Эволюция цивилизаций
Коновалов Геннадий Федорович, свободный исследователь
Стремительные
изменения в России за последнее десятилетие, изменившие кардинальным образом
мировую ситуацию, закономерно приводят к потребности осмысления происходящих
событий. Возвращение России к эволюционному пути развития и вхождение ее в
мировую систему на качественно ином уровне дает возможность оглянуться в
прошлое для того, чтобы увидеть Россию в обозримом будущем, в ее поступательном
развитии и гармонии в мировом сообществе.
Исторический
опыт уходящего двадцатого века показал безуспешность попыток поместить в
“прокрустово ложе” понимание эволюции на основе отношений собственности и
классового подхода.
Рассматривая
развитие отдельно взятой цивилизации, как очень сложной общественной системы,
представляющей собой многоуровневую иерархическую и динамическую структуру,
можно было предположить, что подобные попытки классификации, принимающие
отдельное существенное за целое, не могли быть успешными.
В
то же время, потребность в осмыслении эволюции земных цивилизаций важна для
понимания ближайшего и отдаленного будущего на общемировом уровне. Этому
способствует современное положение мировой экономики и мирового сообщества,
столкнувшегося с глобальными энергетическими и экологическими проблемами, а
также с участившимися этническими конфликтами.
Известны
футурологические исследования развития цивилизаций по иным отдельным
существенным признакам – религиозным, лингвистическим, этническим. Подобные
исследования обогатили наши представления об окружающем мире.
Можно
попытаться рассмотреть эволюцию земных цивилизаций путем введения неких общих
уровней эволюции:
Энергетический
Материальный
Технологический
Информационный
Интеллектуальный
Экологический
Ноосферный
Понятно,
что каждый уровень, строго говоря, весьма дифференцирован по своему составу и
не имеет достаточно четких границ перехода, а совокупность всех уровней для
каждого отдельно рассматриваемого сообщества характерна одновременным их
наличием в развитии. Некоторые уровни могут преобладать и определять развитие
этапов отдельной цивилизации, представляющей пульсирующее во времени
динамическое целое.
В
перечисленных выше уровнях эволюции не рассматривается и не вводится отдельно
уровень человеческого разума – от индивидуального до группового и
коллективного, посредством которого функционируют все названные уровни.
Применение
таких уровней способно описать общую картину эволюции цивилизаций от
исторического прошлого до исторического будущего.
За
последнее десятилетие в различных регионах мира происходят мощные
интеграционные процессы. Это – Европа, Америка, Юго-Восточная Азия,
Азиатско-Тихоокеанский регион.
Архитекторы
объединения Европы остро осознавали насущную потребность в интеграции, и прежде
всего в экономике. Европейскому интеграционному процессу существенно
способствовали предшествующие события в СССР и в Восточной Европе, а также
возможности стран, вошедших в Европейское Сообщество. Страны-участники имеют
относительно близкие уровни развития – технологический и информационный.
Подобный
ход развития подтверждается основными положениями системологии.
Для
успешной эволюции сообществ, являющихся сложнейшими общественными системами,
необходимо осуществить переход от отдельных замкнутых общественных систем к
надсистеме, подчиненной общим интересам – социальным, промышленным, финансовым
и приблизиться к следующему уровню эволюции.
Для
Европейского Сообщества это – интеллектуальный и экологический уровни.
Интеграционные
процессы происходят в Америке, Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Их развитие происходит идеологически одинаково, как и в Европе.
Убедительным
свидетельством такого геополитического развития интеграционных процессов в
указанных регионах является относительная близость того или иного сообщества в
уровнях развития – технологическом и информационном. Эти процессы обладают
некоторыми отличительными особенностями: ряду стран-участников создаются
благоприятные условия для их “подтягивания” к общему уровню посредством
экспорта преимуществ ведущих стран.
Однако
направление эволюции сообществ то же – переход к интеллектуальному и
экологическим уровням.
Такое
направление эволюции вовсе не исключает циклический возврат к прежним уровням
развития, таким как энергетическому и материальному.
Наоборот,
обогащение интегрированных возможностей в надсистеме, вместе с концентрацией
ресурсов, позволяет либо возвращаться на более высоком уровне к нерешенным
проблемам на ранних уровнях, либо - на качественно ином методологическом способе
их решения. Нельзя забывать, что эволюция ведет не только к прогрессу.
Это
– естественный ход развития, познания и принятия окружающего мира.
И,
наконец, огромное экономическое пространство Восточной Европы и Азии,
сообщество стран бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы. Мощные
дезинтеграционные процессы в этом регионе привели к последовательным мощным
экономическим кризисам в распавшихся сообществах.
По
мнению Я. Корнаи, общими факторами, способствующими спаду производства, стали:
нарушение экономической координации, структурная перестройка экономики и ряд
других.
Сравнительно
быстро, но ценой гигантских потерь, стало понятно, что впереди – только тупик.
Да, это – катарсис – очищение через страдания, но длительные страдания могут
стать смертельными.
Остается
только один эволюционный путь - интеграция. Этот процесс уже медленно
развивается и проявляется в попытках воссоздания единого экономического
пространства.
Этот
процесс мог бы быть значительно ускорен, если бы вспомнилось, к сожалению, забытое
предложение академика А.Д. Сахарова. В его рукописи проекта Конституции
исключителен по своей важности и значимости первый пункт:
“Союз
Советских Республик Европы и Азии, сокращенно – Европейско-Азиатский Союз,
Советский Союз – добровольное объединение суверенных республик Европы и Азии”.
По
своей сути предложение академика А.Д. Сахарова – это начало формирования
огромного сообщества с гигантскими возможностями и ресурсами, позволяющего
относительно быстро преодолеть экономический спад и обеспечить форсированное
развитие.
Прежде
всего – это воссоединение исторически сформировавшейся общности людей, имеющих
одно духовное начало, многонациональное и многовековое неразделимое общее со
своими социальными, культурными, религиозными непротиворечивыми особенностями.
Это
– возвращение к своим историческим корням, к своим идеалам, к своему духовному
началу, к своим предкам, к своей совести.
Этот
путь – не перешагивание уровней цивилизации, а возврат к объединению в ином
качественном состоянии.
Такое
развитие Европейско-Азиатского сообщества исторически неизбежно и объяснимо в
эволюционном понимании.
Новее
Европейско-Азиатское сообщество, - это не мост между Западом и Востоком, а
качественно новая цивилизация, равноправно участвующая в жизни мирового
сообщества.
Диалектически,
деятельность мировых интеграционных цивилизаций Европы, Америки, Юго-Восточной
Азии, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона только теперь может быть
направлена на решение глобальных проблем человечества – энергетических и
экологических.
Такое
развитие земных цивилизаций способно в своей эволюции перейти на Ноосферный
уровень развития – целостный и гармоничный.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/