Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:
смена "модели чтения"
Есть
ли сегодня полная картина детского чтения в России? - И да, и нет. Создать полную
и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно. Прежде всего это
связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства. Как
же иначе объяснить тот факт, что в последнее десятилетие не было проведено ни
одного всероссийского социологического исследования детского чтения? В
благополучной Европе, например в Великобритании, в 1994 г. такое исследование
было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идет
падение навыков чтения детей и подростков.
Данные,
полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний
учащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. В
последние годы и в Германии общество также "было в состоянии шока" от
результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юных немцев.
Мы
в состоянии шока не находимся хотя бы потому, что результаты последнего
международного исследования PISA, проведенного в 2000 г., когда Россия впервые
приняла в нем участие, так и не стали достоянием широкой общественности. В нем
оценивались результаты обучения - грамотность учащихся в чтении, математике и
естественных науках. Акцент в исследовании, проведенного в 2000 г., был сделан
на навыках чтения. Среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла
27 место. Конечно, мы можем говорить о том, что эти задания и тесты
недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но тем не менее мы, как ранее
англичане или немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня
происходит в чтении подрастающего поколения. Понять - для того, чтобы срочно
принять меры.
Безусловно,
чтение, безотносительно к тому, происходит ли оно в виде прочитывания книги или
текста с экрана компьютера, - это первооснова для развития личности. Сегодня
особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса
чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучение
психологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности.
Однако фундаментальных исследований чтения, и особенно детей и юношества,
сегодня практически не проводится.
В
последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок "выпал" из
сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. Нет
соответствующих организаций, чтение почти не исследуется в рамках академических
институтов, его исследования фактически из сферы фундаментальной науки перешли
в плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практической
деятельности. В этом, разумеется, нет вреда, однако сегодня мы получаем знания,
которые фрагментарны, поверхностны и не способны привести к прогнозам в этой
важной области. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными
(например, в последнее десятилетие его изучают ведущие социологи ВЦИОМа), то
чтение детей остается, можно сказать, вне поля зрения социологов. В результате
возникшей острой потребности получить новые знания о происходящих процессах,
исследованиями его занимаются те, кого по роду деятельности больше всего
волнуют эти проблемы: учителя, психологи, издатели и другие специалисты. Основные
же исследователи детского чтения в последнее десятилетие - это детские
библиотекари.
Библиотекари
- те, кто особенно волнуется о детском чтении, - в последнее десятилетие остро
нуждались в получении новых и многоаспектных знаний о том, как меняется ребенок-читатель,
как обновлять фонды библиотек и т. д. Не получая таких данных, библиотекари
стали изучать детское чтение в контексте библиотечного обслуживания детей.
Сегодня детскими библиотекарями проведен не один десяток таких исследований,
однако проблема остается. Крайне необходимо фундаментальное исследование
детского чтения в рамках всей страны (проведенное с учетом методик,
использованных в международном исследовании PISA). Мы остро нуждаемся в
мониторинге процесса детского чтения в России.
Картина детского чтения на рубеже веков
Мы
попытаемся выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшней
России, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детского чтения
и которая даст нам возможность увидеть черты ближайшего будущего. И создадим мы
ее, опираясь главным образом на исследования библиотек. В основу данной статьи
положены результаты исследований, проведенных в последние годы Российской
государственной детской библиотекой (РГДБ) - главным научно-методическим и
исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России, а также
материалы региональных и локальных исследований детских библиотек в регионах.
Опасения
о "не чтении детей", мифы о "кризисе детского чтения"
далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети,
действительно, читают "не то" и "не так", как предыдущие
поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет
процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей.
Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его
длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным
текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения,
предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной
продукции, информации в целом и многое другое.
Наши
исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а
также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения
детьми книжной культуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие
взрослые ориентированы прежде всего на старую модель "литературной
социализации". Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также
далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и
особенно их дедушек и бабушек.
"Уходящая модель" детского чтения
Итак,
в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены.
Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения - тот образ,
который пока что остается в сознании многих:
-
"любовь чтению" (под которой мы выделяем высокий статус чтения,
престиж в обществе "человека читающего", обязательность регулярного
чтения);
-
преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
-
разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и
жанров;
-
наличие домашней библиотеки.
У
детей, и особенно у подростков, сюда добавляется:
-
общение со сверстниками по поводу прочитанного;
-
наличие "литературных героев";
-
сравнительно небольшая доля "чтива" (литературы низких художественных
достоинств);
-
позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки,
существование "своего" или "хорошего" библиотекаря).
Становление
"новой модели" детского чтения
В
общих чертах обрисуем новую картину и новую "модель" (совокупность
новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего,
эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах России ситуация
сравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессы
отторжения детей от печатной культуры.
Мы
будем опираться прежде всего на результаты нашего социологического исследования
чтения школьников 4, 7 и 10 классов. Согласно нашим данным, в среднем
преобладающая часть детей и подростков на досуге читала. Лишь пятая часть
опрошенных на чтение тратила до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и
подростков читали от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в
день. Таким образом, большая часть школьников на рубеже веков - это читающие на
досуге дети и подростки.
Но,
как правило, те, кто любит читать, - это преимущественно дети младшего
школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге и
тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа "мне
нравится читать, много читаю, в младшем возрасте составляет 43%, то к 10 классу
она падает до 17%, и в то же время доля тех, кто выбрал вариант ответа
"читаю редко, не люблю" возрастает с 8% среди младших до 17% в
старших классах.
Отношение
к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом
позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что
учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы,
вкупе с другими факторами приводят к тому, что в старших классах происходит
отторжение от чтения. Чем старше школьник, тем больше "деловое чтение по
школьной программе" теснит досуговое, не оставляя времени на чтение
любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить
радость от самого процесса свободного чтения.
В
среднем же около трети опрошенных ответили "люблю читать, но не хватает
времени", и почти каждый третий выбрал ответ "когда читаю, люблю
почитать что-нибудь легкое, развлекательное". Результаты наших
исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не
читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
В
целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом
месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, фэнтези - у
более старших, с интересом читаются приключения и "ужастики",
детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных.
Если
же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем
составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как
научно-познавательные книги занимают в нем место вдвое меньше (21%). Таким
образом, круг чтения подростков "смещен" в сторону развлекательной
литературы, а также иллюстрированных журналов.
Далеко
не все, что нужно подросткам, сегодня издается и попадает на прилавки
магазинов. Читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих
сверстниках. Именно эти книги широко представлены в репертуаре чтения у
школьников на Западе. Для них пишется и издается множество произведений так
называемой "социально-критической" литературы. Это повести и романы,
которые помогают юным читателям познавать окружающий мир, адаптироваться к
реалиям и проблемам современной жизни.
Эти
книги практически не издаются сегодня в России, а та малая часть, которая
издается, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает
повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют
герои подросткового и юношеского возраста. Таким образом, очень популярной у
детей и подростков стали книги серии "Детский детектив" (К.Кин,
А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Паскаль "Школа в
ласковой долине", а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, где
удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни). У нас же
издание новых книг для детей и подростков осложняется тем, что издатели и
распространители не хотят рисковать, публикуя новых, не известных писателей; к
тому же детские книги - это довольно дорогие книги, поскольку они должны быть
изданы на хорошей бумаге, с иллюстрациями. Поэтому издатели и распространители
предпочитают издавать и продавать тех писателей и те произведения, которые
известны и чьи книги будут раскуплены. Но репертуар чтения подростков, таким
образом, деформируется, и в чтение почти не попадают книги, столь необходимые
для их взросления.
Чтение девочек и чтение мальчиков (или гендерные
различия)
Чем
старше дети, тем больше различия в чтении девочек и мальчиков.
В
подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все
более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится
литературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек- подростков, а особенно
девушек становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко
возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной
программе (это значительная часть подростков и более половины
старшеклассников). Уходит мотив "интересно", присущий детям младшего
школьного возраста, и ему на смену идет стимул "школьное задание".
Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги,
которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет
друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.
Периодика и ее читатели
На
переломе веков в чтении детей, и главным образом подростков и юношества,
особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике
детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно
усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают
периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный
выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков
и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские
журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают прежде всего
девочки, тогда как мальчики предпочитают другие - спортивные и технические
издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются
сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем
девочки.
Комиксы
и "диснеевские" журналы популярны у читателей младшего школьного
возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для
детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и о природе.
В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания, как
кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По
сравнению с девочками, мальчики больше ориентированы на более широкий и
разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки гчаще предпочитают
издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую
аудиторию.
Одно
из наших последних исследований, проведенное год назад, показало, что идет рост
читательской аудитории периодики. Даже те группы детей и подростков, которые
ориентированы на книжную культуру и посещение библиотек, любят читать журналы
преимущественно развлекательного характера. Особенно популярны такие журналы,
как "COOL", "Молоток" и др. Но многие покупают "то,
что попадется". У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы
"Клепа", "Свирель", у тех, кто постарше, -
"Cosmopoliten", "Ровесник", а также газета "Аргументы
и факты". В чтении присутствуют и "телевизионные" журналы и
газеты ("Цветной телевизор", "Семь дней",
"Антенна" и др.). Часть подростков называла и издания познавательного
характера - "автомобильные", а также "компьютерные"
журналы.
Источники литературы
Если
журналы часто покупаются и иногда берутся подростками в библиотеках, то
источниками получения книг служат в основном домашние, а также публичные и
школьные библиотеки. Так, по данным упоминавшегося опроса учащихся в различных
регионах России (2001), в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней
библиотеки. На втором месте была общедоступная (публичная) библиотека (18%), на
третьем - покупка (16%). Подростки, юноши и девушки также берут книги у друзей,
причем с возрастом доля этого источника увеличивается более чем в три раза (с
6% до 21%), он занимает у читателей старшего возраста второе место после
домашней библиотеки. На последнем месте в ряду источников получения книг -
школьная библиотека, которой пользуется примерно каждый девятый школьник. В
целом же совокупная доля всех "домашних" источников получения книг
составляет примерно 60%, доля библиотек - около 30%.
Вместе
с тем, в провинции библиотеки зачастую служат для детей и подростков
практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие
проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется
неравномерность в распределении книжных ресурсов, причем зачастую по мере
удаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже.
Вместе с тем потребности школьников в новой, актуальной литературе резко
возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейся
реформой школы. Однако, как мы говорили выше, школьная библиотека служит
источником книг для каждого девятого ученика. Таким образом, во многих регионах
России запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными.
На
вопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти, две
трети опрашиваемых назвали такие книги. У детей 11-14 лет это книги: о природе
и животных (16% ответивших), приключения и "ужастики" (11%), сказки
(7%), у подростков - фантастика (8% ответивших), по технике (7%), истории (4%),
различная научно-популярная литература. Количество разнообразных тем, по
которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, что литературы по этим темам
издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают
неосознаваемый ими самими "книжный голод". Однако специфика этой
читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им "здесь и
теперь", дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои
нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства
коммуникации и способы проведения досуга.
Для
библиотек одним из вариантов такой "замены" стали журналы. По мнению
специалиста Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Н.М.
Макаровой, именно периодика позволяет библиотекам восполнить пробелы в книжном
фонде, оперативно удовлетворять информационные запросы читателей. Во многих
библиотеках периодика составляет подавляющую часть новых поступлений. В
некоторых регионах подписка через агентство "Роспечать" в течение
ряда лет была почти единственный источником комплектования. С точки зрения Н.М.
Макаровой, среди изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% составляют
издания развлекательного характера; 50% изданий носят учебный характер и только
десятая доля всех публикаций имеет отношение к самообразовательному и
развивающему чтению. Это соотношение отражает ориентацию рынка на массовый
"развлекательный" и учебный спрос при минимальном просветительском
потенциале. Но детские библиотеки особенно нуждаются в книгах, способствующих
развитию личности юного читателя, его самообразованию.
Видеокультура
и детское чтение
В
сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным.
Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания - семьей и
школой - в нем все большую роль играют "электронные воспитатели".
Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В
течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом
проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на
селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар
программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники
любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях,
о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие - музыкальные
программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные
фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки - активные
любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение - это и
образование, и отдых, и развлечение. Это также источник рекламных роликов,
полных клишированных образов - стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламные
ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и
подсознание.
В
последние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействует
на чтение детей и подростков. С нашей точки зрения, это влияние проявляется в
следующем:
-
меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более
поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым"
(вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном
тексте, особенно - повестях и романах);
-
меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под
влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам,
которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате - детективам,
триллерам, "фэнтези", "ужасам", "кинороманам");
-
предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом
(отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и
комиксов);
-
происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку
дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и
зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара
чтения детей и подростков).
В
связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач
ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно,
что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная
развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям
сериалов и кинофильмов ("кинороманы").
Так,
с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии
"Детский детектив" и "Черный котенок"; сегодня продолжает
возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших
школьников значительно увеличивается. Интерес к литературе приключенческого
жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в
последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений,
"фэнтези", "ужастиков". Девочки-подростки и девушки стали
читательницами сентиментальной литературы для женщин и "дамских"
романов.
Эти
процессы особенно четко проявляются в регионах. Так, по данным исследований
Волгоградской областной детской библиотеки (2001) телевидение в значительной
степени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследований
детских библиотек в ряде регионов также подтверждают общую тенденцию: чтение
детей и подростков все больше делится на две составляющие: "деловое" и
"свободное". Последнее ориентировано главным образом на развлечение и
рекреацию, и предпочтение отдается журналам, в первую очередь развлекательным.
Так, в Волгоградской области на первом месте у девочек-подростков - журналы
"COOLGIRL", "Штучка", "Маруся" и др. В рейтинге
литературных предпочтений первые места отданы приключенческой литературе,
фэнтези и фантастике. У мальчиков "ужастики" находятся на третьем
месте, у девочек - на пятом, детектив - на седьмом, тогда как научно-популярная
литература находится на двенадцатом месте, классическая литература и поэзия у
девочек находится на десятом месте, у мальчиков же - на четырнадцатом.
По
предварительным данным нашего нового исследования, посвященного чтению
подростков в селах в ряде регионов России, особенно популярными у детей и
подростков стали детективы, становятся "ужастики" и комиксы. Выбор
подростков все чаще определяют серии. Классическая литература, особенно
зарубежная, в чтении почти не присутствует. Так, почти никто не назвал,
например, Д. Лондона, А.-К. Дойла, М. Твена, А. Дюма или Ш. Бронтэ, М. Митчелл.
Зато в репертуаре чтения сельских подростков широко присутствуют детективы для
детей и для взрослых, например романы Д. Донцовой. Многие подростки читают
такие журналы, как "COOL", "Молоток", "Штучка",
предпочитая журналы с большим количеством картинок. Многие читают также газету
"СПИД-ИНФО" и подобные издания. Таким образом, телевизионная культура
влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень
значительно.
Книга, компьютер, Интернет: новые ориентации
подростков
В
крупных городах до некоторой степени альтернативой телевидению выступают новые
медиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного
способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и
электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня -
самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные
технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым,
поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся
с компьютером. Это новое "мультимедийное поколение", у которого
другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Ещё
одна черта современных подростков - это стремление поиграть на компьютере.
Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в
компьютерных клубах. В наших исследованиях мы зафиксировали в конце 90-х гг.
начало "игрового бума" среди подростков. Сегодня эта волна
распространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и
начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым
больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания
подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и
новые информационные и телекоммуникационные технологии.
Окружающая
среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных
материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские
привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и
разнообразные мультимедиа зачастую воспринимаются как конкуренты печатному
слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых
возможностей, которые он предоставляет, к ним возникает острый интерес. Позже,
когда они будут освоены, они "встроятся" в структуру
жизнедеятельности, и займут в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также.
Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство
будет выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на
экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет
идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания,
какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития
юной личности.
Но
сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока
что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время
стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской
деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого
ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.
Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных
штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык
классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный
подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и
культура речи, поскольку не осваивается значительная часть любимой когда-то
литературной классики, составляющей ранее значительную часть репертуара чтения
детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и
подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения
многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние
"электронной культуры" на чтение усиливается.
Итак,
в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены,
которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари
по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство
сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное
восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к "учебнику
жизни", а как к одному из средств информации и массовой коммуникации.
Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче
бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается
"новая модель" детского чтения - точнее, "новые модели"
чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность
ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека
читающего".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/