Творческое
самостроительство личности и технология ее формирования в техническом вузе
Федорова
Татьяна Семеновна, - старший преподаватель кафедры инженерной педагогики АлтГТУ
В современной
отечественной педагогике можно выделить ряд концепций, каждая из которых
рассматривает личностное образование с разных позиций. Эти позиции не
противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах этого процесса.
Необходимость в новой парадигме возникает по ряду причин, но главная из них -
новый тип мышления, возникший вследствие новых социально-производственных
условий. Педагогическая наука отвечает на личности, общества,
государства тем, что предлагает им новую модель (парадигму) образовательной
системы.
В зависимости
от понимания назначения образования (с какой целью воспитывать и обучать)
парадигмальные модели бывают разными: традиционалистскими, рационалистическими,
гуманистическими. Сравнительную характеристику моделей можно найти в работах Б.
Битинаса, В.Я. Пилиповского, И.А. Колесниковой, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова,
Н.И. Алексеева, И.С. Якиманской, В.В. Серикова.
В.Я.
Пилиповский следующим образом характеризует названные модели [1].
Традиционалистская
модель основана на консервативной (в хорошем смысле слова) роли школы, цель
которой - передать молодому поколению квинтэссенцию культурного наследия
человеческой цивилизации: знания, умения, навыки, идеалы, ценности, способы производственной
деятельности, все то, что способствует как индивидуальному развитию человека,
так и сохранению порядка в социуме. Это направление принято считать
академическим. При таком подходе человек ценен не сам по себе, а лишь как
носитель определенных знаний, как образец определенного поведения.
Рационалистическая
парадигма в центр ставит не содержание образования, а эффективные способы
усвоения различных знаний учениками, способы умственных действий. Цель такого
обучения - сформировать у учащихся ,
соответствующий нормам и стандартам западной культуры. Эта парадигма определяет
цели обучения диагностично и однозначно: это перечень умений и навыков, которые
можно измерить. Основными формами и методами такого обучения являются:
научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция.
И первая, и
вторая модели при всех своих достоинствах не ставят обучаемого в центр учебного
процесса, не считают его субъектом собственной жизни.
Гуманистическая
парадигма ориентирована на развитие и внешнего мира
ученика, на межличностное общение, диалог, на помощь ему в личностном росте.
Здесь ученик выступает как субъект жизни, имеющий и реализующий потребность в
саморазвитии.
На наш взгляд,
можно утверждать, что в современном образовании четко обозначены две основные
парадигмы - формирующая (традиционная) и гуманистическая
(личностно-ориентированная), суть которой в глубокой древности сформулировал
Протагор: . В центре внимания
личностно-ориентированного обучения стоит уникальная целостная личность,
которая стремится к самоактуализации, открыта для нового опыта, умеет делать
выбор в различных жизненных ситуациях и несет за этот выбор полную и осознанную
ответственность. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается
как средство развития личности, а не как цель.
Личностно-ориетированное
обучение в настоящее время не является единой научной концепцией, оно
складывается из различных направлений. Одно из таких направлений - развивающее
обучение (точнее личностно-развивающее), целью которого является развитие
личности. Общее звено всех развивающих теорий - понимание обучения личности как
развития ее интеллектуально-мыслительных способностей. Все без исключения
развивающие технологии в диапазоне двух уровней личности (по
К.К. Платонову): уровня особенностей психических процессов (ощущения,
восприятия, воображение, память, мышление, чувства, воля) и уровня опыта
личности (знания, умения, навыки, которые человек приобретает в действенно-практической
сфере). В центре внимания развивающего обучения находится мышление (как процесс
познания человеком окружающего мира, как процесс решения жизненно важных
проблем) и способы мышления [2].
Можно сказать,
что личностно-ориентированное (в том числе и личностно-развивающее) обучение
идет на смену объяснительно-иллюстративному. Вот почему современный этап
развития образования в нашей стране может быть справедливо охарактеризован как
переходный. Мы полагаем, что сущность и специфика личносто-ориентированного
образования наиболее четко выявляются в его сравнении с традиционным.
Роль мышления
существенно возрастает. При современном обучении студенту необходимо не просто
приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой
деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить
устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном
самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного
развития, формирования творческого мышления студентов.
На наш взгляд,
наиболее соответствует современным требованиям подготовки специалиста система
личностно-ориентированного образования. При такой системе образования личность
студента находится в центре внимания педагога, а деятельность учения -
познавательная деятельность - является ведущей. В основе
личностно-ориентированного образования лежит признание индивидуальности,
самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как
, но прежде всего как индивида, наделенного
неповторимым субъектным опытом.
При
проектировании такого образовательного процесса мы исходим из признания двух
равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть производное от
первого, а является самостоятельным, личностно значимым и притом очень
действенным источником развития личности. Система личностно-ориентированного
образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и
педагогике.
Гуманистическая
психология и педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с
личностью ученика, ее индивидуальностью. В отличие от бихевиористов, которые
также сосредоточивают свои усилия на развитии личности, представители
гуманистического направления принципиально иначе понимают сущность отношения к
человеческой индивидуальности. Разница между ними заключается в том, что
бихевиористы рассматривали технологическое решение проблемы на основе
биологической сущности человека. В несколько заостренной форме бихевиористы
предлагали определенную педагогическую технологию, выполнение которой, по их
утверждению, должно гарантированно привести к запланированным результатам.
Гуманисты принципиально и вполне аргументированно возражали против такой
технологизации, подчеркивая уникальность личности как обучаемого, так и преподавателя,
которые не могут действовать по принципу механизмов. Однако это вовсе не
означает, что гуманисты не признавали технологий обучения, а бихевиористы
требовали действовать сугубо по разработанным алгоритмам.
В мировой
практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи
личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Жан Жака Руссо,
И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии концепций
этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать
обучаемого центром внимания педагога, предоставить ученику возможность активной
познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную
деятельность. [3].
Наиболее яркий
представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс выделял
следующие принципы личностно-ориентированной педагогики:
- индивид
находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида
значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний
мир не может быть до конца познан никем извне;
- человек
относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и
понимания;
- человек
стремится к самопризнанию и к самореализации; человек обладает внутренней
потребностью к самосовершенствованию;
-
взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться
только в результате общения;
-
самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой,
с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его
самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых [4].
В условиях
личностно-ориентированного обучения преподаватель приобретает иную роль и
функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе образования
преподаватель вместе с учеником были основными и наиболее компетентными
источниками знания, а преподаватель являлся к тому же и контролирующим
субъектом познания, то при новой парадигме образования преподаватель выступает
больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности
учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения
должны быть направлены не столько на контроль знаний и умений студентов,
сколько на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь,
квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и
применении знаний.
Личностно-ориентированное
обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня
интеллектуального развития студентов, их подготовки, способностей и
возможностей.
Выделим те
требования к технологиям личностно-ориентированного образования, которые мы
считаем исключительно важными: диалогичность, деятельностно-творческий
характер, направленность на поддержку индивидуального развития студента,
предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия
самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и
поведения.
Сравнительная
таблица традиционного и личностно-ориентированного образования
Традиционное
образование
Личностно-ориентированное
образование
1. Сущность и
назначение
Овладение
знаниями, умениями, навыками и подготовка студентов к жизни.
Становление
человека, обретение себя, своего образа: неповторимой индивидуальности,
духовности, творческого начала.
2. Отношение
педагога к студенту и его позиция в образовательном процессе
Педагог
принуждает к учению строгими требованиями, императивами.
Педагог
относится к студентам как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а
добровольно, по собственному желанию и свободному выбору.
Педагог создает
условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и
опытом и управляет этим процессом с позиции интересов студента.
3. Функции
1. Общая,
единая и обязательная для всех линия психического развития.
1. Гуманитарная
- сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла
жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. Механизмы:
понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество.
2.
Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и
развитие культуры средствами образования. Механизм: культурная идентификация.
3.
Социализирующая - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального
опыта. Механизмы: адаптация, жизне-творчество, рефлексия, выживание, сохранение
своей индивидуальности.
4. Содержание
Системообразующий
компонент - когнитивный.
1.
Аксиологический компонент - введение студентов в мир ценностей и оказание им
помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций
2. Когнитивный
компонент - обеспечение студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории,
природе, ноосфере как основе духовного развития.
3.
Деятельно-творческий компонент - формирование и развитие у студентов
разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для
самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах
деятельности.
4. Личностный
компонент - самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение
способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения,
формирование жизненной позиции - системообразующий.
Развитие
Интеллекта,
мышления.
Личностно-смысловой
сферы, мышления.
Движущие силы
образовательного процесса
Противоречие
между знанием и незнанием.
Знания
приобретают характер отношений.
5.
Педагогические технологии
Основа
технологии - объяснение.
Основа технологии
- понимание и взаимопонимание.
Применение
личностно-ориентированного образования в условиях высших учебных заведений
создает наиболее благоприятные условия для соединения учебного процесса с
научно-исследовательской работой студентов. Роль науки в образовании возрастает
потому, что методы совершенствования учебного процесса, безусловно, дают свои
положительные результаты. Но не могут устранить определенные , связанные с необходимостью обучать молодых людей тому, что уже
получено учеными, но еще не опубликовано и не включено в учебники и учебные
пособия. Последнее ведет к появлению своеобразной
новой информации. Преодолению этой фазы и способствует активное участие
студентов в научно-исследовательской работе. Исследовательская деятельность
дает возможность преподавателю включать в учебный процесс самые последние
достижения науки. Кроме того, широкое участие студентов в научной работе
является в настоящее время адекватным и эффективным путем преодоления
известного противоречия между массовым характером подготовки в вузе и
потребности развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы,
индивидуального профессионального почерка и творческих способностей. В
современных условиях значительно повысился интерес исследователей и
практических работников высшей школы к проблемам творчества, творческой
деятельности, развития у студента творческого мышления. В современной культуре
творческое мышление представляет собой одну из общепризнанных ценностей.
Поэтому его формирование и развитие являются одной из часто провозглашаемых
задач современной высшей школы в разных странах мира.
Одной из
педагогических технологий, отвечающих целям личностно-ориентированного
образования, является технология учебного проектирования. В литературе нет
единой точки зрения на технологию учебного проектирования (ТУП), нет и единого
ее определения. В качестве рабочего примем следующее определение: ТУП - это
технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути, которые в максимальной мере
учитывают особенности и возможности каждого обучаемого и создают условия для
развития его потенциальных возможностей [5]. Компонентами ТУП являются: учебные
занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия,
научно-исследовательская работа, личность творчески работающего преподавателя.
Из всего
многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы
выбрали ТУП по нескольким причинам. Во-первых, потому что в условиях еще существующей
у нас классно-урочной системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный
процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено образовательным
стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о других типах
учебных заведений, предусматривающих иное содержание, более углубленное, то
данная технология легко вписывается и в эти образовательные системы. Эта
технология позволяет достигать целей, поставленных любой программой или
стандартом образования по каждому учебному предмету.
Во-вторых, это
педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и
психологической сути, но и в нравственном аспекте обеспечивающая не только
успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и способствующая
интеллектуальному развитию молодых людей, их самостоятельности,
доброжелательности по отношению к преподавателю, друг к другу.
В-третьих, эта
технология увеличивает долю самостоятельной работы студентов, развивая
самостоятельное критическое мышление.
В-четвертых, эта
технология облегчит процесс подотовки студентов к будущей профессиональной
деятельности.
В-пятых, ТУП
лучше других способов и методов обучения приспособлена для развития мышления
студентов и обеспечивает всем желающим выход к творческой деятельности.
Список
литературы
1. Пилиповский
В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе //
Педагогика. 1992. © 9, 10.
2. Селевко Г.К.
Современные образовательные технологии. М., 1998.
3. Neef Josef. Sketch of a Plan and Method of Education.
New York, 1969.
4. Guy R. Hetrancois. Psuchology For Teaching. 7-th
edition. USA, 1991.
5. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие
для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М., 1999.