Реализация
личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка.
Максимова М.А.,
учитель английского языка гимназии №1579
Личностно -
ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного
педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом
своей деятельности. На таких позициях старается оставаться в современной школе
практически каждый дальновидный учитель, но особенно очевидным становится такой
подход с применением методики самооценки, взятой на вооружение в старших
классах гимназии (параллель 10 - 11 кл.; учителя Максимова М. А., Фомина Т.
В.). Данная методика позволяет осуществлять с максимальной степенью
эффективности обучение самостоятельному выбору деятельности, постановке цели,
поиску способов её достижения, самостоятельной оценке результатов. Так,
прохождение каждой программной темы, как - то "Политическая система
России/Великобритании/США", "Проблемы современной молодёжи",
"Система социального обеспечения в различных странах мира" и т.п.,
заканчивается тестом, включающим в себя контрольные задания по всем четырём
видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение), результаты
которых оцениваются учащимися самостоятельно.
С методикой
самооценки непрерывно связана проектная технология, способствующая формированию
творческой личности. Уже не первый год учителя кафедры иностранных языком
широко и последовательно применяют методику проектов в процессе обучения
английскому и немецкому языку во всех параллелях начальной, средней и старшей
школы. Особый интерес представляют "научные изыскания" учащихся
гимназии в области литературоведения (художественные переводы стихотворений
английских и американских авторов, лирики, эссе на заданную тему и т.п.),
экологии ( проекты "Красной книги", рассказы о любимых животных,
различные проекты решения экологических проблем, стоящих перед современным
обществом, дизайн футболок с различными экологическими девизами и т.д.),
культурологией (рефераты на различные темы, связанные с историей и культурой
стран, говорящих на английском и немецком языках), осуществляемые под
руководством Ухмылиной А. Н., Некрасовой Н. Н., Мелешко Е. В., Харитоновой О.
Р., Никифоровой Т.В., Смирновой М. Б. и др.
Таких
впечатляющих результатов в области применения проектной методики, вероятно,
сложно было бы ожидать без интегрированных курсов, которые в различные годы
пытались организовать учителя кафедры иностранных языков (2001г. -
"Краткий обзор английской и американской поэзии" - Максимова М. А.,
Стахова М. Б.; "Деловой английский" - Басова И. В.). Целью подобных
курсов состоящих как бы на перекрёстке различных научных дисциплин является
формирование индивида, как культурно - исторического субъекта - личности
свободной от фанатической нетерпимости, характерным качеством которой считается
широта взглядов.
Преобладание
самых передовых технологий в процессе обучения определяет выбор различных
активных методов и форм преподавания иностранных языков. С другой стороны, этот
выбор определяется требованиями формирования коллективистской направленности
личности.
Широко
используется учителями кафедры различные интенсивные методы обучения, такие,
как ролевая игра, приём инсценировки, различные формы дополнительного
образования. В 2000 - 2001 уч. г. силами учителей кафедры ( Мелешко Е. В.,
Максимова М. А., Никифорова Т. В., Некрасова Н. Н., Ухмылина А. Н.) были
поставлены и проведены ряд спектаклей, приуроченных к различным памятным датам
(октябрь 2000г. - Хэлоуин; декабрь 2000г. - Новый год; февраль 2001г. - День
Святого Валентина; май 2001г. - завершение учебного года).
Все учителя
кафедры принимают активное участие в работе "Английского клуба"
гимназии №1579, доказывая своей деятельностью, что без приоритета
воспитательных и развивающих целей невозможно не только развитие личности
ребёнка, но и его полноценное обучение любому предмету.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://pedagogika.by.ru/