Реферат по предмету "Педагогика"


Родители и дети: права и обязанности

Родители и дети: права и
обязанности

Исаенко А.Н., Денискин С.А.

Как-то в одной
из передач по телевизору показали дом престарелых. Многих обитателей дома
привезли сюда их дети и оставили на попечение государства. Директриса
рассказывает, что постепенно дети все реже навещают своих родителей. Поначалу
старики возмущаются, обижаются, потом смиряются, т.е. как и положено, движутся
по шкале эмоций к апатии и смерти. И что интересно, за 25 лет ее работы не было
случая, чтобы кто- нибудь из них сказал, что это я воспитал таких детей. Никто
не взял на себя ответственность!

Ситуация по
нашим наблюдениям очень характерная: каждый родитель считает обязанностью детей
оказать ему внимание, поддержку и заботу на старости лет. Но вы спросите тех,
кто так считает, что они делали в процессе воспитания, чтобы появилась такая
черта характера - забота и внимание к ближнему? Предельно простая истина - что
создашь, то и получишь. С чего это вдруг человек добровольно взвалит на себя
эту весьма не легкую ношу: хорошо известно, что со стариками труднее, чем с
младенцем. Только капризного, раздражительного папашу не поставишь в угол, не
заставишь быть послушным, как ребенка.

Так насколько
обоснованно такое ожидание? Давайте попытаемся разобраться кто кому и что
должен. Полезно посмотреть классическую аналогию: что первично - курица или
яйцо? Любопытно, что древние, похоже, не пришли к однозначному ответу. Может с
тех пор и тянется эта пресловутая проблема отцов и детей? Итак, курица может
производить яйца? Ответ однозначен - да, и неоднократно. А яйцо может
производить куриц? Нет. Яйцо - это всего лишь начало новой курицы, поэтому
курица, по сути, производит новую курицу, которая начинает свой жизненный цикл
с яйца. Отсюда следует, что первична курица, т.к. именно она решает, когда,
сколько и какого цвета производить яиц.

А как обстоит
дело у людей? Нетрудно видеть, аналогично. Ведь именно с намеком на детей
говорят: яйца курицу не учат. Исключительно родители решают когда и сколько у
них будет детей, а некоторые еще умудряются запланировать и пол ребенка.
Подготовка к появлению ребенка, выбор способа воспитания, его образа жизни и
еще много чего - все это полная прерогатива родителей. А у ребенка обо всем
этом кто-нибудь спрашивает мнение? Как в известном анекдоте про навозных
червей: Родину (а значит и родителей) не выбирают, сынок. Ребенок согласен жить
с родителями, которые пьют пиво на пару во время беременности, курят,
занимаются сексом каждый раз, когда хламидии раззудят коренную чакру, а после
рождения жить под страхом возможных наказаний с мечтой поскорее выбраться на
свободу? Сколько раз приходилось видеть как родители грубо кричат на детей,
обзывают, с лицом, перекошенным от злобы, шлепают... Теоретики воспитания подводят
теоретическую базу, делятся опытом в статьях типа "Искусство
наказания"! А поменяться местами не хотите ли? Прежде, чем осчастливить
своего ребенка подаренной жизнью, вы спросите его: согласен он жить с вами?

Получается, что
все без исключения родители реализуют свое право установить тип семейных
отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть
ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

Соответственно
праву должна возникать обязанность. В норме - это две стороны одной медали. А
вот со второй стороной заминка. Все родители не задумываясь называют
обязанность обеспечить всем необходимым, имея в виду одеть, накормить, защитить
и т.д., т.е. то, что делает любой млекопитающий. По этой части нет сомнений. А
дальше? В чем принципиальная особенность Человека? Очевидно, что для успешного
воспитания знание и целенаправленное формирование человеческих характеристик
принципиально важно. Без них все остальное становится второстепенным.

В литературе,
как ни странно, не удалось обнаружить единого мнения по поводу основополагающей
сути Человека. Вот, к примеру, весьма уважаемый нейробиолог Шеперд Г.
[Нейробиология: В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1987. 454 с., ил]
перечисляет такие характеристики:

 Прямохождение.
Верхние конечности освобождены для выполнения других функций.

 Хватательная
рука, позволяющая изготовлять орудия и развивать технологию.

 Увеличение
относительных размеров мозга.

 Развитие
речи и языка.

 Развитие
социальных отношений и культуры.

 Увеличение
продолжительности детства.

 Общественное
разделение труда.

 Сдерживание
половых и агрессивных инстинктов.

 Артистическое
и духовное самовыражение личности.

Для ленивых
родителей это хорошие новости: необходимо научить ребенка прямо ходить, развить
хватательную руку (причем развернуть ладонями вовнутрь, чтобы хватал и греб под
себя), а размеры мозга и без нашей помощи увеличатся. С перечисленными пунктами
все родители справляются весьма успешно. Поработать приходится только над
развитием речи и духовным самовыражением, в этом успехи весьма скромны, а со
сдерживанием половых инстинктов - полный провал домашней педагогики.

И все-таки, в
любой табличке, а тем более такого крупного ученого, наверняка есть нужная
информация. С чего начинаются человеческие свойства? Конечно, с материального
субстрата - мозга. Присущие Человеку особенности задаются корой головного
мозга. Если сказать очень коротко, то увеличение относительных размеров коры
обеспечило увеличение детализации сигналов, воспринимаемых органами чувств, и
создание принципиально новых возможностей их комбинирования (создание
ассоциаций). Аналогию в технике можно увидеть в увеличении сложности компьютера
за счет наращивания объема оперативной памяти и быстродействия процессора. В
результате возможно усложнение программного обеспечения, а значит расширение
способностей компьютера.

Как же
распорядился Человек своими новыми нейронами?

Во-первых,
появилась речь - новый способ кодировки информации - цифровой.

Во-вторых,
цифровая кодировка позволила передавать потомкам накопленный жизненный опыт -
новое поколение начинает развиваться с уровня, достигнутого социумом, как по
навыкам (отработанные технологии), так и по структуризации среды обитания
(жилища, пища, орудия труда, разработанные ресурсы и т.д.). У животных, за
исключением отдельных непринципиальных моментов, нет передачи созданного опыта
в ряду поколений.

В-третьих,
необходимость воспринятия достигнутого уровня развития привела к увеличению
периода взросления. Период потому и большой, что приходится пройти в ускоренном
режиме все уровни исторического развития Человека до настоящего момента. Если у
млекопитающих достигнут эмоциональный уровень психоэволюции, то у Человека есть
еще уровень аналитического ума (мышление путем различения) и уровень мудрости
(мышление путем подобия).

И, в-четвертых,
последний штрих: чтобы не было ограничений по уровню развития, тип
нейроструктуры, ее сложность и программа ее развития задаются в первые годы
после рождения, т.е. структура головного мозга не создается до рождения, так
сказать, не предопределена генетически. А создается под необходимость, по
образу и подобию того, кто рядом.

Теперь, с
учетом особенностей Человека, посмотрим на обязанность родителей. Помимо
указанной обязанности обеспечения жизнедеятельности каждое млекопитающее
создает из детеныша врослую особь по своему образу и подобию: дельфин
выращивает дельфинов, а не кого-то еще, и т.д. Так же и у людей: Человек
выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать
человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам
общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить
жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение
технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и
создать возможность реализации личной индивидуальности.

И еще одна
обязанность, которую, почему-то, забывают: обязанность произвести здорового
ребенка. Казалось бы очевидный пункт, но посмотрите, как он реализуется. О каком
развитии можно говорить, если нет здоровья? Можно смело записать формулу:
здоровье = потенциал развития.

Для наглядности
составим таблицу из отмеченных ключевых моментов.




РОДИТЕЛИ







Права





Обязанности







1. Произвести детей.


2. Создать среду.


3. Выбрать метод воспитания.


4. Задать принадлежность к


выбранной социальной группе.





1. Обеспечить условия
жизнедеятельности.


2. Вырастить Человека:


 произвести здоровых
детей;


 задать человеческую
программу развития.







ДЕТИ







Права





Обязанности







1. Знать кто я.


2. Реализовать результат развития.





1. Увеличить Человеческий ресурс.


2. Передать следующему поколению.






Имея в виду
вышесказанное, вторую частью таблицы построить проще.

Прежде всего,
чтобы из гадкого утенка вырос лебедь в случае с Человеком необходимо до ребенка
донести кто он есть такой, причем во всех планах человеческого бытия. Помимо
того, что он Человек, ребенку обязательно надо знать какого он рода-племени. С
этого начинается Родина и появляется чувство патриотизма. Потеряв свою
родословную, современная семья превратилась в сожителей, ее члены - в
перекати-поле, а у индивида появилась паническая боязнь смерти - страх потери
того единственного, что у него осталось - личной жизни. Соответственно вся его
память, жизненный опыт, а значит и будущее ограничены временем его сознательной
жизни. Отсюда и появился лозунг "После меня - хоть потоп", а все
возводимые сооружения имеют срок жизни до 50 лет.

Второе право -
реализовать результат своего индивидуального развития. Имеется в виду - что
заложено и развито, то и будет использовано в самостоятельной жизни. Сказать
проще - имеет право применить к своим воспитателям все то, чему его научили.
Если у него нет родословной, почему он будет заботиться о родственниках? Или
как можно ожидать, что юноши встанут на защиту государства, которое одним махом
обесценило накопленный семейный материальный ресурс - те сбережения родителей,
которые нужны для его обучения и как стартовый капитал самостоятельной жизни.

По поводу
обязанностей потомков хотелось бы отметить только один ключевой пункт: передать
дальше накопленный Человеческий ресурс. Если родителям удалось осознать суть
Человека и значимость создания Человеческих способностей, то на своих детей
имеет смысл возложить обязанность воспринять это осознание и реализовать его в
следующем поколении.

Теперь
рассмотрим соотношение прав и обязанностей в динамике. Как утверждается в
начале статьи, процесс начинается с курицы. Человек вступает в период
самостоятельной жизни и приступает к созданию семьи. Найдя свою вторую половину,
производит детей и задает им Человеческую программу развития. Перед своими
детьми он ставит цель, формируюя им образ Кто Я (какого я рода-племени).
Повзрослев, дети реализуют заложенный потенциал развития Человеческого типа и
увеличат его на следующем цикле.

Упорный
читатель, дойдя до этого места, вероятно разочаруется: "Этот процесс идет
уже не одну тысячу лет. Ради чего создана эта статья?". Для того, чтобы
найти этап, на котором закладывается знак развития: какой процесс будет
раскручиваться в череде поколений - эволюции или деградации. Очень просто -
курица же первична! Значит, на этапе подготовки к рождению детей. Знаковый
момент - производство здоровых детей. Получается, что все программы
оздоровления взрослых людей (после появления детей) имеют одну цель -
зарабатывание денег, а оздоровление молодоженов другую - развитие нации. Только
на них много не заработаешь, может поэтому никто и не занимается. А чем
занимается государство известно - экономикой, т.к. таким способом оно получает
свою пожизненную ренту в виде налогов. Здоровье нации - забота каждого.

Допустим, что
родители в полной мере осознали свои права и обязанности и произвели здорового
ребенка (обеспечили ему внутренний потенциал развития), создали внешний
потенциал развития в виде запаса материальных ресурсов (жилье, доход семьи :) и
Человеческих поведенческих программ и выращивают нового Человека с ясным
осознанием технологии Создания Человеческих Способностей. Однако, давно
замечено, что невозможно изолироваться от воздействия окружающей среды в виде
внесемейных социальных структур вплоть до уровня госуларства: они тоже
участвуют в этом процессе. И механизм воздействия, как выясняется, не только
чисто внешний.

Интересные
данные по этому поводу приводятся в работах Ю.Т. Артемьева ("Камень тоже
предок Человека" на сайте http://teleport.al.ru/). Убедительно показано,
что личное развитие особи находится в русле развития популяции: если популяция
развивается, то и составляющие его организмы тоже. Ширина русла задает диапазон
личных возможностей развития без потери контакта с социумом. Причем, механизм
этой синхронизации находится внутри организма, можно сказать передается по
наследству. Применительно к человеку это означает, что развитие индивида
направляется развитием его рода, развитие которого в свою очередь находится
внутри тенденции социума. И это понятно: несогласованность тенденций ухудшит
возможности адаптации индивида, стремящегося к балансу со средой обитания. А
тенденции социума видны невооруженным глазом - достаточно посмотреть вокруг
себя, а для большей убедительности почитать сводки демографов и медиков о
здоровье нации.

Однако, тема
"Государство и личность: права и обязанности" - это уже за рамками
данной статьи.

Сейчас цель -
рассмотреть семейный уровень и выделить то, что можно сделать самому. Статья
для тех взрослых, у которых дети стоят на пороге самостоятельной жизни. От вас
зависит знак развития ваших детей, вашего рода и в конечном итоге общества. В
вашем роду только у вас есть достаточный жизненный опыт вместе со способностью
его осознать в контексте поставленных в этой статье вопросов. Если вы согласны,
что первична курица, то сейчас она как раз готовится снести вам яйца. Золотые
или тухлые? Поинтересуйтесь. А заодно, возможно, узнаете, про вас написано в
первом абзаце статьи или нет.

Хорошая новость
заключается в том, что есть эффективные способы оздоровления для тех, кто готов
приложить личные усилия, и есть осознание медиков как рожать правильно.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Death To Emily Dickinson Essay Research Paper
Реферат АСУ целевыми программами в некоммерческой организации
Реферат Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в сист
Реферат Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе
Реферат "Восток и Запад: общее и особенное" (На материале истории Древнего мира и Европейского средневековья)
Реферат Напівінтенсивна технологія вирощування товарної риби за дволітнього циклу в умовах фермерського господарства В.П. Поворозника
Реферат Women In The Revolutionary War Essay Research
Реферат Джей, Джон
Реферат Разработка маркетингового обеспечения мобильного телефона Nokia 8800 Carbon Arte
Реферат Бухгалтерский учет и его функции
Реферат Непроизведенные и нематериальные активы и их учет в бюджетных учреждениях
Реферат Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
Реферат Экзаменационные билеты по физике
Реферат Self Defending Network
Реферат Свентоховский, Тадеуш