Реферат по предмету "Культура и искусство"


Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курсовая работа
по декоративно-прикладномуискусству
Декоративное панно «Красносолнышко» в технике лоскутного шитья

Выполнила:студентка IV курса
СмолинаЮ.В.
Научныйруководитель:
старшийпреподаватель Морус Г.Г.
Бирск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
1.1История возникновения и развития лоскутного шитья
1.2Виды лоскутного шитья
ГЛАВАII. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ
2.1Характеристика русского орнамента
2.2Символика русского орнамента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение
 
Жизнь каждого человека– это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновениячередуются с серыми и черными днями.
Существует притча олоскутном шитье. «Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все уменя есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем всеэто? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец,задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца всомнении но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомненийк клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся еёмаленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло.Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один.
Из лоскутного полотнаполучались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали,чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не былоодиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной» (13).
Каждая мастерица как бытворит полотно своей жизни. В этом можно убедиться на работах художниц ТатьяныСапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой,Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России) (см.приложение 1).
Воспоминания из детстваи юности, о том, как прабабушка учила сшивать лоскуточки между собой, привилилюбовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занималисьтолько бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутноешитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, свышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли,и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони — это изображения, которыечасто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чащевсего — райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали иутицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми рукамиеще более серьезный символ и оберег. У язычников она — мать сыра-земля, а ухристиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войни оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревлеозначал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно (15).
Самое трудное в русскомлоскутном шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а вумении согласовывать их между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничныеих сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этимв совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ — прикладывалилоскуты друг к другу — и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется»,откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветовим продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем,кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперьпотомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью отмам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусстворусского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья ( 15) (см. приложение 2).
Невозможно объяснить, почемутак завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магическойсилой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданнадо конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.
Сегодня появилось многомастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданымногочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнееи вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н., Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г.,Никулина А.А, Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)
Одни увлеченно трудятсясозданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другиепредпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья идекоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современноелоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее –с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаютсяособым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделиитканей разных фактур.
Цель:выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».
Объект исследования:лоскутное шитье.
Предмет исследования:традиции русского лоскутного шитья.
Цель, предмет и объектисследования определили необходимость постановки следующих задач:
1. Изучитьи проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
2. Собратьиллюстративный материал.
3. Изучитьтеоретические и практические основы художественной обработки ткани.
4. Создатьтворческую работу.
При написании курсовойработы были использованы следующиеметоды исследования: изучение ианализ литературы и художественных произведений, анализ экспериментальногоматериала, обобщение, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методмоделирования.

ГлаваI. Историялоскутного шитья
 
1.1История возникновения и развития лоскутного шитья
 
Лоскутноешитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани,выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой илилоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов.Лоскутная мозаика — одно из направлений в лоскутной технике. Существует идругое — аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единыйкусок ткани — фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать идополнять друг друга в лоскутных произведениях (19).
Принятосчитать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась вАнглии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одномиз национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочковкожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранитсядатируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорамииз разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружилудивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительнодатируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочководежды паломников ( 9).
В Европутехника лоскутного шитья была занесена скорее всего с Востока, вместе скрестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры,ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в концеXVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именноздесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый видтворчества (9).
Экономичнаялоскутная техника (ее называют на Западе «пэчворк) как виддекоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVIвеке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок иузоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой илинабивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились иподделки — одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные наанглийских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь осохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретилопродавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно,контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог.Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать егоостатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: ихнашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутковсобирали единое полотно по принципу мозаики
В Россиилоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продажедорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века ибыл связан с развитием машинного производства ситца, а также с широкимраспространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей снабивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшалилоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочковотслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собиратьодеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи (19).
Традиционные»деревенские" узоры отечественной лоскутной техники — несложная мозаикаиз полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов (см. приложение3, рис.1, 3). Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье,когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата),складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачиваютпо кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной тканизаплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу исшивают между собой (см. приложение 3, рис.2, 4, 5).
В 1970-егоды в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогдапоявился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России началисобирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекциинародного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге,Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве,Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиямизаинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутнаятехника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерствомшитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметроваяточность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницыв несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще всовершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова «стегать» — прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты илидругой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшениемлоскутного изделия (19).
Излоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно,одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки,жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу ввыборе тканей (см. приложение 4).
Чтобыовладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Начинатьлучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научитьсясоединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольныхтреугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосоксшить в лоскутную пластину. Главные условия успеха — художественный вкус иаккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали поцвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Гармоничным сочетанием тканейразличных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимыхколоритов. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками,которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочкиткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этомон больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию (18).
Своим разнообразиемлоскутные вещи притягивают наше внимание. Их применяют для убранства в кухни:салфетки, прихватки для горячего, скатерти, в спальни: наволочки, одеяла,пледы. В гостиной как декоративное панно, в качестве аксессуаров, например,нарядной сумки, кошелька либо одежды: изящного летного костюма или стеганогожилета (12).
Сейчаслоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы.Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение внациональном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работумногообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма.Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народнойшвейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутныеработы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для ниххарактерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а такжеумелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Во многих городахРоссии образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи,фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. Сейчас, когдалоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты сэтой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать,что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. Идействительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыраженияслужит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания (13).
 
1.2 Видылоскутного шитья
 
Существует нескольковидов лоскутного шитья.
Пэчворк –лоскутная аппликация или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталейна более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work –работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера,например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида,фактуры, расцветки.
Квилтинг –более широкое понятие, чем пэчворк ( quilting – сшивание, простёгивание). Онвключил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную техникупэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки.Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей,которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами (11).
Квилтинг
Среди самыхкрасивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомныеквилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям илиродственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например надалекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочнымиили автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом длячеловека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди илиисторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованныецветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные,а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливалисьнесколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самыезнаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт.Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовомуфону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с оченьживописными узорами. Квилтинг(изготовление квилтов) — вид рукоделия, при котором вручную или на машинепрошиваются не менее трех слоев ткани. При этом на поверхности квилтаобразуется рельефный узор и она становится трехмерной.
В квилтеверхний слой — декоративный, он выполняется обычно в технике лоскутного шитья(«пэчворка») или в комбинации ее с аппликацией, вышивкой, коллажем ит.д. Средний слой — прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой — подкладка, делается как правило, из хлопчато-бумажной ткани. Все три слояобязательно простегиваются вмеcте. Качество простежки свидетельствует об уровнетехники исполнителя, качество верхнего слоя и умение сочетать изображение срельефом говорят о нем, как о художнике (17).
Изутилитарного ремесла, родившегося по необходимости, квилтинг превратился в видвысокого декоративного искусства, стал одним из его самых ярких и многоликихвидов. Покрывала и панно, изготовленные в технике квилтинга, являются объектамисобирательства музеев, галерей и коллекционеров. Коллекции квилтов украшаютэкспозиции самых престижных музеев США, Великобритании, Германии, Швейцарии,Австрии и многих других стран. Аналогичные разделы и экспонаты имеются и вмузеях России, в том числе, в Государственном Русском музее и Всероссийскоммузее декоративно-прикладного искусства.
Настоящейродиной квилта стала Америка, куда это вид рукоделия попал вместе спереселенцами. В этой стране, вобравшей в себя традиции и культуру разныхнародов, квилтинг стал национальным видом искусства, за двести лет тамразработаны и стали традиционными многие узоры и технологии изготовлениялоскутных изделий( 18).
Кажущаяся,на первый взгляд, простота квилта, чаще всего, — иллюзия. На самом деле,изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокойтехники шитья (в том числе и машинного), художественных способностей и всегдаявляется многодельным высококвалифицированным трудом, отнимающим большоеколичество времени. В то же время, это занятие, совмещающее в себе знание ииспользование различных видов прикладного искусства и многих профессиональныхумений, несет в себе огромный потенциал для самовыражения исамосовершенствования художника, ибо возможности как цветовых, так игеометрических решений квилтов, практически безграничны(17).
Пэчворк
Пэчворк — искусствовдохновения, особый стиль шитья из кусочков. Неправда ли, у наших бабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратноскроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам иоттенкам. Лоскутная техника — самый популярный вид рукоделия на сегодняшнийдень, т.к. не требует больших материальных затрат, предполагает возможностьиспользования содержимого «бабушкиных сундуков», остатков ткани;предоставляет простор вашей фантазии Фольк-стиль всегда в моде, также как и«классика», которую называют азбукой хорошего вкуса. Народный костюм- это не только образец красоты и таланта, но и синтез различных видовдекоративного искусства — это часть художественной культуры народа. Одеждаспособна эмоционально настраивать душу человека, и должна быть созвучнахарактеру жизненного процесса: традиционный крой, крестьянские мотивы,непринужденное сочетание в одном ансамбле различных по фактуре тканей,использование лоскутного шитья, все это дает возможность создаватьиндивидуальные и современные модели (7).
Пэчворк считается однимиз самых древних видов рукоделия.
В настоящее время этатехника аппликации пользуется все большей популярностью. Пэчворк в нашей странеи не только словно обретает новую жизнь, переживает период своего возрождения.И это не удивительно: сейчас ручная работа вновь завоевала свою прежнююценность. Изделия, созданные из лоскутов, — прекрасное украшение любого дома,они наилучшим образом вписываются в общий дизайн помещения, подчеркивая егоиндивидуальный стиль, делая его уютнее и гармоничнее.
Лоскутная техникапоистине многогранна и неповторима. Во всем мире невозможно найти двеодинаковых работы, созданные из лоскутов ткани. И при всем вашем желаниисделать «копию» классического варианта пэчворка тоже нельзя: в любом случаеваше изделие приобретет совершенно другой неповторимый облик. Создаваясобственное изделие из кусочков ткани, совершенно не обязательно строгоследовать определенным правилам. Слушайте свое сердце и включайте фантазию,ведь вы сами можете стать автором абстрактных узоров и оригинальных рисунков (см.приложение 5).
В технике пэчворкаможно изготовить все что угодно: одеяла, подушки, коврики, кухонные прихватки,одежду и многое-многое другое. Освоить пэчворк совсем несложно – нужно толькоподружиться со швейной машинкой.
Для лоскутного шитьяподходит абсолютно любая ткань всевозможных расцветок и фактур. Лоскутки могутбыть однотонными и с рисунком, их форма – любой, какой только позволяетфантазия. Начинающим лучше всего выбрать для работы хлопчатобумажные ткани смелким рисунком, например, ситец, сатин или лен. Эти ткани хорошо стираются иутюжатся.
Говоря об историивозникновения техники пэчворк, следует отметить, что данный вид «лоскутного»искусства имеет богатые традиции и интересную многовековую историю. Создателямипэчворка являются рукодельницы из среды бедных. Женщины по причине отсутствияденег не могли себе позволить приобрести какую-либо новую вещь, что, собственногоговоря, и стало первым шагом создания новых одеял, дорожек и многих другихинтересных вещиц из остатков (лоскутков) ткани. Не зря лоскутное шитье являетсяодним из самых экономичных видов рукоделия. Немного позже шитье из кусочковткани стало модным увлечением, которое со временем «переросло» в отдельный видрукоделия, именуемый пэчворк (7).
Глава II.Русский орнамент
2.1Характеристика русского орнамента
Орнамент – языктысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальномпереводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал осодержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редкозадумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам частокажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства,чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах,отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первыепопытки человека воздействовать на таинственные для него силы природысредствами искусства». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводитьвсе к украшательству (14).
Орнамент — это особыйвид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, несуществует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту илииную вещь. Многие исследователи отмечают, что орнамент представляет собойдостаточно сложную художественную структуру, для создания которой используютсяразличные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математическиеосновы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессияорнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость;пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качестваиспользуемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатостьлиста. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещеннымвзором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имелидля создателей этих композиций совсем другое значение. Художественный, образныйязык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он частоиграет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности,является средством выражения народного мировоззрения(6).
Извилистая линия частобыла символом воды – необычным веществом с таинственными свойствами, одной изпервостихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Крестнередко был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобнымизнаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложныхвзаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины мира (16).
Однако, человечество«взрослеет» и время веры в мистическое значение древних символов и в ихреальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратойверы в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенныйсмысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов декора. Темне менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная»орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, азначит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу,сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест – поселения малочисленныхнародов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (16).
Русский орнамент поправу называется одним из самых интересных явлений в мировой художественнойкультуре.
Он представляет собойуникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнаментвидоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображениесовременников своей поэтикой и красотой линий и красок. Орнамент сопровождалчеловека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные идругие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду,рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания.Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение,комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнаментмог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать тольконекоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическуювыразительность (1).
Орнамент построен на ритмическомчередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ейструктура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрываетповерхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзярассчитать, каким будет завиток, который положен мастером. Внутренняя структураорнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегдаимеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который оннаносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот илииной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами всложно-опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения,закрепленные традицией. Все орнаменты имеют свои названия, весьма устойчивые,если принять во внимание обширную территорию их распространения. Длярасшифровки смысла орнаментов привлекаются как объяснения мастериц, так ирелигиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные ибытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления омире. Представления о картине мира передаются от поколения к поколению, иосознается она лишь частично (см. приложение 6).
Время появления первыхорнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можнопредположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно сосвоением окружающего мира ( 4, с.6).
Исследователями,русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построенияорнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы,историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращенона изучение искусства XI—XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихсявопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И.Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. Виоле-ле-Дюк. Онизанимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях — не толькокак уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов.Орнаментом украшали всё, начиная с больших произведений архитектуры изаканчивая мелкой бытовой утварью. А ярче всего всего орнамент проявился врусской вышивке (1, с.9).
По используемым ворнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм(точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги,ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфическиорнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья,цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, илиживотный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастическихживотных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры,архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы);антропоморфный, подразделяемый на две большие группы: а) архаический,отражающие древние мифологические представления, б) бытовой (или жанровой). Особыйрод орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например,на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередкисложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н.тератология, геометрических и растительных — арабески) (5).
Русский орнамент —область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным.Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных изападноевропейских стран — все это оказывало влияние на формирование русскогоорнамента.
Русские орнаментывоспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новыеформы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствуето творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе (1, с.7). 2.2 Символика русского орнамента
Наши далекие предкипользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формыорнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразиемистории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовойдеятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природныхматериалов.
Весь круг образов,составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходетысячелетних наблюдений за природой.
В символической формеобразы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитаниеживительной силы природных стихий — огня и воды, воздуха и земли, и восхищениеразнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение.Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческоеразвитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов –геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. Всоздании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболеесущественные особенности изображаемого.
Техника тканых изделийопределила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы иобобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных игоризонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента являетсяорнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являютсямотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различныеварианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексомжизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света,огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире(10).
Любуясь сегодня тонкойпроработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокийсимволический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнитьхоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудьполучится.
Между тем любаяорнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов.Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Одиниз таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символтреугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище,семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное(верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом,дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности.Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов (см.приложение 7).
Треугольники, как иразличные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников,набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоредомашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией,выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерамиединственного треугольника.
Браная техника тканьядемонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигураромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантикаромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академикомБ.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокойдревности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическимузором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств,сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограммузасеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символомплодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество (10).
Учитывая техникутканья, ромбические фигуры в нем преобладали: простой ромб и ромб с продленнымисторонами («городчатый»), ромб с крюками в многочисленных вариациях.Встречается также простой и «городчатый» квадрат, гребенчатые фигуры.Используются и половины названных элементов, а также мотивы прямых и косыхкрестов.
Законы геометриипреобразовали уже знакомые символы в строгие фигуры, изменив их порой донеузнаваемости. Так в тканых и вязаных узорах можно найти фигуру, прямоугольнозагнутый крючок – стилизованного гуська. Ряды гуськов, следующих один задругим, образовывали другой орнамент – меандр, обозначающий воду, реку. Перекрестьетаких гуськов образует один из древнейших символов – свастику – крест сзагнутыми концами, который, как и простой крест, обозначает солнце, знаквремени и вечного движения, знак огня и пожелания благодати, жизненногосчастья. На Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская — против часовой стрелки, мужская по часовой стрелке. Соединенная вместедвуединая свастика представляла собой ромб с крючками на концах. В символике,как бы, объединялось настоящее с прошедшим. Спешащие по часовой стрелке гуськиобозначали время живых, идущие против – время мертвых. Соединенные в единомзнаке они символизировали кровное родство потомков и предков (3, с.46).
Знак свастики вткачестве и орнаментном северном вязании, как и в народном искусстве в целом,занимал особое место. Свастики покрывали коруны и кокошники русских женщин,оплечья и другие части рубах, передники, пояса. Их ткали и вышивали насвадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках(см. приложение 8).
Хотя символика этадавно забыта, мы не должны забывать о прошлом. Все, что оставили нам нашипредки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. Зная и понимаято, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легчеадаптироваться в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущихпоколений (3, с.47).
Растительным мотивам врусском орнаментальном искусстве придавалось большое значение и отводиласьглавная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Современем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложныекомпозиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками.
Мотивы цветов, веток,виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русскогоорнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев,чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII—XIVвв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV—XVIIвв (2, с 15).
Часто в украшенииинициалов — заглавных букв в рукописных книгах — встречались изображениявсевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами.Подобный вид орнамента получил название тератологического.
Древнерусскимимастерами очень часто воспроизводились изображения драконов, павлинов, собак,тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись логическим «продолжением» буквы,а порой настолько видоизменяли букву, что ее трудно было узнать.
Причудливые звериныеформы встречались и в украшении миниатюрных заставок. Они располагалисьсимметрично, головой к центру композиции или по верхнему краю заставки.
«Тератологический»стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящимив далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можновстретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности,как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусновплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала.Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток такжепривлекало внимание (6).
Узор так запутан, что внем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его жеголовами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такаядраматическая напряженность была характерна именно для западноевропейскогосознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы.Каждое изображение животного само по себе самоценно.
Образ зверя «ставит»акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком,английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, онзаметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культурехудожник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевыхизображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голов зверя, его хвост,лапы (8).
Рассматриваякомпоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицународного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можносказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии.
Заключение
Рукоделие, развивающеехудожественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее каккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствиеот выполненной работы.Искусство лоскутного шитьяможно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют ткань, а кисть – иголкас ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр.
Своеобразныелоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.
Ониприменимы и для кухни в виде скатерти, салфеток, прихваток, для гостиной как диванныеподушки, и декоративное панно, для спальни: покрывала, наволочки на подушки.
Эти вещи сделанысвоими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны тем, что другихтаких нет во всем мире.
Сегоднявокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах,где оно появилось раньше, чем у нас. Незаслуженно забытыеизделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность ипревосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегдаценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Среди таких известныхвидов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимаетшитье из лоскута.
Термин «лоскут» имеетдва значения: первое – лоскут как единичный элемент, деталь; второе – лоскуткак материал для производства.
Продолжая иразвивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узорыи находят необычные цветовые сочетания.
Художественные изделияиз лоскута по праву заняли достойное место среди произведенийдекоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеевСША, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий,выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и воВсероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Подводя итоги нашейкурсовой работы, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи были достигнуты:изучен и проанализирован имеющийся теоретический материал по проблеме исследования,собран иллюстративный материал, освоены техники лоскутного шитья и созданатворческая работа.
Собранный теоретическийматериал может быть использован студентами и преподавателями на занятиях декоративно-прикладногоискусства и учителями в общеобразовательной школе на уроках при изучении темы«Русский орнамент», а также в кружковой работе. Сама творческая работа можетявляться элементом декора в интерьере.
Списоклитературы
1.Ивановская В.И. Русские орнаменты.-М.: В.Шевчук, 2006.-226с.
2.Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. –М.: Белые альвы, 2008.-208с.
3.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографическийисточник.-М.: Наука, 1978.-207с.
4.Стасов В.В. Русский народный орнамент. — СПб, 1872. — Вып. 1.
5.Википедия. Свободная энциклопедия. Орнамент -http://ru.wikipedia.org/wiki/Орнамент(21.10.10)
6.Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А… Орнаменты. Стили. Мотивы-http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm (20.12.10)
7.Дамские рукоделия. Пэчворк — искусство вдохновения-http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329 (17.12.10)
8.Древнерусский орнамент — art-blog.su/post97672994 (11.11.10)
9.Зайцева О.В. Лоскутное шитье: Практическое руководство-http://fictionbook.ru/author/olga_zayiceva/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/read_online.html?page=1(22.11.10)
10.Кириллов М, Некина Т. Статья о значении орнаментов — karelalaine.blogspot.com/2010/02/blog-post.html (25.10.10)
11.Клуб шитья и рукоделия — www.elfort.ru/article.php?id=2 (15.12.10)
12.Лоскутное шитье. От истоков до современности // — www.museum.ru/N20175 (18.10.10)
13.Мой компас. Пэчворк.- moikompas.ru/compas/patchwork(18.10.0)
14.Осетров Е. Живая древняя Русь. Язык таинственных узоров-http://www.bibliotekar.ru/rusDrevnyaya/5.htm (17.12.10)
15.Русский Север: история и традиции лоскутного шитья — www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=13310 (18.10.10)
16.Северный орнамент — украшение, оберег, посредник-http://www.ethnic-tour.ru/etnicru/edu/orn (4.10.10)
17.Сидельникова А. История квилтинга (quilt), виды квилтинга и немного о тканях -http://loskutnik.ru/article/read/istoria_kviltinga_vidy_kviltinga_i_nemnogo_o_tkanyah.html(16.10.10)
18.Страна советов. Пэчворк — лоскутное шитье — strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/2419-patchwork.html(18.09.10)
19.Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 — www.nkj.ru/archive/articles/10341/ (15.11.10)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.