде типичного для подросткового
возраста комплекса неполноценности (недовольство своей внешностью,
стремление быть таким как все и ничем внешне не выделяться из группы
сверстников, подчеркивая очередной раз свою к ней принадлежность).
Негативными сторонами является лень по отношению к деятельности,
которая «не нравится», не умение заставить себя выполнять ее – это
следствие недостатка самодисциплины.
В данной ситуации важнейшими для педагога психолого-педагогическими
задачами являются формирование у учащегося навыка самовоспитания, больше
внимания надо уделять дисциплине. Достижение благоприятного результата
будет упрощено, если оно будет осуществляться демократичными методами, т.к.
именно такие наиболее эффективны по отношению к данному испытуемому в силу
его потребности в самостоятельности.
Заключение
Итак, в предлагаемой работе была проведена практическая деятельность,
направленная на изучение при помощи различных методик тестирования
развивающейся личности подростка, учащегося восьмого класса. Данный период
характеризуется начальной стадией формирования личности, новизной
возникающих внутренних конфликтов и типичных проблем данного возраста. Тем
не менее была попытка несколько отойти от обобщенного рассмотрения развития
испытуемого которая выражалась в рассмотрении результатов тестов не как
типичных, а глубоко индивидуальных.
Однако при этом возникала возможность другой крайности – перенос
субъективного восприятия психолога данного ученика на научную
характеристику его личности.
Рассматриваемый школьник обучается в обычной школе, которая характерна
наличием самых типичных минусов современного Российского образования –
многочисленность классов, где у педагога нет достаточной возможности
уделить всем ученикам более-менее адекватное внимание, «ярлыки», которые
вешают на учеников не только сами преподаватели, ни и сверстники («ты –
отличник, мы с тобой общаться не будем!»). Хочется надеяться, что попытки,
направленные на преодоление этих недостатков школ будут успешными и будут
созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
Список использованной литературы
1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: из опыта работы. – М., 1997. 2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В.Гамезо. – М.,
1984. 3. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988. 4. Матюшкин А.М. Психологическая стуктура, динамика и развитие познавательной деятельности // Вопросы психологии. – М., 1982, № 4. 5. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1990. 6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. –
М., 1982. 7. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. 8. Немов Р.С. Психология образования. М., Владос, 2000.
Приложение 1
Методика изучения ценностных ориентаций школьника
Испытуемому предлагается оценить указанные ценности баллом от 1 до
16. Наивысшая оценка 1, низшая 16. Причем оценку можно использовать только
один раз.
Терминальные ценности
|Самостоятельность как независимость в суждениях и |1 |
|оценках | |
|Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий|14 |
|и сомнений) | |
|Материальная обеспеченность (отсутствие материальных | |
|затруднений в жизни) | |
|Здоровье (физическое и психическое) | |
|Удовольствие (жизнь, полная удовольствий, приятного | |
|проведения времени, много развлечений) | |
|Интересная работа | |
|Любовь (духовная и физическая близость с любимым | |
|человеком) | |
Свобода и независимость в поступках и действиях
| | |
Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)
| | |
Хорошие и верные друзья
| | |
Познания (возможность самообразования, расширения кругозора,
интеллектуального развития)
| | |
Счастливая семейная жизнь
| | |
Творчество (возможность творческой деятельности)
| | |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
| | |
Активная деятельная жизнь
| | |
Равенство (братство, равные возможности для всех)
| | |
Инструментальные ценности
9.