Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе

Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном
обществе

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Воспитание в период раннего феодализма.

В
феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и
духовенство, владевшие всей землей и эксплуатировавшие подвластных им крестьян.
Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь.
Ф. Энгельс указывает, что в западных странах, проходивших стадию феодального
развития, «монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само
образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (Маркс К.
и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360).

Все
содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Религии всех
народов учили простых людей повиноваться господам и служить их интересам.
Христианство с этой целью использовало учение о прирожденной греховности
человеческой природы, призывало к воздержанию, аскетизму, умерщвлению плоти для
спасения души в будущей загробной жизни.

В
Иране, Сирии, Палестине, Египте и на всем северном побережье Африки в VII—VIII
веках в результате арабских завоеваний создалось большое государство,
установившее тесные экономические связи с Китаем, Индией, Европой. Народы
порабощенных арабами стран были носителями более высокой культуры, которую
восприняли и завоеватели.

В
VIII веке арабы завоевали Пиренейский полуостров, и на территории Западной
Европы возник ряд высших мусульманских школ. Наибольшее значение имела высшая
школа типа университета в Кордове, куда съезжались студенты из разных стран
Западной Европы. Кордовский халифат оказался тем мостом, через который в период
раннего средневековья проникли в Западную Европу многие античные произведения,
в частности труды Аристотеля в изложении и комментариях арабского философа
Ибн-Рошда, известного под именем Аверроэса (XII век).

Римская
империя в IV веке разделилась на Западную и Восточную. Западная распалась на
ряд варварских государств. Восточная, вошедшая в историю под названием
Византии, просуществовала почти целое тысячелетие. В Византии сохранились
некоторые элементы античной культуры, несмотря на господство христианской
религии. Помимо школ, при церквах в ряде городов существовали высшие школы, где
изучались наряду с текстами священного писания труды античных философов, поэтов
и писателей. В период крестовых походов благодаря общению Востока и Запада ряд
произведений античного мира стал известен в Западной Европе. Большую роль в
распространении византийской культуры в Восточной Европе сыграли славяне. Эта
культура проникла и в Древнюю Русь (в том числе и в некоторые
религиозно-воспитательные трактаты).

В
период завоевания Византийской империи турками (XV век) ряд византийских ученых
переселились в Европу, где распространяли произведения античной философии.
Церковные школы в Западной Европе.

Большое
значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она
крепко держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях
переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались
библиотеки и школы.

Раньше
всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и
внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в
монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах — дети жителей данного
церковного прихода (мирян).

В
центрах церковного управления постепенно из епископских общежитии, куда
отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные, школы (школы
при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при
которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских
и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже — именитых
горожан).

И
наконец, при ряде приходских церквей велось более или менее систематическое
преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только
мальчики. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на
квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в
них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму.
Зачастую смысла читаемого на не родном языке ученики не понимали.

Монастырские
и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для
учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные
лица, получившие навыки учебной работы.

В
приходской школе учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и
юноши и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». В начальной
стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке,
а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали
урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся
вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Учили
читать по-латыни буквослагательным методом, который был основан на механическом
запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения
служили религиозные книги, содержание которых было недоступно учащимся. До
возникновения книгопечатания книги были рукописными и написаны разным почерком,
что крайне затрудняло овладение техникой чтения. Техника письма была также
очень сложной.

Учитель
не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень
распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека
греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют
«дьявольское начало».

В
низшие школы первоначально принимались только дети католического духовенства. А
с XI века, после того как духовенству было воспрещено вступать в брак, в эти
школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян. В школах стали
учиться и те, кто не собирался становиться церковнослужителем или монахом.

Основная
масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в
повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система
ремесленного ученичества. Обучение труду и самый труд осуществлялись
одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку
и ловкость.

Курс
обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него
включены были грамматика, риторика и диалектика (начатки религиозной философии),
а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким
образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование.
Его содержание составляли «семь свободных искусств» (septem artes liberales),
состоявших из трехпутья (trivium) — первые три указанных предмета — и
четырехпутья (quadrivium) — последующие четыре предмета. Кроме того,
преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».

Особенно
большое значение придавалось грамматике, которая сводилась к разучиванию
грамматических форм латинского языка, к разбору различных духовных книг и к
заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического
значения. Риторика первоначально сводилась к изучению сборников церковных
законов и к составлению деловых бумаг церковного характера, а затем ее задачей
была подготовка церковных проповедей. Диалектика готовила учащихся к спору на
религиозные темы, приучала их защищать религиозные догмы. На занятиях по
арифметике учащиеся знакомились с тремя действиями, реже с четырьмя (так как
деление было очень осложнено) и овладевали мистическим значением чисел. Знание
астрономии помогало в расчетах для установления даты пасхи и предсказаний по
звездам; обучение музыке было связано с церковным богослужением. Всем учебным
предметам был придан религиозно-мистический характер.
Воспитание светских феодалов.

По-другому
воспитывались сыновья рыцарей — «господа земли и крестьян», у которых
вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие,
учили вести себя в «высшем обществе».

Содержание
рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом,
плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы,
умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство
воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение
слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе,
прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были
обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы,
герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины»
обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего
капелланом замка.

До
7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они
направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли
обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое
совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем
сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал
сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т. п.; по
достижении 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие
сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях»
и обучаясь у капеллана замка религии, реже — чтению, письму; некоторые из них
направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных
должностей.

Образование
девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них
направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые
знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.
Схоластика.

Возникновение
и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские
школы.В XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между
странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются
ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются
ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь
подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не
верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет
на себя схоластика, которая задается целью примирить веру и разум, религию и
науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории
утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями,
отвлечениями человеческого разума; представители второго направления, наоборот,
заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Маркс назвал номинализм
первым, еще слабым выражением материализма. Между номинализмом и реализмом шла
острая борьба, организовывались диспуты на религиозно-философские темы. Схоластика
развивала в то время формально-логическое мышление, оживляла застывшую
религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя,
зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием
дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к
заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической
вопросо-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

В
XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в
других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии
(Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Как
правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и
пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни,
избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.

Церковь,
пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе
университеты, давая им различные привилегии и материальные средства
(бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке
Парижский университет, послуживший образцом для других католических
университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и
богословский факультет становится самым важным.

Средневековые
университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом
(факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль
средней школы; обучение на этом факультете длилось 6—7 лет, после чего
окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась
возможность продолжать образование на одном из трех основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и
получить звание доктора наук.

Основным
видом занятий в университетах были лекции: профессор читал по книге текст и его
комментировал. Организовывались также диспуты на основе тезисов докладов,
которые сообщались заранее, а затем обсуждались школярами.

В
городах ремесленники и купцы не были удовлетворены церковными школами и вели
борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои
цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и
религии; обучение ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали
открывать свои гильдейские школы, примерно с такой же программой. Обучение в
этих школах значительно отличалось от того, которое давалось в школах
церковных. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы,
содержавшиеся городскими самоуправлениями (магистратами).
Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
(XIV—XVI века).

Появление
внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства,
развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда
прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.

Буржуазия
в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она
нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви,
которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие
математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих
изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания
в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

Деятели
эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и
настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего
личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь
ограниченного круга лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против
эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о
просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.

Для
детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и
эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми
для изучения античных памятников литературы.

В
программу умственного образования гуманистами включались такие
естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика,
естествознание.

Гуманисты
с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и
суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес
к знаниям.

В
школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание
обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место.
Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных
школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

В
то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили
первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для
девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение
осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке
существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы,
гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей).
Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например
анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее
начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.

В
различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась
по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.

Так,
в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да-Фельтре
(1378—1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации
этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа
была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально
переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от
средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое
внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения
были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались
математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение
придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Идеи
гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей
педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист
Франсуа Рабле (1494—1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал
блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил
ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка,
многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и
активности.

В
романе Рабле рассказывает, как король пригласил для воспитания своего сына
Гаргантюа ученых-схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он
выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала
до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел.

Тогда
отец его, выгнав учителей-схоластов, пригласил учителя-гуманиста, который все
решительным образом изменил. Гаргантюа стал много времени уделять физическим
упражнениям, правильной последовательно изучал науки. Гаргантюа начал наблюдать
природу, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял
гербарий; астрономия изучалась путем наблюдения над звездами. Учение велось
путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий. Гаргантюа обучался
игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило
сознательный характер.

Рабле
был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать
обучение с окружающей действительностью.

Мысль
о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые
высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же
была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.

В
«Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия» (1516). Мор подверг острой критике
несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй,
сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не
существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой.
Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других
бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. При этом он
в своей «Утопии» все тяжелые и неприятные работы возлагает на рабов из
военнопленных и преступников, избавленных от грозившей им смертной казни. Все
это свидетельствует о незрелости и исторической ограниченности мировоззрения
родоначальника утопического социализма.

Томас
Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия»
всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное
воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование.
Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются
арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы
широко пользуются наглядными пособиями.

Большое
значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской
системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений
здорового, сильного и красивого тела.

Мор
уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и
высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он указывал, что есть одно
дело, которым обязаны заниматься все утопийцы: это земледелие. Дети изучают его
теоретически в школах и практически на окружающих город полях. Кроме
земледелия, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло,
и каждый обязан его изучить. Физический труд обязателен для всех, умственные
занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений. Только очень
небольшое число людей посвящает себя исключительно умственной деятельности и
освобождается от физического труда. Это ученые, которые в особо отведенных для
них общественных домах занимаются науками. Но если они не оправдают возложенных
на них надежд, их отзывают, и они возвращаются к ремеслу и земледелию.

Свободное
от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением
занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное
право пользоваться в этих библиотеках и музеях книгами, приборами и т. п.
Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания,
переводятся в число ученых.

Педагогические
идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он
провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для
мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования,
просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые
высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и
умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил
широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был
первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.

Таким
образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического
способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание.
Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять
потребности в образовании нового класса.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эпическое мышление в истории киргизского фольклора
Реферат Разработка структуры управления, распределение полномочий
Реферат Кредитно-денежная политика цели, инструменты, проблемы эффективного осуществления
Реферат Euthanasia Essay Research Paper Euthanasia in the
Реферат «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и развитии внутренних пассажирских перевозок»
Реферат «Оточевская основная общеобразовательная школа» Рыцарство: на войне и у себя дома
Реферат «Развитие учебной самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики»
Реферат A TELL TALE HEART BY EGAR ALLEN
Реферат Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы Рональд Коуз и е
Реферат Графический дизайн для музыкальной продукции. Субкультурный контекст
Реферат Особенности мотивационной сферы матерей, стремящихся к форсированию развития ребёнка - дошкольника
Реферат ФСС о несчастном страховании
Реферат Учение о государстве и праве социалистического исторического типа в отечественной юриспруденции
Реферат Пневмонии. Антибактериальная терапия. Новые подходы к лечению
Реферат Категории совести в этике