Государство
и его функции
Для того чтобы
рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить - что такое
государство и пути его ( государства ) происхождения.
Государство в
классическом понимании этого слова, есть аппарат подавления одного класса
другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается в марксистской литературе.
На мой взгляд
данная точка зрения не является ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы
объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы происхождения государства, и далее,
более подробно, я рассмотрю функции государства.
Существует
множество теорий происхождения государства: разные варианты теологической
теории выводили государство из божественных начал; органическая теория по сути
отождествляла государство с живым организмом, частями которого будто бы
являются люди и их объединения; теория насилия объясняла возникновение
государства внутренними столкновениями в обществе и внешним насилием ( войнами
) ; договорная теория исходила из того, что государство явилось результатом
добровольного соглашения между его подданными для защиты их общих интересов;
патриархальная теория представляла государство как большую разросшуюся семью,
во главе с отцом-монархом.
Однако на мой
взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными
доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.
Проблема
происхождения государства и права наиболее обстоятельно исследованы в известной
работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.
По мнению автора, человечество прошло три стадии: дикость, варварство и
цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производственных
сил. По мнению автора, толчком для возникновения государства послужило
совершенствование орудий труда, что привело к расслоению общества и появлению
угнетателей и угнетенных, а также аппарата (государства) для охраны
сложившегося строя. Таким образом Ф. Энгельс является сторонником классического
определения государства.
Я согласна с
его точкой зрения на происхождение государства, однако, не могу согласится с
его определением государства.
Для того чтобы
сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности,
функциях, структуре, необходимо
рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе
структурно-функционального анализа этих понятий.
В функциях
государства выражается его сущность, его предназначение, а структура
государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его
назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.
Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная
необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной
деятельности.
Государство
есть сложная социальная организация, основным назначением которой является
осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность
государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной
жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями
государства. Функции делятся на внутренние внешние.
К внутренним
функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства,
непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды
функций:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
К внешним
функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом
обществе, относятся:
Защита
государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных
политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и
культурных связей.
Борьба с
международной преступностью.
Участие в
международной охране окружающей Среды.
Реализация
функций осуществляется различными государственными организациями. Их
количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними
определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к
выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея, необходимость деятельности, ее направление,
а государственная организация - это та материальная сила, которая воплощает
данную идею, материализует ее. Государственная функция - это очень широкое
направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной
государственной организацией. Каждая из государственных организаций в
отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от
государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью
государственных организаций.
Существуют два
вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные
организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную
деятельность.
Второй вид
представляют государственные организации, основным назначением которых является
непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства.
Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в
какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или
культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они
подразделяются на три вида.
В охранительной
сфере практическое выполнение функций возло-жено на особые вооруженные
государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство
от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения
вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые
другие вооруженные государственные организации.
В экономической
сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения,
основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая
производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и
коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы
и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи
(железные дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные
учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные
задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как
учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в
виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи
выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах
наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. В различных
современных государствах степень развития частной инициативы и частной
предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя,
политических, экономических и исторических традиций, определяется национальной
психологией и особенностям быта и многими другими факторами. Частные и
общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической,
духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные
организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные
детективные организации, объединения и организации общественности по охране
общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
1.
Охранительная функция:
Это функция государственной
деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового
порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите
конституционного строя и государства от противоправных посягательств.
Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных
отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из
различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех
причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция
также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а
также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной
собственности.
а) Под
общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых
нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности,
обычаями, традициями и т.п.)
Общественный
порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему
общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных
местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности,
общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан,
функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.
Общественный
порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и
гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам
внутренних дел, милиции.
За все виды
правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды
наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
Охрана прав и
свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими
нормативно-правовыми актами.
Так, в
частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что “В
Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в
соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека
и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации
В статье 35
пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами. Право частной собственности охраняется законом.
Таким образом,
любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и
на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные
наказания.
2.
Экологическая функция:
Эта функция
государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от
полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”)
до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех
вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных
условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи,
демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно
разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах
свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство
влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и
валютно-денежную системы.
3. Функция
социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие
государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей
важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в
состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека.
Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы,
проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье
39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской
Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).
Таким образом,
государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
4. Культурно -
воспитательная функция:
Общество в
целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел
образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее
время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве,
во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих
государствах образование является обязательным.
Государство
поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой
деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и
сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в
духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная
часть воспитательного процесса.
Большое
значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации
обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
5.
Природоохранительная функция:
Охрана природы,
окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в
результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные
связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя
неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего
общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально
обеспечить защиту окружающей среды.
В современную
эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств
приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они
затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее
использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское
хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных
проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по
охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма
государства и его органов.
Так, в статье 9
Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы,
регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного
законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и
водных кодексах.
В основе
осуществления функции лежат следующие принципы:
1. Природные
богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены
ли они в хозяйственный оборот или нет.
2.
Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать
развитию государства.
3.
Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая
ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе
РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры
наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих
принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на
решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального
использования природных ресурсов.
Внешние
функции.
1. Функция
защиты из вне:
Данная функция
является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на
защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.
Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье
59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации
несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”
Согласно этому
закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и
имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную
военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную
военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва
исполняется 18 лет.
Согласно статье
59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в
случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы,
а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену
ее альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего
возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не
несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье
87 конституции Российской Федерации “Президент Российской Федерации является
Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае
агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии
Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в
ее отдельных местностях военное положение...”
За воинское
преступление - преступления против установленного порядка несения воинской
службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими
учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за
различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного
Кодекса РСФСР.
Практическое
исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые государственные
вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении
общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации
наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач
выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает
особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым
вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы
внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных
действий.
2. Служба
безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и
конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция
(милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана
служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность
граждан.
2. Функция сотрудничества
с другими странами.
В основе этой
функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран
подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных
условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной,
политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе
совершенствования сотрудничества.
Функция
сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе
создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение
экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский
договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было
сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными
отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения
необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
1.Политическиеотношения:
Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других
государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции
РоссийскойФедерации). Для поддержания международных политических отношений
государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов,
консулов и др.
2.Экономические
отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в
систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы
определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может
существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя
торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее
распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
3.Культурные
отношения:Культура каждого народа, государства является достоянием всего
человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой
культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит
взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности
государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады,
международный туризм и многое другое.
3. Борьба с
международной преступностью:
В последнее
время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и
контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой
перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно
государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна
необходимость совместных действий государств по борьбе с международной
преступностью.
Конкретными
действиями государств в этой области является создание международных
организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких
организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по
предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия,
обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с
международной преступностью.
4. Участие в
охране окружающей Среды:
В настоящее
время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно
находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится
составной частью программы завершения строительства материально - технической
базы в государстве.
В ряде
государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими
условиями.
Крупные ученые
ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных
уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется
средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную
помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает
различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее
положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
4. Правовые
формы выполнения функций.
Функции
государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы
осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из
основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои
функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних
случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их
исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и
различают три основные формы осуществления функций:
1.
Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и
принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей.
Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают
новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2.
Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер
по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных
индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный
случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение
гражданина на должность.)
3.
Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность,
выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением
норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе
осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением
юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Деятельность
государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее
в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему
понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней
задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на
смену им приходят другие, более сложные.
В будущем будут
возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые
необходимо будет решать.
Таким образом,
из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только
аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и
организацией выражающей интересы всего общества.
Список
литературы
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Кодекс об
административных правонарушениях.
3. Уголовный
кодекс РСФСР.
4. “Функции и
структура государства” 15.07.1992 г.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tc.lib.ru/