Казанский Государственный Технологический Университет
Кафедра принципа управления качеством продукции
Правовое регулирование качества продукции с учетом интересов потребителей
Работу выполнила
Студентка группы 71-80
Михайлова И. В.
Проверила: Салимова С.
А.
Казань, 2003г.
Содержание
1. Правовое обеспечение управления качеством продукции
2. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг
3. Порядок проведения сертификации
4. Правовое регулирование маркировки продукции
5. Список литературы
1. Правовое обеспечение управления качеством продукции
Предполагает использование различных средств и форм юридического
воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла
продукции, направлено на решение следующих основных задач:
- правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
- защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений;
Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает различные
нормативные акты и правила.
Норма права (правовая норма) – это установленное или
санкционированное поведение, регулирующее общественные отношения. Норма
права представляет участникам отношения определенные права и накладывает
на них определенные юридические обязанности. Таким образом, норма права –
это правило поведения общего характера, который устанавливается и
охраняется государством и имеет обязательную силу (ее исполнение и
соблюдение охраняется государственным принуждением). Например, соблюденеи
требований и стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского,
трудового, административного и уголовного законодательства.
Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой
издаваемый компетентным и уполномоченным на то государствееным органом акт,
устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила
поведения). Общая классификация выделяет среди нормативных актов две
основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных
актов РФ представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема нормативных актов РФ
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. нормативный правовой акт,
принятый высшим органом государственной власти или непосредственно
населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые
принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:
- указы (и распоряжения) Предидента РФ, изданные в пределах его компетенции;
- акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
- акты государственных, региональных и местных муниципальных органов
(представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории - региона, области, города, района;
- ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комететов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лица, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять
основные требования ведения производственных процессов и обеспечения
соответствующего качества продукции, которое может определяться различными
способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по
предварительному осмотру и др.
Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для
продоваемой продукции. Использование эталона (несколько экземпляров
продукции) в сфере бизнеса является важным условием при разрешении между
сторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает,
что товар должен соответствовать всем параметрам и эксплуатационным
характеристикам, зафиксированным в его сопрводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качесва продукции – это
отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко
используется как в национальном, так и в международном торговом обороте. В
современных условиях метод стандартизации является основным в сфере
управления качеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется на основе международных,
государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная система качеством РФ создана с учетом международных
стандартов на системы качества (МС ИСО серия 9000). Международные стандарты
ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать
на качество продукции, обеспечивают законодательную базу, нормативы которой
предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления
продукции. Они включают в себя пять моделей (МС ИСО серии 9000 – МС ИСО
серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по
созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере
обслуживания.
Государственные стандарты являются обязательными правилами для
производителей, так как государственная стандартизация выступает средством
защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на
все уровни управления. Поэтому они касаются безопасности продукции для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения
технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции,
единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в
иных случаях, если это установлено компетентным органом управления.
Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям
существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических,
инженерных обществ и другие общественные организации, которые организуют и
проводят работы по стандартизации в соответствие с Законом РФ “О
стандартизации”.
Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей
компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной
системы стандартизации. Их действие распространяется на предприятия
конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются
вешестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдения стандартизации
от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с
ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций,
разрабатываемые этими организациями с целью распространения знаний о
достижениях науки и техники, утверждаются соответствующим органом
государственного управления по стандартизации. Они могут использоваться
субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при
заключении между ними договоров определенного уровня, в которых
предусматривается условия о соответствии продукции, выполняемых работ и
оказываемых услуг. Составляются они на основе требований госстандартов и не
должны нарушать предусмотренные в них нормы и правила (ответственность за
нарушеня несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности).
В условиях рыночных отношений законодательства РФ предсьавляет право
организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации
зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая
основана на методе соответствия продукции требованиям госстандартов.
Существует два способа подтверждения соответствия продукции и услуг
требованиям госстандартов: путем сертификации или путем маркировки
продукции и услуг знаком соответствия госстандартам.
Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим
соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является
сертификация.
2. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг
Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции,
исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям
нормативных документов по стандартизации.
Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации
продукции и услуг".
Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную.
Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя,
продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по
стандартизации.
Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах, на
которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение
безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и
информационной совместимости и взаимозаменяемости.
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются
государственными органами управления в пределах их компетенции.
Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический
сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-
эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор
России).
Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата
соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.
Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации.
Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить
обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных
лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации,
создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в
системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации
устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке,
определенном Госстандартом России.
В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации
ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы,
требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его
аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе.
Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации,
которые функционируют руководством специально уполномоченных на проведение
сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России,
Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).
Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или
иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в
аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не
позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю
решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование
испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.
Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации,
определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства,
испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.
В РФ создана комплексная система государственной сертификации качества
продукции. Первым знаком, сзызанным с проблемой соответствия продукции в
нашей стране, был “Знак качества”. Сейчас существует множество знаков
соответствия системы оценки качества продукции, в том числе: знак
сертификации советской ассоциации качества, знак соответствия в системе
сертификации средств измерений, знак утверждения типа средств измерений (в
метрологии).
Интеграция стран Европейского сообщества (ЕС) затронула вопросы
сертификации пролукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям
европейских норм и стандартов.
Страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается
символом из стилизованных букв СЕ.
3 Порядок проведения сертификации
Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию
(центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество
образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются
документами по сертификации и методикам испытаний.
При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет
органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.
Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации
после получения протокола (ов) испытаний на партию продукции, каждое
изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре
Системы.
Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но
не более чем на три года.
Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других
стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае
признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного
сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает
к ней документы, установленные правилами международной сертификации или
соглашением о сертификации.
В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации
выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция
вносится в Государственный реестр Системы.
Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию
иностранных сертификатов оплачивает заявитель.
4 Правовое регулирование маркировки продукции
Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим
Госстандартом или ТУ (техническими условиями). Нормативне требования в этой
области дифференцируются в зависимости от того, какая маркировка наносится
на продукцию (или упаковку) – производственная, торговая, транспортная,
специальная и т.д. Среди общих требований к маркировке продукции в первую
очередь следует назвать достоверность, доступность, достаточность, они
регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и
производственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия
госстандартом. Это зарегестрированный в установленном порядке знак, которым
по правилам существующим в данной системе сертификации, подтверждается
соответствие маркированной им продукции основным требованиям. Он
устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую Госстандартом
РФ. Организация, получившая такие лицензии, а также продукции и услуги,
маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестор.
Производственные требования к маркировке продукции регламентируются
соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. Для
организаций, производящих продукцию, обязательной является маркировка
продукции знаком “марка производственная”, где указан изготовитель
продукции. Символика мрки производственной (МП) помещается на самом изделии
или на его упаковке и содержит необходимую исходную информацию об
организации, сорте товара и номере госстандарта. Знак МП не регистрируется
и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством
усиления ответственности организаций за качество выпускаемой продукции; его
отсутствие или неправильная маркировка влекут за собой ответственность
организаций, а для ее руководителей – дисциплинарную или уголовную
ответственность.
Список литературы:
1. В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 487с.
2. Антонов Г.А. "Управление качеством продукции": Учебник.- СПб.:
Издательство СПбУЭФ, 1996
-----------------------
Закон
Указы Президента
Акты правительства
Акты государственных, региональных и местных муниципальных органов
Ведомственные акты