Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование интереса к физике у учащихся 7 класса при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Формирование
интереса к физике у учащихся 7 класса при изучении темы "Давление твердых
тел, жидкостей и газов"

Гиллих Е.Ф.,
Скулов П.В.

Повышение
эффективности и качества обучения физике в школе во многом зависит от удачного
выбора и реализации путей активизации познавательной деятельности учащихся.

Среди многих
идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых
значимых является идея формирования познавательного интереса учащихся.

Важнейшим
стимулом, побуждающим школьников к активизации познавательной деятельности, к
приобретению глубоких знаний, является именно интерес к изучению физики.
"Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения
убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет", - писал
К.Д. Ушинский [6, с.4]. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету,
становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими
осознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивом
учения [7]. Проблема воспитания интереса учащихся к физике была и остается
актуальной в современной школе. Физика формирует творческие способности
учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию
высоконравственной личности. Эта основная цель может быть достигнута только
тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям [5, с.3].

Проблемой формирования
познавательного интереса к предмету занимались и занимаются многие педагоги.
Г.И. Щукина, И.Я. Ланина, И.Л. Юфанова, А.В. Усова, Я.И. Перельман, С.А.
Тихомирова и др.

И.Я. Ланина в
своих работах делает акцент на формирование познавательных интересов на уроках
физики и рассматривает проблемы, которые в меньшей степени освещены в
исследованиях других авторов. В частности, ею создана книга "100 игр по
физике", а также книги, касающиеся вопроса формирования интереса к
предмету на внеклассных мероприятиях.

С.А. Тихомирова
занималась подбором шуточных задач и анекдотов по физике.

Большую
ценность имеют книги Я.И.Перельмана по занимательной физике.

Наличие у
учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений,
которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его
педагогическим мастерством.

Воспитанию
интереса учащихся к изучению физики способствуют различные приемы, выработанные
в практике обучения, которые учитель может применять на уроках и других формах
занятий. Перечислим некоторые [6, с.6-7]:

1.
Содержательное, интересное, живое и яркое изложение материала учителем всегда
привлекает внимание учащихся.

Для оживления
урока учитель может использовать различные интересные факты и заметки. Нами
подобран ряд таких фактов и заметок по теме "Давление твердых тел,
жидкостей и газов".

К примеру,
рассказывая о барометрах, учитель может воспользоваться заметкой из нашей
подборки о необычном "барометре", находящемся в английской деревне
Спаслоу, который предсказывает погоду за много часов вперед и, в отличие от
синоптиков, никогда не ошибается. Это колодец, который начинает свистеть
задолго до перемены погоды. А перед приходом циклона он воет. В боковой стенке
колодца сделано узкое отверстие, через которое проходит воздух. Т.о. по
"тембру" звучания колодца жители деревни всегда точно знают об
изменениях погоды [1, с.271].

2. Другими
приемами активизации познавательной деятельности учащихся (при правильной их
организации), вызывающими интерес к физике являются проблемное обучение,
поисковая деятельность и исследовательская атмосфера, разнообразие форм
самостоятельной работы и др.

Одной из
интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом-наоборот.
Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже как бы
разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков
самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий.
Нами разработан подобный кроссворд (двух видов) по вышеуказанной теме и
составлены к нему предполагаемые вопросы учащихся.

Также для
развития интереса к физике на разных занятиях можно использовать фрагменты
литературных произведений (сказок, стихотворений, художественных произведений,
пословиц, загадок с физическими явлениями), на основе которых можно предлагать
учащимся вопросы для обсуждения. Нами сделана довольно большая подборка
отрывков из произведений художественной литературы по теме "Давление
твердых тел жидкостей и газов".

В качестве
примера приведем один из них. Учитель зачитывает строки из стихотворения
А.С.Пушкина "Фонтану Бахчисарайского дворца":

Фонтан любви,
фонтан живой!

Принес я в дар
тебе две розы.

Люблю немолчный
голос твой

И поэтические
слезы.

Твоя серебряная
пыль

Меня крапит
росою хладной...

Затем
предлагает ребятам ответить на вопросы: "Какое условие должно соблюдаться,
чтобы фонтан работал?", "На основе какой закономерности он
действует?" [3, с.36]

Обсуждение этих
вопросов в данном случае идет значительно лучше, чем, если бы они были заданы
без использования фрагмента стихотворения. Согласитесь: было бы слишком сухо и
скучно. Физический вопрос, заданный через поэтический отрывок, почти всегда
побуждает к мышлению, а это очень важно.

3. Связь
обучения физики с жизнью, практикой является могучим средством воспитания на
уроке интереса школьников. Поэтому задача учителя - раскрыть практическую
значимость излагаемого материала.

4.Удачное
использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не
только оживляет урок, но и вызывает повышенный интерес к физике.

5.Всегда
интересно ознакомление учащихся с достижениями современной физики. Оно
побуждает глубже изучать этот предмет.

6.Удачные
исторические сведения, яркие рассказы о жизни и деятельности ученых, их работах
и открытиях также благотворно воздействуют на учащихся и возбуждают у них
повышенный интерес.

7. Хорошим
стимулом к изучению физики является дифференцированный подход к учащимся,
положительная оценка и поощрение их работы.

8. Мощный
стимул для развития интереса к физике - приобщение к творческой, а в ряде
случаев к исследовательской работе учащихся.

9.
Использование на уроках физических игр, софизмов и парадоксов, ребусов,
занимательных задач и вопросов всегда вызывает глубокий интерес учащихся. Нами
разработан ряд ребусов, а также разработан и переработан применительно к
вышеуказанной теме ряд физических игр. Одна из них разработана впервые и в
другой литературе не встречается.

Например,
разработана игра "Третий лишний", которая заключается в следующем: на
карточках, предложенным ученикам, два рисунка из трех логически взаимосвязаны,
а на третьем изображено явление, не связанное с двумя предыдущими. Учащимся
необходимо определить лишний рисунок и объяснить установленную закономерность.

На уроках
завершающих изучение темы, а также на внеклассных мероприятиях мы рекомендуем
применять сказки с физическими вопросами. Для создания положительного
эмоционального фона и осуществления эстетического воспитания во время их чтения
полезно применять иллюстрации. Ребята с удовольствием слушают эти сказки и стараются
отвечать на содержащиеся в них вопросы [2, с.63]. Одну из таких сказок,
переработанную нами применительно к вышеуказанной теме, мы предлагаем
использовать на уроке решения задач, следующем после изучения темы
"Давление жидкости на дно и стенки сосуда".

Также на уроках
решения задач мы рекомендуем использовать задачи с жизненным содержанием,
составленные на основе обычных. По теме "Давление твердых тел, жидкостей и
газов" нами составлено 10 таких задач. Как показал педагогический
эксперимент, подобные задачи решаются учениками с большим интересом и
пониманием, чем традиционные.

Таковы
некоторые практические пути воспитания интереса к физике.

Необходимо лишь
помнить, что средством развития интереса указанные приемы становятся лишь в том
случае, если они используются в арсенале средств и методов обучения. В
противном случае все эти приемы носят лишь развлекательный характер, не
достигают цели, а порой уводят учащихся от необходимости серьезного изучения
предмета.
Список
литературы

1. Глобус:
Географический научно-художественный сборник / Сост. Л.Алешина.-Л.: Дет. лит.,
1987.-382 с.

2. Елькин В.И.
Оригинальные уроки физики и приемы обучения.-М.:Школа-Пресс,2000.-80 с.

3. Иванова Т.А.
Пушкинский урок // Физика в школе, 2000.-© 4.- с.34-36.

4. Ланина И.Я.
100 игр по физике: Кн. для учителя.-М.Просвещение, 1995.-224 с.

5. Ланина И.Я.
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках
физики.-М.:Просвещение, 1985.-126 с.

6. Турышев
И.К., Лукьянов Ю.И. Воспитание интереса к физике у учащихся восьмых классов при
проведении опытов по механике.-Владимир, 1980.-98 с.

7. Щукина Г.И.
Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.:
"Педагогика",1971.-352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.