ТРИЗ-педагогика
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей
стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее
советской) школы Г.С.Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика
ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности,
подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее
отличие от известных средств проблемного обучения— виспользовании мирового
опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Под методами
решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы,
разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм,
синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Современная
ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от
дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой
возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности,
соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают
игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.
Для развития
творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и
исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология,
искусство, техника и бизнес.
Для каждой
возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они
позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует
различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик.
Обязательным условием качественного, инструментального обучения в
ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и
освоение способов их создания.
Особое место
занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для
преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными
идеями.
На сегодняшний
день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.
Список
литературы
Альтов Г. И тут
появился изобретатель.— М.: «Детская литература», 1989.
Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.—
Минск: «Беларусь», 1994.
Березина В.Г.,
Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом.
Наставники. Достойная цель.— Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
Бухвалов В.А.,
Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе
биологии: Книга для учителей и учащихся.— Рига: 1993.
Викентьев И.Л.,
Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах.— Новосибирск,
1992.
Гин А.А. Приемы
педагогической техники.— М.: «Вита-Пресс», 1999.
Гин А.А.
Задачки-сказки от кота Потряскина.— М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин С.И. Мир
фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов.— М.: «Вита-Пресс»,
2002.
Гин С.И. Мир логики:
Методическое пособие для учителей 3-4 классов.— М.: «Вита-Пресс», 2001.
Гин С.И.,
Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов.—
Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
Злотин Б.Л.,
Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии.— Кишинев: «Лумина», 1988.
Злотин Б.Л.,
Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.— Кишинев: «Лумина», 1989.
Иванов Г.И.
...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
Камин А.Л.,
Камин А.А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе
развивающего обучения.— Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
Клеймихина
Т.В., Крейнина С.А. От Незнайки до....— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
Мурашковская
И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке.—
Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
Нестеренко А.А.
Страна загадок.— Ростовский университет, 1993.
Саламатов Ю.П.
Как стать изобретателем?: Книга для учителя.— М.: «Просвещение», 1990.
Тимохов В.И.
Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ.— Санкт-Петербург: ТОО
«ТРИЗ-ШАНС», 1996.
Трифонов Д.Н.
Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения.— Санкт-Петербург: ТОО
«ТРИЗ-ШАНС», 1995.
Чернихович Е.
Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач.— Гомель: «Сож», 1995.
Шустерман З.Г.
Новые приключения Колобка».— М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
Дерзкие формулы
творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1987.
Нить в
лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1988.
Правила игры
без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1989.