Реферат по предмету "Психология"


Шпоры по психологии

смотреть на рефераты похожие на "Шпоры по психологии"
|30 |29 | |Паника как массовое психологическое |Психология массовых слухов – это форма | |явление – это стихийное поведение |искажения информации о значимом объекте, | |большого числа людей, находящихся в |циркулирующей в больших диффузных группах| |эмоциональном возбуждении связанное с |в условиях неопределенности и | |чувством неконтролируемого страха. Это |социально-психологической нестабильности.| |стихийно возникающее, неорганизованное |Это наиболее распространенное явление. | |состояние и поведение людей. |Причины слухов: 1)возникаю в связи с | |Факторы, влияющие на панику: 1)общая |важными для людей событиями 2)в условиях | |психологическая атмосфера тревоги и |неопределенности (непонятная или | |неуверенности 2)наличие возбуждающих и |противоречащая информация 3)политическая | |стимулирующих панику слухов 3)личностные |и экономическая нестабильность в обществе| |качества (наличие предрасположенности к |4)потребность людей в новой, необычной | |панике) 4) при стечение частных и |информации | |конкретных условий жизни. |Функции слухов: 1)удовлетворяют и | |Также на панику влияют: 1)уровень |стимулируют естественную потребность | |образования (более высокий – менее |человека в познании окружающего мира | |подвержен) 2)имущественный статус (чем |2)снимают или снижают неопределенность | |выше – менее подвержен) 3)семейный статус|относительно важных событий 3)помогают | |(более подвержены матери одиночки) |сориентироваться в ситуации и регулируют | |4)внушаемость, критичность, уровень |поведение | |тревожности |Стратегии профилактики слухов: | |Формы поведения при панике (исследование |1)добиваться высокой степени | |Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое |информированности диффузных групп | |чувство страха, затем самостоятельно |2)снижать значимость событий вокруг, | |проанализировав ситуацию успокоились 2) |которых назревают слухи 3)улучшение | |испытали чувство страха, затем обсудив с |политической, экономической и | |кем-то ситуацию успокоились 3)сильно |межнациональной обстановки | |испугались, затем самостоятельно |4)нейтрализовать влияние | |проанализировав ситуацию впадали в панику|распространителей слухов | |4)сразу паниковали, не пытаясь ничего | | |проверить | | |Сверхпаника (люди находятся в | | |оцепенении). | | |Наблюдаются феномены: 1)центральности | | |9переживает из-за того, что находится в | | |самом центре событий 2)утрата чувства | | |пространственной ориентировки 3) утрата | | |границ между жизнью и смертью 4) человек | | |переживает одиночество, даже если | | |находится среди людей | | |28 |27 | |Психология толпы: характеристика, виды, |Большая социальная группа, объект | |поведение Толпа - многочисленные |исследования | |скопления людей. К ним относятся: |Значение исследований обусловлено тем, | |стихийные бедствия, общественный |что человек осуществляет свою | |транспорт, массовые зрелища, политические|жизнедеятельность как член той или иной | |акции, места массовых празднований и |социальной группы. | |отдыха. |Виды БСГ: Основой деления является | |Характеристики толпы: В неограниченных |характер межгрупповых и внутригрупповых | |пространствах толпа формируется |социальных связей. В первом случае – | |кольцеобразно, имеет центр и периферийные|группы существуют независимо от сознания | |слои. В ограниченных пространствах форма |и воли людей. Во втором – сознательное | |зависит от физических ограничений. |объединение людей. По времени | |Величина толпы определяется количеством |существования: длительно существующие | |собравшихся людей. Плотность толпы |(нации, классы) и коротко существующие | |определяется числом людей, приходящихся |(митинги, толпа) По хар-ру | |на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную |организованности (партии, союзы) | |форму. Состав толпы зависит от причин, по|неорганизованности, возникающие стихийно | |которым она возникает. |(толпа) и организованные сознательно | |Особое поведение человека в толпе: |(партии) | |1)нивелирование индивидуальных различий в|БСГ интегрируется по объективным | |толпе 2)увеличение силы одного человека, |(социально-демографические показатели) | |в составе толпы 3)снижение |субъективным (партии) | |интеллектуальной характеристики |объективно-субъективным (комитет | |4)снижение самоконтроля в зависимости от |солдатских матерей) основаниям | |ситуации и вида толпы 5)в толпе |Уровни интеграции БСГ: 1)типологический | |распределяется внимание |(домохозяйки) – нет единства по | |6)иррациональность поведения в толпе |социально-психологическим показателям, не| |Основные признаки толпы: |относят себя к группе 2)идентификационный| |1)многочисленность 2)высокая контактность|(человек ассоциирует себя с той или иной | |(люди находятся близко друг от друга) |группой) 3)установочная солидарность | |3)эмоциональная возбужденность |(готовы действовать в совместной | |4)неорганизованность (стихийность) |деятельности) 4)непосредственной | |5)неустойчивость цели (бесцельность) |совместной деятельности Факторы, | |Виды толпы: 1)по уровню активности: |определяющие уровни интеграции: 1)степени| |пассивные (отсутствие эмоционального |однородности-разнородности (чем более | |возбуждения, стимула, быстро собирается, |однородна, тем выше уровень интеграции) | |и рассеиваться) активные (всякая толпа, |2)Эмпиричные характеристики БСГ | |находящаяся в состоянии эмоционального |(позволяет отделить одну группу от | |возбуждения): агрессивные (решает |другой) 3)внутри и межгрупповые | |проблемы насильственным путем) |коммуникации 4)социальная мобильность БСГ| |спасающаяся (паническая толпа) |(при высокой вероятности перехода в | |стяжательская (стремление к грабежу, |другую группу, снижается интегрированость| |мародерству) |БСГ | |Толпы бывают долговременные и ситуативные|Свойства БСГ: 1)активность - пассивность | | |БСГ 2)открытость – закрытость (для | | |вхождения в эту группу) | | |3)целенаправленность-бесцельность | | |4)интегрированность – | | |дезинтегрированность | |16 |17 | |Психологические механизмы социальной |Межличностные отношения – это объективно | |перцепции. |переживаемые, в разной степени | |Включает восприятие социальной |осознаваемые взаимосвязи между людьми. | |действительности и человека человеком. |Межличностное общение – общение личности | |Механизмы включают: 1)феномен первого |с личностью. Отношение к другому | |впечатления 2)механизм проекции (человек |человеку. Общественные отношения – | |переносит свои переживания, ощущения на |отношения между представителями больших | |другого человека) 3)категоризация |социальных групп. | |(отнесение человека к той или иной группе|Виды: по модальности (позитивные | |по определенным критериям 1)число |(положительные), негативные | |категорий (min 1-2) 2)модальность |(отрицательные), амбивалентные | |категории (по позитивным критериям |(двойственные) нейтральные) по целям | |(относится к группе) по негативным |(деловые, личные) по направленности | |критериям (не относится к группе)) |(вертикальные (различные иерархические | |4)механизм упрощения (преувеличение |уровни) горизонтальные (один уровень)) | |негативного или позитивного восприятия |Структура: 1)когнитивный компонент | |характеристик человека) 5)механизм |(предполагает осознание того, что | |переноса (переносим мнение, которое мы |нравится, а что не нравится в | |получили в другой ситуации) 6)механизм |межличностных отношениях) 2)поведенческий| |создания «жертвы» (хочется пожалеть |компонент (реализуется в конкретных | |человека) 7)механизм группоцентризма |действиях. Если человек нравится, | |(человек воспринимается через призму |поведение будет доброжелательным) | |статуса)) |3)эмоциональный компонент (переживание, | |Факторы социально-перцептивной точности |оценка другого человека, обусловлены | |1)характеристика субъекта восприятия |социо-культурными нормами групп)) | |2)характеристика объекта восприятия |Функции: 1) помогают адаптироваться в | |3)характеристика взаимоотношений между |новой среде 2)познавательная (соц. | |объектом и субъектом 4)физические и |познание, познание другого человека) | |социальные условия среды, в котором |3)удовлетворяют потребности человека в | |происходит процесс восприятия 5)цели и |контакте с другими людьми | |задачи социальной апперцепции | | |Биологические характеристики: пол и | | |возраст. Эти показатели влияют на | | |восприятие другого человека. | | |Психодинамические факторы: например | | |тревожные люди обладают большей | | |социальной перцепцией. | | |Факторы профессии: лучше воспринимают те | | |люди, чьи профессии связанны с | | |восприятием людей | | |Эмоциональное состояние: от него зависит,| | |как воспримет человек другого человека | | |18 |19 | |Основные феномены межличностных отношений|Понимание малой группы – это небольшое по| | |размеру объединение людей, объединенных | |1)симпатия (избирательная |общей целью и которые могут | |привлекательность (вызывает когнитивный,|контактировать между собой. | |эмоциональный, поведенческий отклик), |Количественная характеристика: нижняя | |эмоциональная привлекательность) |граница – 2-3 человека, верхняя – 20-25. | |2)аттракция ((притяжение) понимает |Наиболее оптимальная группа 7+-2 | |потребность одного человека быть вместе с|Качественная характеристика: контактность| |другим, обладающим определенными |группы – способность каждого члена группы| |особенностями) 3)антипатия 4)эмпатия |беспрепятственно контактировать друг с | |(сопереживание, отклик одной личности на |другом целостность социальная и | |переживание другой) 5)совместимость |психологическая общность индивидов, | |(оптимальное сочетание психологических |входящих в группу. | |особенностей партнеров, способствующих |В группе малой численности (3-4) быстро | |оптимизации их совместной деятельности) –|развивается групповой эгоизм (к другой | |несовместимость 6)сработанность |группе), развивается феномен | |(удовлетворение от общения; |«корпоративности», большая вероятность | |согласованность действий) 7) симтомность |психической несовместимости членов | |(феномен, приобщающий к жизни другого |группы, большая вероятность появления | |человека) |пресыщенности общением. В группе большой | |Динамика межличностных отношений: |численности (> 15) происходит деление на | |отношения зарождаются, закрепляются, |микрогруппы, отношения складываются между| |достигают определенной зрелости, |микро группами. | |ослабляются, разрываются) Зависит от |Содержательные характеристики малой | |следующих критериев: 1)наличие и глубина |группы: 1)групповые свойства | |эмоц. связей 2)частота и интенсивность |(сработанность, организованность и др.) | |контактов 3)повторяемость контактов |2)групповые процесс (лидерство, групповое| |4)доверительность в контактах |принятие решений и др. 3)групповые | |Уровень межличностных отношений: |состояния (социально-психологический | |1)первичное знакомство 2)приятельские |климат, атмосфера) 4)мотивационные | |отношения (создает основу для дальнейшего|установочные характеристики малой группы | |развития отношений) 3)товарищеские |(мотивы, установки, интересы, задачи, | |отношения (позволяет закрепить |цели) | |межличностный контакт, происходит | | |сближение интересов и т.д.) 4)дружеские | | |отношения (устойчивые, общность | | |интересов, целей и т.д.) 5)супружеские | | |На проявление межличностных отношений | | |влияет: пол, возраст, национальность, | | |темперамент, положение, профессия и др.) | |
|20 |25 | |Структура малой группы – это совокупность|Конфликты в МГ – это групповое состояние,| |связей, складывающихся в ней между |отражающее противоречие во | |индивидами. |взаимоотношениях между людьми (процесс | |1)Формальная – официально закрепленные |взаимодействия между людьми в форме | |отношения. Определяется формальными |противодействия) | |предписаниями (должностными инструкциями |Функции конфликта: 1 т.з. это есть | |и др.) |негативное явление в группе (основная | |2)Неформальная – отношения сложившиеся на|функция: сигнализировать о проблеме) 2 | |неофициальном уровне. Реально |т.з. объективно существует независимо от | |складывающаяся структура связей, |сознания людей в группе (основная | |коммуникаций и влияния. |функция: сигнализировать о жизни группы, | |3)Социометрическая – совокупность связей |об изменениях в ней (симпатия, антипатия | |между членами, характеризуемых взаимным |и др.) 3 т.з. есть позитивное явление в | |предпочтением и отвержением по |группе, сигнализирует об изменении в | |результатам социометрического теста (в |группе, помогает избежать застоя в группе| |основе лежит эмоциональные отношения) |(управляемый конфликт) | |4)Коммуникативная - совокупность связей |Составляющие конфликта: 1)участники | |между членами, характеризуемых процессами|конфликта (их необходимо установить, | |приема и передачи информации, |может быть несколько людей и целые | |циркулирующей в группе. |группы) 2)источники конфликта (причины: | |5)Ролевая - совокупность связей и |объективные (не зависит от сознания | |отношений между индивидами, |членов группы) субъективные (расхождение | |характеризуемых распределением между ними|во мнении и т.п.) 3)формы конфликтного | |ролей, т.е. типичных способов поведения, |взаимодействия (косые взгляды, вербальный| |ожидаемых и реализуемых участниками |конфликт, физические повреждения) | |группового процесса |4)физическая среда (пространственные | |6)Социальной власти и влияния в малой |характеристики состав воздуха и т.д. и | |группе - совокупность связей между |социальная среда (наше окружение), в | |индивидами, характеризуемая |которой происходит конфликт 5)последствия| |направленностью и интенсивностью их |конфликта (к чему он привел) | |взаимного влияния. (типы: вознаграждение,|Виды конфликта: 1)по направленности | |принуждение и др.) |(горизонтальные: между двумя | |Внеформальные (фактически реально |сотрудниками; вертикальные: | |действующие формальные отношения – |руководитель-подчиненный; перекрестный: | |пример: должность ген. директора |люди из разных групп 2)по субъектам | |выполняет его заместитель) |(между: 2 людьми, личностью и группой, | |Полуформальные (среднее между формальными|группировками) 3)по основанию | |и неформальными) – друзья организуют |психологических компонентов (когнитивные:| |фирму |вступают люди в связи с каким-то мнением,| |Виды малых групп: |когнитивной оценкой, противоречием; | |1)лабораторные (специально создаваемые |эмоциональные: противоречия в чувствах, | |для решения задач) и естественные |переживаниях; поведенческие: противоречия| |(существующие независимо от воли |в поведенческих актах 4)по содержанию | |исследователя) |интересов (организационные, политические,| |2)формальные и неформальные |этнические. Реакция: на препятствия при | |3)первичные (далее не делимые по |достижении цели, личных целей, на | |формальным признакам) и вторичные |противоречиям действиям, препятствующим | |(объединяют несколько первичных групп) |нормам, личные конфликты. | |4)временные (до года) и стабильные | | |(постоянно существующие) | | |5)референтные (мнение которой для нас | | |значимо) и членства (группа, членом | | |которой мы являемся) | | |21 |22 | |Проблема групповой динамки |Психология лидерства в МГ – это феномен | |Зарубежная ?: Морено: феномен |воздействия или влияния индивида на | |«симпатии-антипатии», аттракция, эмпатия,|мнение, оценки, отношения и поведения | |совместимость лежат в основе развития |группы в целом или отдельных ее членов. | |группы. Важные показатели: число взаимных|Лидерство основано на личных качествах | |«+»- «-» выборов, неформальные связи, |лидера и социально-психологических | |общение, контакты, общность интересов, |отношениях, складывающихся в группе. | |т.е. межличностные отношения. Фестингер: |Социально-психологические механизмы | |коммуникативные связи членов группы |(принуждение, убеждение, внушение и др.) | |(задания по совместному принятию важных |Лидер не назначается официально и | |решений, т.е. как можно больше тесных |использует психологические методы. | |контактов между членами группы) Ньюком: |Психологические проявления лидерства: | |групповое согласие, т.е. сходство |1)лидер всегда более активен в решении | |социальных установок по отношению к |совместных задач) 2)чаще выдвигает новые | |значимым событиям. Нужно добиваться |решения, идеи 3)высокая способность | |развития сходных представлений, оценок и |воздействовать на других людей 4)более | |т.д. для того, чтобы поднять группу на |информирован о решаемых задачах и | |более высокий уровень |возможностях каждого члена группы | |Отечественная ?: Петровский: |5)соответствие качества лидера эталонам | |«стратометрическая концепция» (1 страта –|качества для группы 6)характеристики | |непосредственные отношения между людьми |установок поведения лидера разделяется | |(симпатия) 2 – межличностные отношения, |большинством группы | |которые связаны непосредственно с |Мотивация лидерства (группа не может быть| |деятельностью 3 – отношение членов группы|без лидера): 1)самореализация (например, | |к предмету деятельности (к задачам, |не говорящее лидерство – до того как | |целям). Единство проявляется тогда, когда|ребенок научился говорить) | |присутствуют все 3 страты. Также он |2)самоутверждение в группе 3)помощи | |выделял: 1)диффузные группы (нет |(стремятся помогать другим людям) | |совместной деятельности, продукта |4)власти (над другими людьми) | |деятельности) 2)экспериментальная группа |Функции лидерства: 1)организация людей на| |(не выполняют совместную деятельность, но|решение задач 2)выработка и поддержание | |имеют общественно значимые ценности) |групповых норм, правил, эталонов | |3)МЛО опосредовано характеризует |поведения 3)принимает ответственность за | |совместную деятельность и общественно |то, что происходит в группе 4)внешние | |значимый труд 4-5) см. 2-3, но продукт |представительства группы | |деятельности антиобщественный (4-скинхеды|5)психотерапевтическое (установка и | |и др. 5 – подростки, громящие все на |поддержание благоприятного климата в | |своем пути после футбольного матча) |группе) | |Уманский: «параметрическая концепция» (1 | | |– общественный блок (организованность, | | |подготовленность группы) 2 – личностный | | |(единство групп: эмоциональное, волевое и| | |др.) 3 – общих качеств (климат, | | |лидерство, сплоченность). Выделяются 6 | | |уровней развития групп: 1)конгломерат | | |(люди на остановке) 2)номинальная (группа| | |получает цели деятельности) 3)ассоциация | | |(начальный этап МЛО, интеграция) | | |4)кооперация (сильно выражен первый блок,| | |хорошо налажены формальные и неформальные| | |отношения) 5)автономия (выражены 3 блока)| | |6)коллектив (высший уровень развития | | |группы) | | |23 |24 | |Основные психологические теории лидерства|Феномен конформизма в малых группах | | |Явление конформизма было открыто амер. | |Харизматическая – рассматривается харизма|психологом Ашем (1951) .В основе этого | |лидера. Обладают некоторыми качествами, |понятия лежит групповое давление на | |свойства которых проявляются внешне и |личность. | |воздействуют на других людей (физические|Мейо «Хоторнчкие эксперименты» (влияние | |х-ки – рост, сложение и др. манера |присутствия незнакомых людей на рабочем | |держаться – походка, жесты, поза, голо) |месте) | |Черт (качеств) - лидером может стать |Ашем провел эксперимент с подставной | |человек, который обладает набором |группой. При выполнении задания | |определенных качеств (интеллект, |индивидуально испытуемые без особых | |доминантность, уверенность в себе, |затруднений давали правильный ответ | |независимость, общительность и др.). Для |(сравнение и оценка длинны линии). В | |разных сфер деятельности характерны |следующей серии эксперимента вместе с | |различные качества |испытуемом участвовала подставная группа,| |Ситуационная – эффективность лидерства |все члены которой давали заведомо | |определяется соответствием качеств лидера|неправильный ответ. Было отмечено, что | |и особенностей поведения в различных |30% испытуемых вслед за группой давали | |ситуациях. Вероятностная модель лидерства|неправильный ответ, т.е. демонстрировали | |(авт. Фидлер): 1)характер взаимоотношений|конформное поведение. После опроса | |между руководителем и подчиненным |испытуемых многие говорили о | |2)структурное решение задач 3)величина |психологическом давлении, которое | |официальной власти лидера «Установка |оказывало на него мнение большинства | |флюгера» (при изменении ситуации люди |группы. | |реагируют на них и меняют свои |В следующих экспериментах (Крачфилд) | |характеристики) |выделили 3 формы поведения 1)испытуемые | |Функциональная – зависит от решаемых |давшие не правильный ответ искренне | |задач: эмоциональные, интеллектуальные, |думали, что решили задачу правильно | |деловые лидеры |(эффект группового внушения) 2)не | |Поведенческая (лидером становится |согласны с мнением группы, но не хотели | |человек, который обладает нужной формой |конфликтовать (внешний конформизм или | |поведения): ориентированны на задачи или |приспособление) 3)возник внутренний | |на взаимоотношения. Левин выделяет: |конфликт из-за не совпадением с мнением | |демократический, авторитарный, |группы (внутренняя конформность). | |попустительствующий стиль лидерства |На степень выраженности конформизма | | |влияют следующие факторы: 1)пол (женщины | | |более конформны) 2)возраст (чаще | | |проявляется в молодом или старческом) | | |3)социальный статус (более высокий статус| | |– менее подвержены) 4)психическое и | | |физическое состояние (плохое состояние | | |усиливает конформизм) 5)численности | | |группы (чем больше, тем сильнее выражена | | |конформность) | |26 | | |Причины внутригрупповых конфликтов | | |1)метод и стиль руководства | | |2)противоречия в представлениях о | | |совместной деятельности 3)конфликты из-за| | |организации, условий труда 4)ролевая | | |неопределенность 5)личностные особенности| | |людей (уровень образования, стиль общения| | |и др.) | | |Конфликтные личности (Скотт): | | |1)рационалист (на конфликт идет | | |сознательно, для достижения своих целей) | | |2)жалобщик (постоянно жалуется) | | |3)взрывной 4)паровой каток (груб, | | |бесцеремонен, не может приспособиться к | | |окружающей среде) | | |Стадии конфликта: 1)латентная (участники | | |готовы вступить в конфликт, формируются | | |предпосылки конфликтных действий) | | |Основные признаки: существуют реальные | | |противоречия, осознание конфликтной | | |ситуации | | |2)открытого конфликта (реальное | | |противоборство людей) Основные признаки: | | |увеличение числа участников, количества | | |проблем, активности противоборствующих | | |сторон 3)эскалация (усиление | | |противоборства, приводит к разрушительным| | |последствиям Основные признаки: ущемление| | |интересов друг друга, угроза физического | | |насилия 4)латентная готовность к | | |разрешению конфликта (противоборство | | |продолжается, осознание безвыходности | | |ситуации, острое переживание) | | |5)разрешения конфликта (приступают к | | |переговорам, прекращается реальное | | |противоборство, снимается причина | | |конфликта) | | |Методы разрешения конфликтов: 1)сила | | |одной из сторон или третьих лиц (силовые | | |методы, административно-правовых | | |полномочий) 2)уход от конфликта | | |(прибегают, если конфликт может разрушить| | |группу, если одна из групп не готова к | | |разрешению конфликта) 3)отсрочка | | |конфликта (конфликт переносится) | | |4)компромиссные методы (принимаю | | |компромиссное решение) 5)сглаживание | | |конфликта (замалчивание некоторых | | |обстоятельств) 6)конфронтация с | | |последующим сотрудничеством (открытое | | |признание конфликта, обсуждение проблем. | | |Снятие причины и разрешение противоречий)| |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологическое возрождение России в экологическом образовании
Реферат Історичне значення донцовського Вістника
Реферат Физико-химические методы определения фенола
Реферат Экологическое сознание и самосохранение человека
Реферат О школьном природоохранном образовании
Реферат Нужен ли ионизатор воздуха или чем мы дышим?
Реферат Стратегия обеспечения Информационной Безопасности предприятия
Реферат Загрязнение среды — можно ли его избежать?
Реферат Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Реферат Обеспечение качества воздушной среды
Реферат Биосфера - сфера жизнедеятельности людей
Реферат Накопление и государственная налоговая инспекция
Реферат Экологические проекты принципы и практика
Реферат Научные проблемы охраны природы и экологии
Реферат Зачем нужны знаки припенания