Реферат по предмету "Педагогика"


Психологические особенности детей, поступающих в школу

Психологические особенности детей, поступающих в школу


Лазаренко О. И., Ястребова А. В.

Решению
вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды
психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н.
Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, и др. Важное значение в
этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к
школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего
обучения. Как отмечают приведенные выше авторы, шестилетний ребенок знает и
может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована
познавательная активность.

Возраст
шести - семи лет является сензитивным не только к развитию познавательных
процессов, но и развитию речи и речевой деятельности в целом. Именно в этот
период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные
общие лингвистические способности. Развитие речи идет в двух основных
направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается
морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь
обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия,
памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие
грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит
от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики,
несмотря на то, что у ребенка шести лет отмечается достаточное развитие всех
средств языка для овладения анализом и синтезом звукового состава слова,
требуются специальные занятия.

Хотя
у детей шести лет появляется возможность произвольно регулировать свое
поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на
однообразной и мало привлекательной для них деятельности. Шестилетние дети,
безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при
этом их внимание быстро истощается.

Шестилетний
ребенок практически уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять
свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой
цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих
намерений на любое, привлекательное для него обстоятельство.

Развитие
воли шестилетнего ребенка определено формированием у него мотивов поведения.
Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное
волевое поведение ребенка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться
отвлека-ющему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В
развитии воли шестилетнего ребенка можно выделить три взаимосвязанные стороны:
это, во-первых, развитие целенаправленности, во-вторых, установление отношений
между целью действий и их мотивов и, в-третьих, усиление регулирующей роли
речи.

Выполнение
целенаправленных действий находится у шестилетнего ребенка в зависимости от
многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от
успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в
организации самой цели. Очень большое задание действует подавляюще на психику
ребенка, он пасует перед объемом деятельности и быстро сдает свои позиции.
Расчленение задания на ряд последовательных этапов, напоминание о способах
достижения цели по ходу выполнения задания не только помогают ребенку
организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий,
формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательно.

Итак,
важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства до шести
лет - есть возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом
свидетельствуют, как это было показано выше, уровень сформулированности у них
познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения,
мотивации.

Вместе
с тем шестилетний ребенок нуждается в целенаправленном обучении по формированию
ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности.
При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности в
целом и произвольности поведения в частности.

Таким
образом, если мы хотим подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и
сформировать творческую личность, то содержание обучения с необходимостью
должно быть ориентировано на формирование у детей произвольности. При этом
естественно учитывать, что становление произвольности должно быть сопряжено с
обретением детьми внутренней свободы и собственной индивидуальности.

При
разработке содержания занятий мы ставили целью формирование произвольности в
качестве основной дидактической задачи. При этом мы опирались на положение Л.С.
Выготского о том, что ведущая роль в социальной обусловленности воли отводится
речевому общению ребенка со взрослым. Воля в генетическом плане проявляется как
стадия овладения собственными процессами поведения. Л.С. Выготский подчеркивал,
что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в
двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва как категория
интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это
относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образному
понятию, к развитию воли".

Исходя
из изложенных выше позиций нами было разработано содержание курса занятий
(Программа "Формирование социально-психологических предпосылок к обучению
детей 6 - 7 лет"), в процессе которых должна быть сформирована культура
устной речи (дикция, дыхание, голос, интонация - лингвистическая часть занятия)
и навыки творческого креативного мышления (II-ая часть занятия). В процессе
занятий решалась основная задача формирование произвольности поведения и
деятельности в целом. Причем, основной акцент, особенно во II-ой части занятия
делался на формирование речемыслительной деятельности, т.е. развитие и
совершенствование развернутого, связного учебного высказывания (типа
доказательства, рассуждения), что в целом способствовало развитию рефлексии
детей.

Эта
программа разработана в соответствии с концепцией ЭКРУСКО в подборе учебного
материала и исходя из преемственности одного предмета к другому (риторики,
русскому языку и т.д.), избегая разнобоя в требованиях учителей в соответствии
с программами прогимназии ЭКРУСКО образование направлено в целом на реализацию
единой концепции в методологическом аспекте.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Боулер, Филипп
Реферат Избирательное право и виды избирательных систем в зарубежных странах
Реферат Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте
Реферат Банковская система и ее роль в развитии экономики
Реферат Как показать товар лицом
Реферат Моделювання розробки та прийняття рішень
Реферат Чеченский феномен: закончена ли война?
Реферат Galileo And Newton Essay Research Paper Galileo
Реферат Организационно-экономическое обоснование развития растениеводства Сельское хозяйство
Реферат Россия в период правления Павла 1
Реферат Цветовое и звуковое оформление степных пейзажей в прозе А.П.Чехова
Реферат Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби.
Реферат Фазания
Реферат Burial Practices Of The Ancient Egyptian And
Реферат Совершенствование системы внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Изюмовский" Щербакульского района Омской области