Интернет-зависимость
- новая форма аддиктивного поведения у подростков
Компьютеризация
нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер,
практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них
компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых
автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название
"патологическая игра", таким же образом очередной виток технического
прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию -
интернет-зависимость. Согласно К.Young интернет-зависимость включает в себя
следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в
интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, компульсивные путешествия по
чатам, компьютерные игры.
Как показывает
наш опыт работы основной группой риска для развития этой патологии в России
являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов
- широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к
интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения,
большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов, особенно в таких
крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, подростки
знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все они
проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в
дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию
интернет-зависимых.
В процессе
работы нами были выявлены некоторые общие черты, присущие этим пациентам. Как
правило, для них были характерны дисгармония функционирования эмоциональной
сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств,
невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто
формировалось в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых
выражение чувств считалось излишним или, вообще, относилось к проявлению
слабости. Отношения в семьях носили формальный характер, отсутствовала
искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствовало
возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к
проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого
круга общения, дружеские отношения возникали крайне редко, не было и
эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. С одной стороны - сами
пациенты объясняли это отсутствием потребности в эмоционально близких
отношениях, с другой стороны нами были обнаружены явные паттерны
алекситимического синдрома, характерного для аддикций вообще. При этом и без
того узкий круг общения, по мере развития интернет-зависимости приводил
фактически к формальной изоляции подростка.
Чаще всего,
сами подростки не отдавали себе отчет в то, что их увлечение вариантами
компьютерных развлечений стало чрезмерным. Инициаторами обращения за помощью
были родственники, случайно обнаружившие значительные проблемы в процессе обучения
в школе или институте (пропуски занятий, перенос экзаменов, угрозу отчисления
из учебного заведения и т.п.). Не случайно, время обращения за помощью
совпадало чаще всего с началом весны.
Терапия,
которая проводилась с такими пациентами, состояла из трех фаз: 1)
индивидуальное обучение контролю над импульсом к запуску цикла
"человек-компьютер"; 2) коррекция семейных отношений; 3) создание и
реализация реабилитационной программы, направленной на нормализацию учебного
процесса и восстановление социальных связей со сверстниками.
Таким образом,
приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации
неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и
порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными
последствиями для психического здоровья общества.
Список
литературы
А.Ф.Шайдулина.
Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков