Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры
взаимозависимости
Силуянова И. В.
Начало
второй половины 2004 г. было ознаменовано рядом форумов, на которых обсуждалось
здоровье детей и молодежи России. Это, прежде всего, 2-й Международный конгресс
“Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке” (июнь 2004 г.) и
Круглый стол, посвященный этим же проблемам, проведенный Комитетом по охране здоровья
ГД РФ (июнь 2004 г.) и др. На этих совещаниях была озвучена весьма
неблагополучная статистика о состоянии здоровья нашего молодого поколения.
Согласно этой статистике 60% учащихся в целом в РФ имеют ту или иную патологию.
60% детей были отнесены к категории “нервные дети”. Причем У 64,8%
старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические
расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя,
психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения,
компьютеро-зависимость. Последнее явление - новая нозологическая единица. О ее
реальности говорят следующие цифры: из общего числа компьютерных клубов Москвы
23% работают круглосуточно, при этом 80% постоянных клиентов круглосуточного
посещения - подростки. Педиатры проинформировали общественность о том, что
70%-ая патология беременности и родов дает 70%-ое снижение адаптационного
ресурса у детей. И еще одна страшная цифра. В 2003 г. 7,8 тысяч подростков
покончили жизнь самоубийством. Статистические материалы о социально-демографической
характеристике населения Государственной областной думы 2004 г.
свидетельствуют, что среди юношей призывного возраста самая распространенная
патология - нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й
молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной,
наркотической или токсикологической зависимостью.
Каковы
же с точки зрения медицины факторы, влияющие на данное весьма неблагополучное
положение? В отечественном медицинском сообществе признание получили исследования
академика Ю.П.Лисицина. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние
здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления
медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций - это образ
жизни человека.
Что
же такое образ жизни человека? Из чего он складывается? Как формируется? От
чего зависит? Долгие годы под влиянием марксистско-ленинской философии в
социальные науки внедрялось понимание образа жизни, выражением которого можно
рассматривать определение образа жизни, как “понятия, применяемого в социальных
науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том
или ином обществе. Образ жизни охватывает типичные для данного общества,
класса, социального слоя условия, и формы жизнедеятельности людей” . Данное
определение ориентирует прежде всего на характеристику материальных условий и
форм жизнедеятельности людей. Конечно же эта ориентация имеет свое определенное
значение. Зависимость между условиями труда, быта, формами проведения досуга, с
одной стороны, и здоровьем человека, с другой - очевидна. Но можно ли считать
данный подход безупречным? По-видимому, нет, так как этот подход ориентирован
на материальные условия и потребности, не учитывая личностные характеристики
человека, его духовные потребности, ценностно-мировоззренческие ориентации,
духовно-нравственные мотивы поведения. Очевидно, что в немалой степени именно
ценностно-мировоззренческие ориентации, ставшие для человека личностно
значимыми, определяют его целесообразное поведение. Именно духовно-нравственная
культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или
“праведного” (в терминологии нравственной христианской философии) образа жизни.
Концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит
к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровья человека,
оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического,
социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации
можно рассматривать широко распространенную максиму: “В здоровом теле -
здоровый дух”, где психическая стабильность человека ставится в зависимость от
состояния его телесности. Данная “максима” является искажением строки Х сатиры
римского поэта Ювенала, которая звучит так: ”Orandum est utsit mens sana in
corpore sano”, что в переводе с латинского означает: “Надо молить, чтобы в
здоровом теле был здоровый дух”. Очевидно, что смысл этой строки прямо
противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке.
Не
умоляя влияния соматического уровня здоровья на психический, нельзя
недооценивать и реальность обратной связи. Полезно помнить и другую,
древневосточную, максиму: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”.
“Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Воспитание
молодежи, и призвано обеспечить качественное и бесперебойное “питание духа”
молодого человека. Сбои в “питании духа”, в немалой степени влекут за собой
такие заболевания, как наркомания, алкоголизм, неврозы и др. Вряд ли кто будет
отрицать, что, например, наркомания в конечном счете связана с бездуховностью,
с отсутствием ясных морально-нравственных установок.
В
согласии с этими суждениями оказывается и следующее истолкование самого понятия
“образ жизни”. Понятие “образ жизни” состоит из двух слов - “образ” и “жизнь”,
объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной
упорядоченности человеческой жизни. От понятий “существование”, ”бытие”,
”жизнедеятельность” оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание
жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и
представляет собой прежде всего определенную духовно-нравственную, ценностно-мировоззренческую,
целесообразную упорядоченность жизни личности. Такое понимание образа жизни
фиксирует наличие двух силовых линий человеческого существования -
смысло-целевую, духовно-нравственную, с одной стороны, и материальную, с
другой.
Почему
же игнорировалась первая “силовая линия” человеческого образа жизни в еще
недавно господствующей идеологии? Ответов на этот вопрос несколько. Обратим
свое внимание на один из них. Отрицание роли духовно-нравственной “силовой
линии” в жизни человека было связано с общей атеистической сутью идеологии,
одним из оснований которой был принцип релятивизма, утверждающий
относительность, изменчивость моральных ценностей, отрицающий их абсолютное
значение. В традиции нравственной христианской, в частности, русской философии
противоположная позиция. Моральные ценности и принципы Библейского Декалога (10
заповедей) - имеют абсолютное значение потому, что несоблюдение этих моральных
правил приводит к разрушению психо-эмоциональной жизни, затем к потере
физического здоровья и в итоге жизни в целом. Моральные нормы, даже, несмотря
на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не
случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Они являются
внебиологическим “кодом”, обеспечивающим наследование тех принципов отношения
между людьми, которые необходимы для сохранения каждой индивидуальной
человеческой жизни и человеческого общества в целом. Духовно-нравственные
ценности ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством
моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера
их ценности задана тем, что они - необходимое условие не только социального
практического существования человека, но и его жизни.
В
тоже время, очевидно, что между той или иной духовно-нравственной ценностью,
или моральной заповедью и реальной жизнью человека существует весьма значительный
зазор. Так, между любой заповедью Библейского Декалога, например, “не
лжесвидетельствуй”, и конкретной несовершенной практикой человеческого общения
- большая дистанция. Преодолеть эту дистанцию и призвана такая работа, которая
называется воспитанием. Такая работа, от которой, как мы убедились, зависит не
только благополучие, но и само физическое существование общества, не может
носить случайный, произвольный характер. Она требует продуманного, выверенного,
программного обеспечения. Работа по созданию подобных программ уже началась.
Появились “Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи на уровне района (муниципального центра), Москва, 2003г.” Фонда
духовной культуры и образования “Новая Русь”, Программа Московской областной
Думы “Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи Московской области
на 2005-2010г.г.”. Так например, являясь конкретным вариантом нового подхода,
Программа “Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи Московской
области на 2005-2010г.г.”подчинена цели “создания и развития системы
духовно-нравственного образования детей и молодежи Московской области на основе
традиций и ценностей отечественной культуры, с учетом современных условий и
потребностей социального развития российского общества”. Особенностью данной
Программы является внимание к национальной культуре, духовно-нравственным
традициям российского общества, к опыту духовно-нравственного воспитания
православия.
В
связи с этими ориентациями могут возникнуть вопросы о соответствии подобных
программ реальному мировоззренческому состоянию и духовным потребностям
молодежи. Не будут ли данные ориентации некой формой насилия? Будут ли они
“стрелой, бьющей в цель”? Ответы на эту вопросы мы можем найти в конкретных
социологических опросах.
Сами
за себя говорят данные социологического опроса, проведенного среди сегодняшних
студентов-медиков.
На
вопрос “Ваши религиозные убеждения” - 70,7% студентов ответили - православие.
На вопрос “Какое место занимает религия в вашей жизни?” последовали следующие
ответы - главное - 4,7%, значительное - 45,5%, незначительное - 35,5%, никакое
- 7,4%.
Данный
опрос свидетельствует, что духовно-нравственное состояние нашей молодежи - это скорее
состояние поиска и пробуждения, нежели твердой осознанной позиции. Такое
состояние в принципе характерно для молодежного, по сути своей “поискового”
сознания, когда вопросов и исканий больше, чем стойких убеждений. Тем не менее,
данный опрос выявил существование мощного интереса молодых людей к
духовно-нравственным традициям. И здесь как никогда важна позиция и поддержка
старшего поколения, особенно учителей, политиков, ученых, преподавателей,
законодателей, писателей, научной и художественной интеллигенции, консолидация
сил которых действительно может способствовать духовно-нравственному и
физическому здоровью наший детей, что, безусловно, является основанием
духовно-нравственного возрождения российского общества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/rus/philology