Необихевиоризм
Возглавили это
движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд.
Эдвард Толмен
(1886-1959) свои основные идеи изложил в книге "Целевое поведение у
животных и человека" (1932). Как и другие бихевиористы, экспериментальную
работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы
поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и
досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.
Подобно своим
предшественникам, "классическим бихевиористам", Толмен отстаивал
положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным
методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу
внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы
ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция"
и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между
ними. Эти факторы он назвал "промежуточными переменными".
Раньше
считалось, что эти факторы являются чи сто внутренними, открытыми только для
индивидуального субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен
доказывал, что и внутренние процессы можно "вывести наружу" и придать
их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для
этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с
точки зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен
описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений.
Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря
тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать "что ведет
к чему". Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей
со своими ожиданиями, строя гипотезы и даже проявляя изобретательность в
поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.
В отличие от
других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к
выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм,
постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную")
карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве
главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из
лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в
пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип
научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое
научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно
способно изменять поведение.
Теория Толмена
побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые
регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует
выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной
познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке
двигательных навыков.
После
экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на
поведение. Потребовался их пересмотр.
Кларк Халд
(1884-1953) стремился придать психологической теории стройность и точность,
свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в
психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвклида
или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае,
если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения.
Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода.
Халд опирался в
основном на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую
роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того
чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности.
Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция
потребности. Чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Величина
редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме
того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а
также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халд разделил
первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например,
пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у
крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые, в свою
очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.
Халд полагал,
что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к
психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его
мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность.
Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом –
воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше
ничем.
Холл первым
поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности.
Он высказал предположение, что если бы удалось сконструировать из
неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные
функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно
было бы продемонстрировать настоящее научение методом "проб и
ошибок". Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели
саморегуляции поведения.
Халд создал
большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения
физико-математических методов, использование аппарата математической логики и
построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах
приобретения навыков.
Новый импульс
развитию этого направления дала теория Б.Ф.Скиннера, разработавшего концепцию
"оперантного бихевиоризма".
Берхауз
Фредерик Скиннер (1904-1990) окончил Гарвардский университет, защитив в 1931
году докторскую диссертацию. В течение последующих пяти лет Скиннер работал в
Гарвардской медицинской школе, занимаясь исследованием нервной системы
животных. Большое влияние на его научные интересы оказали исследования Уотсона
и работы Павлова по формированию и изучению условных рефлексов. После
нескольких лет работы в Миннесотском университете и в университете Индианы Скиннер
становится профессором Гарвардского университета, где оставался до конца жизни.
Он становится членом национальной академии наук, его работы приобретают
всемирную известность. Однако первоначальное стремление стать писателем
приводит Скиннера к идее связать две его основные потребности – в науке и в
искусстве, что реализуется в написанном им в 1949 году романе
"Уолден-2". Здесь он описывал утопическое общество, основанное на
разработанных им принципах обучения.
Стремясь
переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из
необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он
считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают
психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям
Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы,
творчества). С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе
человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, которое
детерминировано внешней средой.
Одной из
центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и
научиться им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные
Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического
развития, т. е. исходил из того, что развитие есть научение, которое
обусловливается внешними стимулами. От констатации Скиннер переходит к
разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому
в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший
различные программы обучения и коррекции поведения.
Исходя из
представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой
вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид оперантное поведение.
В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах
разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к
формированию рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал существенные
различия между ними. Условный рефлекс, формируемый в экспериментах Павлова, он
называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией
между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Так,
собаке по звонку всегда дается мясо независимо от того, что она в этот момент
делает. Таким образом происходит ассоциация между мясом и звонком, в ответ на
который наблюдается слюноотделение. Однако, подчеркивал Скиннер, 'такая реакция
быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления: она не может быть
основой постоянного поведения субъекта.
В противовес
этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение,
операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и
тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за
другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции –
выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое
движение голубя в нужном направлении, добиваясь того, что в конце концов он
безошибочно выполнял эту сложную операцию. Такой подход к формированию нужной
реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего,
это поведение было намного устойчивее, оно очень медленно угасало даже при
отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое
подкрепление может иметь значительный эффект, так как устанавливается хотя бы
случайная связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым
для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех.
Такое поведение Скиннер называл "суеверным", указывая на его большую
распространенность.
Не меньшее
значение имеет и тот факт, что обучение при оперантном обусловливании идет
быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность
наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом
выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной
последовательности). Фактически происходит экстериоризация, "вынесение
вовне" не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием.
Что особенно важно, такой подход возможен при обучении не только определенным
навыкам, но и знаниям.
Разработанный
Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать
учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и
умственно отсталых детей. Эти программы имели огромные преимущества перед
традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю
проконтролировать и, в случае необходимости, исправить процесс решения задачи,
мгновенно замечая ошибку учащегося. Кроме того, эффективность и безошибочность
выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Появлялась и
возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения
знаний.
Однако у этих
программ был и существенный недостаток, так как экстериоризация, играющая
положи тельную роль при начале обучения, тормозит развитие свернутых,
умственных действий, так как не дает возможности интериоризовать действие и
свернуть развернутую педагогом схему решения задачи.
Если программы
обучения детей, разработанные Скиннером, были встречены с энтузиазмом и
получили повсеместное распространение, то его под ход к программированию
поведения и так называемые программы, которые были разработаны с целью
коррекции отклоняющегося поведения (у малолетних преступников, психически
больных людей), подверглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о
недопустимости тотального контроля за поведением (без которого невозможно
применение этих программ), так как речь идет о постоянном положительном
подкреплении желательного поведения и отрицательном подкреплении
нежелательного. Кроме того, возникал вопрос и о правомерности награды за
определенное количество набранных жетонов, и о наказании за их недостаточное
количество, ибо при этом не должны быть нарушены основные права детей.
Несмотря на эти
недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять
процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал
огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер
является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству
цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория
оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс
научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы.
Список
литературы
М.Г.Ярошевский.
Необихевиоризм