Реферат по предмету "География"


Инфраструктурный комплекс Чувашии

Содержание
 
Введение
1       Факторы и условиярегиональных различий социальной инфраструктуры
2       Транспорт – отрасльифраструктурного комплекса
3       Ифраструктура регионаЧувашия.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Инфраструктурный комплексобъединяет отрасли хозяйствава, производящие разнообразные услуги.
Услуги — это особый видпродукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности.
Инфраструктурный комплекс,включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферууслуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридическихорганизаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можноподразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание,транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение,государственное управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.)

1. Факторыи условия региональных различий социальной инфраструктуры
В оценке социокультурногоразвития регионов страны одно из важнейших мест занимает уровень развитиясоциальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура призвана создатьблагоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворениематериальных и духовных потребностей населения. От этого зависит комфортностьпроживания людей, привлекательность региона для проживания и вложенияинвестиций, миграционные потоки.
Одна из задач органовгосударственной и муниципальной власти, несомненно, является выравниваниеуровня жизни населения в разных районах. Хотя эта проблема осознается иучитывается в социальной политике, тем не менее, принимаемые решения далеко невсегда эффективны. В тени этой проблемы остается другая, еще более важная:сбалансированность промышленного развития и степень урегулированностисоциальных проблем, прежде всего развития социальной инфраструктуры.
Противоречивость идисбаланс экономического и социального развития, развитие социальнойинфраструктуры крупных промышленных центров в нашей стране наблюдались всегда ипо инерции продолжаются в новых экономических условиях, хотя и созданы рыночныепредпосылки для его преодоления. Развитие социальной сферы – образования,учреждений культуры, здравоохранения, бытового обслуживания – приоритетнаязадача деятельности органов власти. Изучение реального состояния социальнойинфраструктуры является необходимым условием принятия обоснованных решений поуправлению социальной сферой, сферой жизнедеятельности человека – основной целисоциально ориентированного государства. Несбалансированность экономического исоциального развития хорошо видна на примере Свердловской области, чтоподтверждается статистикой и общественным мнением. Достаточно отметить высокие(недоступные для многих горожан) цены на жилье, резкое сокращение объектовсоциальной инфраструктуры, состояние образования, учреждений культуры издравоохранения. Это особенно отчетливо прослеживается в крупных городах,прежде всего тех, в которые ранее было размещено большое количествопромышленных предприятий оборонного комплекса.
Особенностью регионаявляется также занятость значительной части населения на предприятиях, а такженаличие большого числа городов с градообразующими промышленными предприятиями.Представляется, что в нашей стране существует несколько регионов подобноготипа, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий, но приэтом социальная сфера отстает. Резкий контраст в социальном развитиинаблюдается, например, при сравнивании промышленно развитой Свердловскойобласти и преимущественно сельскохозяйственной Курганской области, сравнениябогатой минеральными ресурсами Тюменской области и социальной инфраструктуройее городов, в которых проживают работники добывающих предприятий. Отсюдаследует, что промышленный потенциал и соответствующий ему уровень развитиясоциальной инфраструктуры можно рассматривать в качестве основания длятипологии областей страны при сравнении социокультурного развития илисоциокультурных портретов регионов.
Оценка населениемдеятельности администрации по развитию социальной инфраструктуры муниципальногообразования, оценка изменений, происходящих в том или ином населенном пунктеможет служить одним из показателей социальной эффективности деятельностиместных органов власти.
Анализ общественногомнения в муниципальных образованиях – городах, в которых проводились нашиисследования, дает возможность сравнивать оценки населения деятельности органовмуниципального управления. В каждом муниципальном образовании имеются своиособенные проблемы. Несмотря на схожесть этих городов, конкретные условия исоциально-экономическое положение населения заметно различаются. Безусловно,сказывается, прежде всего, то обстоятельство, что эти города имеютградообразующие предприятия, которые исторически всегда влияли на развитиесоциальной инфраструктуры города. О наиболее острых социальных проблемахнаселения можно судить по результатам опросов общественного мнения, которыепостоянно проводятся.
Проведенное намисоциологическое исследование (2007 г., опрошено 4 000 человек) показало, чтонаиболее востребованными населением являются спортивные и тренажерные залы (16% опрошенных), бани и сауны (12,6 %) химчистки и прачечная (9,9 % опрошенныхжителей), мастерские по индивидуальному пошиву одежды, пункты проката ипарикмахерские.
Таким образом, состояниесоциальной инфраструктуры выступает важнейшей характеристикой социокультурногоразвития регионов страны. Особенно остро стоит проблема сбалансированного,гармоничного и комплексного развития экономики и социальной сферы в каждомрегионе.
 
2.Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса
Успешное развитие России,наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системытранспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающаявлияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино всечасти страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами иотраслями производства, и является необходимым условием и материальной основойтерриториального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплексаРоссии является актуальной темой в наше время, да и во все времена.
Транспорт – особая сфераматериального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С егопомощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры,служит материально-технической базой формирования и развития территориальногоразделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность иэффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны вцелом.
Спецификатранспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производитпродукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношениесуммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называюткоэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем болеетранспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению кпотребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортныхзатрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материаловона составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные жетранспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращениясоставляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционноепредставление о необходимости снижения удельных транспортных затрат насовременном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так какэкономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всестороннейспециализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.
Значениетранспорта как важной составной части экономики Российской Федерацииопределяется его ролью в территориальном разделении общественного труда:специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системытранспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства,без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Приразмещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходныхматериалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченностьтранспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этихсоставляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализацияперевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так ирайонов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решениисоциально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитойтранспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения ипроизводства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил,и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 %среднегодовой численности всех занятых в экономике.
Транспортныйфактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией инеравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственныхфондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственногорынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализациитранспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного факторазависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связанос его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обментоварами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможени сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющейрыночной инфраструктуры.
Сравнительновелик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных показателях и впотреблении продукции других отраслей. Так, в валовом продукте на долютранспорта и связи приходится около 4 %, а доля в основных производственныхфондах страны составила 20 %. Транспорт ежегодно потребляет 8-10 %электроэнергии, 17 % топлива, 25 % проката, 10 % шиноматериалов, произведенныхв России.
 
3. Ифраструктура региона Чувашия
Обращение ПрезидентаЧувашской Республики Н. Федорова
Чувашия – регионРоссийской Федерации cдинамичным развитием экономики, общественной инфраструктуры и социальной сферы.Темпыпромышленного производства и роста инвестиций из года в год устойчиво опережаютсреднероссийские показатели. Предприятия Чувашии обладают конкурентоспособнымпроизводством, успешно используют инновационные технологии. Активно внедряютсямеждународные стандарты качества как в промышленности, так и в учрежденияхобразования, здравоохранения, агропромышленном комплексе.
Чувашия является лидеромв России по объемам жилищного строительства в расчете на одного жителя. Республика полностьюгазифицирована. Планомерно реализуется программа обеспечения населениякачественной питьевой водой. Уже в 2008 году все населенные пункты республикибудут соединены дорогами с твердым покрытием. Все это обеспечивает комфортное проживание вреспублике, создает благоприятные условия для развития бизнеса и на селе. Вмасштабных проектах, реализуемых на территории Чувашии, принимают активноеучастие Сбербанк, Россельхозбанк, Внешторгбанк, группа Всемирного банка,Райффайзенбанк. При участии Внешторгбанка в республике начата реализацияуникального проекта по строительству «Нового города».
Чувашская Республиказарекомендовала себя на финансовом рынке как надежный и обязательный партнер, очем свидетельствуют оценки экспертов и доверие Всемирного банка, которыйвыступил гарантом финансовых обязательств республики. При поддержке группыВсемирного банка Чувашия разместила на фондовой бирже свои государственныеоблигации. Чувашия,по оценкам авторитетных экспертов, занимает первое место в России по качествугосударственного управления, отличается высоким качеством финансовогоуправления, прозрачностью бюджета. По исследованию рейтингового агентстваStandard & Poor’s в России и СНГ по такому показателю как управлениефинансами Чувашия в течение пяти лет уверенно входит в десятку лучших. Арейтинговое агентство Moody’s характеризует Чувашию как регион, имеющий оченьвысокую кредитоспособность.
Все эти факторы играютважную роль в сотрудничестве Чувашии со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Заключение
Инфраструктурный комплексобеспечивает взаимодействие различных частей народного хозяйства и отдельныхтерриторий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нееотрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых,сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительностьтруда в производственной сфере. Социальное влияние комплекса еще более значительно, т.к. онформирует духовный мир человека.
Услуги предназначены длялюдей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системыобслуживания учитывается территориальное размещение населения.
Коммуникационная системаРФ включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение впространстве информации, энергии, людей и веществ.
Транспорт выполняетзадачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и районамистраны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйстваваи населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнитьтрудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга, иобразуя транспортную систему.
Важная роль в сфереобслуживания принадлежит рекреационному хозяйству, включающему сетьспециализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитиюэтой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячиисточников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена вевропейской части страны. Выделяют р-ны, образованные:
на основе природныхресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт)(Минеральные Воды, Сочи);
вокруг крупных городов икультурных центров (Москва, С-Петербург);
вокруг ценныхкультурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).
Но в условиях кризисановые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильноперегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных конфликтов.

Списоклитературы
 
1. В.Е. Гребцова Экономическая исоциальная география России: основы теории и практики: учебное пособие длявузов – Ростов н/Д.: Феникс, 2000
2. www.isras.ru/abstract_bank/1213170690.pdf «Социальная инфраструктура промышленного региона»
3. www.eup.ru/Documents/2006-07-04/3FB8A-12.asp Экономическая география: «ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС»
4. chuv.exportsupport.ru/main?id=353682&xid=353680 Обращение Президента Чувашской Республики Н. Федорова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.