Реферат по предмету "Педагогика"


ТРИЗ-педагогика

ТРИЗ-педагогика

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей
стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее
советской) школы Г.С.Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика
ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности,
подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее
отличие от известных средств проблемного обучения— виспользовании мирового
опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами
решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы,
разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм,
синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.


Современная
ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от
дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой
возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности,
соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают
игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.

Для развития
творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и
исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология,
искусство, техника и бизнес.

Для каждой
возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они
позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует
различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик.
Обязательным условием качественного, инструментального обучения в
ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и
освоение способов их создания.

Особое место
занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для
преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными
идеями.

На сегодняшний
день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.
Список
литературы

Альтов Г. И тут
появился изобретатель.— М.: «Детская литература», 1989.

Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.—
Минск: «Беларусь», 1994.

Березина В.Г.,
Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом.
Наставники. Достойная цель.— Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.

Бухвалов В.А.,
Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе
биологии: Книга для учителей и учащихся.— Рига: 1993.

Викентьев И.Л.,
Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах.— Новосибирск,
1992.

Гин А.А. Приемы
педагогической техники.— М.: «Вита-Пресс», 1999.

Гин А.А.
Задачки-сказки от кота Потряскина.— М.: «Вита-Пресс», 2002.

Гин С.И. Мир
фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов.— М.: «Вита-Пресс»,
2002.

Гин С.И. Мир логики:
Методическое пособие для учителей 3-4 классов.— М.: «Вита-Пресс», 2001.

Гин С.И.,
Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов.—
Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.

Злотин Б.Л.,
Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии.— Кишинев: «Лумина», 1988.

Злотин Б.Л.,
Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.— Кишинев: «Лумина», 1989.

Иванов Г.И.
...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.

Камин А.Л.,
Камин А.А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе
развивающего обучения.— Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.

Клеймихина
Т.В., Крейнина С.А. От Незнайки до....— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

Мурашковская
И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке.—
Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

Нестеренко А.А.
Страна загадок.— Ростовский университет, 1993.

Саламатов Ю.П.
Как стать изобретателем?: Книга для учителя.— М.: «Просвещение», 1990.

Тимохов В.И.
Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ.— Санкт-Петербург: ТОО
«ТРИЗ-ШАНС», 1996.

Трифонов Д.Н.
Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения.— Санкт-Петербург: ТОО
«ТРИЗ-ШАНС», 1995.

Чернихович Е.
Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач.— Гомель: «Сож», 1995.

Шустерман З.Г.
Новые приключения Колобка».— М.: «Педагогика-Пресс», 1993.

Дерзкие формулы
творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1987.

Нить в
лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1988.

Правила игры
без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.