Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной
деятельности учащихся
Ю.А. Лучинина,
судентка ФФ БГПУ
Урок - гибкая
форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в
соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке
организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и
вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть
интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и
методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому
рождаются новые формы организации обучения.
Нетрадиционный
урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие
занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети
охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но
и смекалку, творчество.
С помощью
нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения,
организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического
эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь
то гуманитарный класс, либо физико-математический.
В зависимости
от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного
класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном,
ориентированным на образно - чувственное восприятие материала, можно провести
уроки физики в стихах, в сказках. Уроки в классах с физической направленностью,
где материал изучается глубоко, в деталях, со всеми "тонкостями",
хорошо провести в форме конференции или же экскурсии на производственное
предприятие.
Таким образом,
познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость,
удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для
того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как
"пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по
степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит
биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.
Нетрадиционных
форм проведения занятий по физике существует множество: это урок-КВН,
урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие,
урок-концерт, урок-исторический обзор и так далее. Все уроки перечислить просто
невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи.
Мы занимались
разработкой нетрадиционных уроков для учащихся седьмого класса. Так как в
седьмом классе дети только начинают изучение нового для них предмета, то нужно
сделать все для того, чтобы пробудить в них интерес к физике. Была разработана
методика проведения таких занятий: урок-игра "По морям, по волнам" по
теме "Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление. Плавание судов.";
урок-эстафета по теме "Давление. Способы уменьшения и увеличения
давления."; урок-физический магазин по теме "Давление. Архимедова
сила. Плавание тел."; обобщающий урок-игра "Один за всех, все за
одного"; урок решения экспериментальных задач по теме "Силы в
природе"; урок решения качественных задач на тему "Архимедова сила.
Плавание судов."; урок сказка о трех силах: силе тяжести, силе трения, и
силе упругости; урок-интеллектуальный хоккей по теме "Строение
вещества".
Эксперимент
показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию
инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный
поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в
жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как
списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Сами учащиеся
отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни
разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.
Учащимся
нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный
процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным
ситуациям.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/