Реферат по предмету "Финансы"


Управление финансами в малом бизнесе

--PAGE_BREAK--Связь малого и крупного бизнеса

Существует две точки зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Но существует и другой взгляд. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие — внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются  независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются «приусадебными участками» своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

Объединив эти две точки зрения, можно сделать вывод о том, что оптимальная взаимосвязь фирм предполагает их относительную независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

Как правило,  в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

В настоящее время в России партнерские малые предприятия созданы либо бывшими работниками крупного предприятия, или доверенными лицами теперешнего руководства. Такая модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как партнера. Очевидная неустойчивость общей экономической ситуации заставляет руководство крупных предприятий очень настороженно относиться к контактам с «чужими» малыми предприятиями. Положение усугубляется чрезвычайными трудностями самих крупных предприятий: сейчас даже небольшие ошибки в выборе партнеров могут привести к непоправимым результатам. Поэтому крупные предприятия стараются ориентироваться в своих контактах на максимально зависимые от них предприятия. Понятно, что при таких взаимоотношениях обе стороны не извлекают большую часть выгоды от сотрудничества. Те малые предприятия, которые смогли остаться относительно независимыми оказались более жизнеспособными.

Кооперационные связи очень важны для российских предпринимателей. И эта взаимосвязь перспективна, если создать экономические условия, гарантирующие безопасность такого сотрудничества.

Существует несколько форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д.

Субподряд

Малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность совместной деятельности. Крупные предприятия предоставляют в аренду малым помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной России.

Лизинг



Лизинг – форма долгосрочной аренды, которая предполагает по истечении срока аренды возможность выкупа арендованного оборудования по остаточной стоимости. Различают два вида лизинга: финансовый и операционный. Финансовый лизинг предусматривает выплату арендаторам в течение действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыли арендодателя. По истечении срока действия контракта арендатор может:

1.        вернуть объект лизинга арендодателю

2.        заключить новый контракт на аренду

3.        выкупить объект лизинга по остаточной стоимости

Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или снова сдается в аренду.

Преимущество лизинга заключается в том, что лизинг позволяет фирме получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Лизинг – это эффективный способ финансирования для предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.

Важно и то, что основные фонды в течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, то есть включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.

Франчайзинг

Франчайзинг – это предоставление права крупной фирмой малому предприятию права реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы (система продажи лицензий (франшиз) на технологию и товарный знак). Это очень хороший способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспособное предприятие, которое уже долгое время работало успешно. Лицензиар (фирма, предоставляющая франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи лицензиар, как правило, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие лицензиары предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам бизнеса, а также по руководству повседневной деятельностью предприятия, работающего на основе франшизы.

 Крупным предприятиям это дает расширение рынка сбыта, привлечение дополнительного капитала, экономию на развитии собственной сбытовой сети и т.д. При этом крупное предприятие меньше рискует своим базовым капиталом, а также использует повышенную мотивацию к деятельности малого предприятия. Часто в России эту форму можно встретить как представительство иностранной фирмы (например, «Кодак», «Фуджи», «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные системы, лизинг и франчайзинг,  крупные компании формируют вокруг себя межфирменные сетевые связи, активно вовлекая в них малые предприятия.

Венчурный капитал

Венчурный (рисковый) капитал обычно используется для финансирования крупными фирмами малых фирм-новаторов, занимающихся, прежде всего, вопросами нововведений. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой  и освоением принципиально новых товаров, становится осуществление так называемого рискового финансирования небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании обусловлено не только повышенной по сравнению с традиционными формами ведения НИОКР отдачей, но и их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. В результате всего этого использование венчурного капитала в настоящее время во многих странах активно развивается.

       В отличие от Запада у нас на первый план выходит не формирование производственных субподрядных связей малого и крупного бизнеса, а включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Источники финансовых ресурсов Основные источники финансирования


Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками. В целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Финансы в бизнесе, правильное управление ими играют решающую роль. Выдающийся менеджер, президент корпорации «АТТ» Гарольд Дженин утверждал, что «есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе – остаться без денег. Почти все другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но если вы остаетесь без денег, вы выбываете из игры».

Начиная дело, необходимо, прежде всего, решить вопрос об источниках финансирования.

Успех малого бизнеса, его развитие во многом зависит от возможностей его финансирования, то есть привлечения необходимого капитала. Капитал нужен на стадии организации и открытия дела (основной капитал), в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности предприятия (оборотный капитал). Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов. Поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов и эффективное управление ими для большинства малых фирм является проблемой номер один. Решение этой проблемы следует начать с осмысления следующих вопросов:

1.        Для какой цели требуются финансовые ресурсы и на какой период (краткосрочный или долгосрочный)?

2.        Когда и сколько нужно денежных средств?

3.        Можно ли изыскать необходимые средства в рамках фирмы или придется обращаться к другим источникам?

4.        Каковы будут затраты при уплате догов?

5.        Когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода? Какова будет величина этого дохода?

Тщательно взвесив возможные варианты, можно выбрать наиболее приемлемый источник получения финансовых ресурсов.

Источники финансирования обычно делят на две категории: собственные и заемные. К собственным можно отнести: личные средства, средства партнеров, прибыли, амортизация, продажа активов, продажа акций, дебиторская задолженность. К заемным средствам относятся: банковский кредит, кредиты поставщиков, страховые возмещения, правительственные программы, кредиты под активы, венчурный (рисковый) капитал. Естественно, что самый простой и надежный источник, – собственные средства. Собственный капитал может состоять из своих сбережений или средств, полученных от продажи какой-либо собственности.

Однако совсем не обязательно вести дело в одиночку, можно привлекать и партнеров. Они станут совладельцами предприятия и будут иметь право участвовать в его управлении. Партнеры делают свой вклад либо в деньгах, либо предоставляют свои знания и опыт, либо передают иные ценности – например, оборудование или помещения.

По мере развития бизнеса в качестве собственных  источников будет использоваться прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, а также дебиторская задолженность.

Кредиты

Если для открытия бизнеса или ведения дела нужна крупная сумма денег, можно обратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

Кредитование имеет две разновидности:

1.        Кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит).

2.        Кредитование как разновидность расчетов, то есть расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит).

Для получения кредита заемщик подает в банк заявку и другие требующиеся документы. В заявке указывается цель получения кредита, сумма и срок, на который испрашивается кредит. Другие документы устанавливаются конкретным банком-кредитором. К ним обязательно относятся учредительные документы, карточки с образцами подписей и печатей, баланс.

Получив документы, банк-кредитор оценивает кредитоспособность и платежеспособность заемщика. Затем заключается кредитный договор, который содержит вид кредита, сумму и срок кредита, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита и форму передачи кредита заемщику.

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение кредита – это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.).

Банковский кредит выдается на конкретный срок под определенный кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, именуемое векселем. Одна из форм банковского кредита состоит в том, что банк разрешает фирме расходовать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.

Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действующих в настоящее время в России, использование банковских кредитов для многих предприятий малого бизнеса затруднено.

Торговый кредит, именуемый также коммерческим, заключается в том, что предприниматель приобретает товар с отсрочкой платежа. Это равносильно получению в долг от продавца товара на сумму его стоимости. Торговым кредитом пользуются преимущественно оптовые покупатели товара. Предприниматель, приобретающий товар таким образом, обязуется выплатить проценты за кредит, предоставленный в виде товара.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Управление финансовой деятельностью Финансовая устойчивость предприятия


Правильное понимание финансовых вопросов особенно важно для малого бизнеса. Плохая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий, и поэтому очень важно, чтобы сам владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался предвидеть потребности в них.

Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько денег на счете и в какой степени погашение долгов влияет на работу предприятия) требуют постоянного внимания, а решение вопросов о расходовании средств невозможно без достоверной информации. Поэтому очень важен точный и постоянный учет движения средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

— может оплатить все текущие долги из дохода после получения денег от своих заказчиков;

— в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

— имеет достаточные суммы для плановых вложений в основные средства (машины, оборудование, транспорт и здания);

— имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи акций.

В идеальном варианте эти четыре требования дожны обеспечиваться одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел, соответсвующее требованиям упраления малым предприятием. Основы финансовой устойчивости — наличность и прибыль. Четыре названных выше требования предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию необходима наличность.

Для поддержания положительного движения наличности лучше всего получать прибыль из каждой сделки и с помощью системы финансового контроля как можно быстрее превращать прибыль в наличность.

Таким образом, хотя получение прибыли — необходимое условие положительного движения наличности, оно никоим образом не является достаточным условием. Необходимо организовать надежную систему получения платежей с оплатой счетов в точно установленном порядке.

Известны предприятия, которые терпели крах, несмотря на получение прибыли, поскольку они не предпринимали никаких попыток, чтобы обеспечить поступление наличности в соответствующие сроки.

Планирование финансов малого бизнеса

Первейшая задача каждого предпринимателя — добиться наиболее прибыльного ведения дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия. Эта цель может быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового плана (бюджета).

Необходимо отметить, что многие владельцы малых предприятий действуют вслепую, не видя перед собой конечной цели, они просто стараются продержаться еще одну неделю, еще один месяц, следуя принципу «там видно будет». Если же не пренебрегать таким надежным инструментом управления, как финансовое планирование, и составлять планы на год и больший период, то вы сможете уверенно и осознанно двигаться в выбранном направлении. Финансовый план включает:

1. План доходов и расходов.

2. Расчет точки безубыточности.

3. Прогноз движения наличности.

Таким образом, план о доходах и расходах дает информацию о результатах работы фирмы по разным направлениям.

В процессе анализа деятельности предприятия, рассмотрения его финансового состояния необходимо выделять переменные и постоянные затраты.

Переменные затраты — это затраты, зависящие от объема реализации продукции, постоянные — не зависящие от объема. Покупая автомобиль, вы делаете постоянные затраты, поскольку его цена не зависит от того, будете ли вы им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно вы используете машину. Следовательно, это — переменные  затраты.

Применительно к предприятию, постоянными затратами будут: стоимость помещения и оборудования, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов и выплаты процентов по ним в расчете на год. Вне зависимости от того, будет ли работать ваше предприятие, деньги вам придется платить. Сюда же могут быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты на оплату труда работников, получающих твердые оклады. Вообще же можно взять за правило: если вы сомневаетесь, куда отнести те или иные затраты, считайте их постоянными.

В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, затраты на электро- и тепло- энергию, используемые в производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего зарплату в зависимости от объема произведенной продукции.

Нетрудно увидеть, что все названные затраты напрямую зависят от объема производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие затраты и наоборот.

Обычно для анализа берут общую сумму постоянных затрат, а переменные затраты — в расчете на изготовление единицы товара (оказание одной услуги).

Безубыточность бизнеса

Одним из эффективных методов анализа расходов является определение уровня безубыточности. Безубыточность бизнеса — это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка.

Анализ безубыточности бизнеса имеет очень важное значение, ибо позволяет убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или принесет убытки. Ясно, что получение прибыли в результате предпринимательской деятельности является обязательным условием функционирования предприятия в рыночной экономике.

Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства.

В этой связи важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от вашей деятельности.

Анализ безубыточности начинается с определения выручки — разницы между розничной ценой и переменными затратами на единицу продукции. Допустим, некоторый вид продукции реализуется по цене 1000 руб. за единицу, переменные затраты на изготовление единицы продукции составили 600 руб., постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:

1000-600=400 руб.,
т.е. Выручка = Доход от продажи — Переменные затраты.
Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы общая выручка равнялась постоянным затратам, иными словами, определим точку безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на выручку. В нашем примере это:
Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и следующих за ним изделий будут давать при указанных затратах прибыль. Если же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью.

В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью может применяться более совершенная технология производства, другие виды сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских достоинств, а  также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно напрямую, минуя оптовых покупателей — посредников. Может быть до известных пределов снижена цена продукции.

Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства  и цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как показывает опыт предпринимателей западных стран, — это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и победить своих конкурентов.

Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных условий производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае вариант производства и реализации продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Оборотный капитал и управление денежными средствами
Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.

С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как приводит к «омертвлению» капитала и снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие.

Оборотный капитал равен разнице между текущими активами и кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1 Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.



Текущие активы



Краткосрочные обязательства



Наличные деньги и банковские депозиты



Счета, подлежащие уплате кредиторам, и др.



Счета дебиторов (за вычетом резервов по безнадежным долгам)



Векселя к оплате



Другие краткосрочные векселя и акцептованные счета дебиторов (за вычетом резервов)



Платежи, по которым наступили сроки оплаты



Товарные запасы (включая сырье, незавершенное производство, готовую продукцию и другие средства, необходимые для производства)



Облигации и другие долгосрочные обязательства, срок оплаты которых наступит в текущем году





Дивиденды, подлежащие выплате наличными, акционерам





Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами позволит сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке платежей приведены в табл. 2.


Ускорение платежей


Отсрочка платежей



Перевод средств между банками по телеграфу

Увеличение сроков межбанковских расчетов путем оплаты через отдаленные отделения банков



Предоставление скидок для досрочных платежей



Пересылка чеков через почту



Досрочное выставление счетов покупателям



Использование аккредитивов с правом отзыва



Личные контакты и переписка с дебиторами



Отказ от излишнего депонирования средств



Расчеты в порядке предоплаты или аккредитивами и др.



Максимальное использование сроков акцепта и др.





Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения — увеличение либо уменьшение денежных средств.

Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении задолженности поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е. возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может возникнуть лишь спустя какое-то время.

Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно следить за движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег.

Управление движением наличности предполагает:

— регулярное проведение анализа движения наличности;

— прогноз ее движения;

— контроль и регулирование денежных операций;

— предусмотрение «худших вариантов расклада».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Анализ финансов малого бизнеса
Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

1.        доходности и рентабельности

2.        финансовой устойчивости

3.        скорости оборота капитала

4.        окупаемости вложенных средств

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности.

Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.

Одной из важных задач финансового менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, — это негативное явление.

Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих.

Скорость оборачиваемости капитала  характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величины активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получим количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет.

Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление в динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дает возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.
Планирование и управление активами на примере конкретного предприятия.
 В предыдущих разделах мы рассмотрели общую структуру организации и управления финансами предприятия. Однако на практике финансы предприятия — это намного более сложная система, состоящая из множества элементов и их взаимосвязей, а также большим количеством нюансов, выпадающих из общей схемы. Поэтому данный раздел будет посвящен некоторым практическим вопросам планирования и управления активами, которые будут рассмотрены на примере малого предприятия (AIS Autoparts – торговля автозапчастями).

Как для открытия нового, так и для уже существующего предприятия в первую очередь нужно определить, какие виды активов необходимы для функционирования бизнеса и сколько денежных средств требуется для его финансирования. Это один из ключевых моментов, т.к. недооценка требуемых активов в начале работы погубила много хороших начинаний.

Активы любого предприятия длятся на текущие (краткосрочные) и основные (долгосрочные). К текущим активам относятся денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения. Основные активы представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

Первый шаг заключается в составлении списка статей активов, необходимых для функционировании фирмы. Начинают с анализа потребности в текущих активах. Если план составляется для торговой фирмы, то потребность в текущих активах должна рассматриваться следующим образом:

-       Наличные деньги;

-       Фонды финансирования получаемых счетов;

-       Деньги на оплату инвентаря;

-       Запасы;

-       Страхование.

Затем определяется потребность в основных активах:

-       Земля, здания, сооружения;

-       Мебель и оборудование для офисов и складов;

-       Транспортные средства для грузовых перевозок;

-       Машины и оборудование.

Данный список конечно не включает все статьи активов, необходимые для торговой фирмы, но основные пункты присутствуют.

Следующим шагом является выявление приблизительной денежной стоимости каждого пункта в списке активов. При оценке одних активов можно следовать общим правилам, для других. таких как земля и здания, стоимость диктуют выбранные расположение и местонахождение. Однако наиболее оптимально для расчета стоимости всех материальных активов использовать рыночные цены.

Перед тем, как предпринимателю определить, какие виды активов необходимы и сколько капитала требуется, чтобы оплатить каждый из них, должен быть сделан расчет потенциальных доходов и расходов. Отчет о планируемом доходе в данной ниже таблице является примером подсчета потенциальных продаж. Доход от продаж затем используется в трех направлениях: для оплаты издержек производства на проданный товар, для покрытия постоянных и текущих расходов (включая стоимость использованных активов) и для обеспечения прибыли.
AIS Autoparts Отчет о планируемом доходе (Первый год функционирования)




Доход от продаж

300 000 $

Себестоимость проданных товаров

225 000 $

Валовая прибыль

75 000 $

Общие текущие расходы (проект)

52 500 $
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.