Реферат по предмету "Психология"


Учение о темпераменте (психологические свойства)

Министерство образования и науки Украины
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
Кафедра философии и политологии
Контрольная работа
по курсу «Основы психологии и педагогики»
Учение о темпераменте (психологические свойства)
Выполнила:
Проверила:
Днепропетровск
2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Понятиео темпераменте
2.  Эволюцияпредставлений о темпераменте
3.  Темпераменти деятельность, темперамент и общение
Заключение
Список использованных источников

Введение
Проблема,о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Онаназывается красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомитьсяс понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из насболее подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые,неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляетсятемперамент.
Наблюденияпоказали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению,движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можносразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливыеправильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкиедвижения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты вразвитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом,который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная,творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальныепсихологические особенности личности человека, его темперамент придаютсвоеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Темперамент легко определить по скорости движений человека,по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, поотзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя приэтом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться стоварищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лицаи тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, чтотемперамент является динамической характеристикой человека и что оттемперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, ихдлительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенныеконтакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим[1].
Темпераментотносится к числу таких психологических понятий, о которых «всезнают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляемназвания различных темпераментов — об одном утверждаем: «типичныйхолерик», другого именуем «сангвиником», третьего — «флегматиком», четвертого — «меланхоликом». Да и себяобычно относим к одной из четырех категорий.
Оказывается,чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаютсяреже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться.Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высокихдостижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей,то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов — флегматиком, А.С.Пушкин — холериком, а Н.В.Гоголь — меланхоликом. Примерно в одно и то же времяпрославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы — холерик (поверсии[2],с.417 — сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов.
Знакомство с понятием итипологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательныйинтерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельностипедагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, дляруководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными,при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людейдруг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

1. Понятие о темпераменте
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одниподвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы,кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силечувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение еготемперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всейдеятельности и поведению людей.
Темперамент – этоиндивидуальные особенности человека, которые определяют динамику егопсихической деятельности и поведения.
Темперамент – это теврожденные особенности человека, которые обусловливают динамическиехарактеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональнойвозбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Немаловажно иметь представление и о типе темпераментачеловека, знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Ещёболее важно точно знать черты характера, так как именно они определяютнепосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех илииных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявлениеакцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, откоторых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовностьприйти на помощь, порядочность, честность и др.[3]
Точное представление о темпераменте и характере человекатакже позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, посколькутемперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать какнеизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловыевзаимоотношения с ним с учётом уже сложившихся особенностей.
Изучая темперамент человека — ещё одну его личностнуюхарактеристику, достаточно получить представление о преобладающем типетемперамента, а исследуя характер об акцентуированных чертах. Все это преждевсего необходимо для правильной организации общения с данным человеком.Наконец, важно знать, как человек воспринимает самого себя и относится к себе,т.е. его самооценку, а также то, как данный человек относится к людям[4].
Сложившееся много веков назад представление о типахтемперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX в. добавились знания,касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющиепроводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека.Примерно то же самое можно сказать и о характере человека. Зная с древнейшихвремен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которыхговорят представители разных народов), психологии только в XX в. научились егооценивать с помощью разнообразных тестов. Но учёные до сих пор ещё не получилиответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера учеловека. И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом ихарактером человека, несколько опережают развитие научно достоверных знаний обэтих личностных особенностях[5].
Б.М. Теплов даетследующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная дляданного человека совокупность психических особенностей, связанных сэмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с однойстороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента– активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степеньэнергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности иинертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протеканиеэмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) имодальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал[6],что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и егоимпульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостьютого воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность –силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.
Прежде чем прейти крассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших илихудших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтомуглавные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (чтоневозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использованиеего достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Еще в Древней Греции врачГиппократ предложил концепцию темперамент. Он учил, что темперамент зависит отсоотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь(по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь(по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этихжидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов:сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин«темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Эти основные типытемперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения иинтенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерныбыстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие,но слабые чувства для меланхолического – медленно возникающие, но сильныечувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Крометого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстротадвижений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (вдвижениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов,наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.
Типы темпераментов сточки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик – человекбыстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами,ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный кбурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник – человекбыстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства егонепосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легкосменяют одно другое.
Меланхолик – человек,отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, нобольшой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когдаоткликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик – человекмедлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задетьи невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются[7].
Однако было бы ошибкойдумать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам.Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мынаблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертамидругого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разнымсферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Нельзя ставить вопрос отом, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные иотрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность,живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика,спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценныхсвойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В тоже время при любом из темпераментов может возникать опасность развитиянежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделатьчеловека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвиническийтемперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться,недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте учеловека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целикомпогружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматическийтемперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всемвпечатлениям жизни.
Темперамент – это внешнеепроявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результатевоспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться,происходит «маскировка» истинного темперамента.
 
2. Эволюция представлений о темпераменте
а) Гален и Гиппократ
К важнейшим открытиямэтих врачей, усовершенствовавших технику изучения организма, включая головноймозг, относится установление различий между чувствительными и двигательныминервами. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь, ставосновой важнейшего для физиологии и психологии учения о рефлексе.
В труде «О частяхчеловеческого тела» Гален[8]:учение Галена (II век н.э.), опираясь на множество темпераментах наблюдений иэкспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада (в том числеалександрийских), описал зависимость жизнедеятельности целостного организма отнервной системы.
В те времена запрещалосьанатомирование человеческих тел. Опыты ставились на животных. Но Гален, работаяхирургом у гладиаторов (которых заставляли сражаться в цирке и с дикимизверями), смог расширить представления и о человеке, в том числе о его головноммозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы — носительницы разума.
Римский анатом и врачГален, дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала 13типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темпераментабыло сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладаниемкакой-либо жидкости.
Широкой известностью втечение многих столетий пользовалось развитое Галеном (вслед за Гиппократом)учение о темпераментах как пропорции в смеси нескольких основных «соков».Темперамент с преобладанием «теплого» считал он мужественным и энергичным, спреобладанием «холодного» – медлительным и т.д.
Учение об органическойоснове темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишьисторический интерес. Однако полностью подтвердилась мысль о том, что вразнообразии индивидуальных структур динамических проявлений психики можнообнаружить типические варианты. В науку прочно вошел термин «темперамент» и донаших дней сохранило значение деление людей в зависимости от их темперамента начетыре группы.
Большое внимание онуделял аффектам. Еще Аристотель писал, что возможно объяснять гнев либомежличностными отношениями (например, стремлением отомстить за обиду), либо«кипением крови» в организме. Гален утверждал, что первичным при аффектахявляются изменения в организме («повышение сердечной теплоты»). Стремление жеотомстить – вторично. Через много веков между психологами вновь возникнутдискуссии вокруг вопроса о том, что первично: субъективное переживание либотелесное потрясение.
Термин «темперамент»восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологическихразличий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителяГиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главнымобразом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся ворганизме (кровь, лимфа, желчь). Пропорция в смешении этих соков называласьпо-гречески словом «красис». Римские врачи, работавшие несколькими столетиямипозже, обозначили это понятие латинским словом temperamentum, что означает«надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент».Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что и психическиеособенности людей зависят от красиса, или от темперамента, т. е. от пропорции,в которой смешаны в организме основные «соки».
С именем Гиппократасвязывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: смешениежидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названосангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» — кровь); смешение,при котором преобладает лимфа,— флегматическим темпераментом (от греческогослова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическимтемпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение спреобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов«мелайна холэ» — черная желчь). Для будущей психологии этот объяснительныйпринцип при всей его наивности имел важное значение. Недаром названиятемпераментов сохранились поныне. Во-первых, на передний план ставиласьгипотеза, согласно которой все бесчисленные различия между людьми можноуместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил началонаучной типологии, без которой не возникли бы современные учения обиндивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различийГиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость оттелесных[9].
О роли нервной системы вту эпоху еще не знали. Поэтому типология являлась, говоря нынешним языком,гуморальной (от лат. humor — жидкость). Следует, впрочем, заметить, что вновейших теориях признается теснейшая связь между нервными процессами и жидкимисредами организма, его гормонами (греческое слово, означающее то, чтовозбуждает). Отныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморалънойрегуляции поведения.
Конечно, в те временавозможности экспериментировать над человеческим организмом в том смысле, какойныне принят, были ничтожны. Сохранились сведения, что ставились опыты надприговоренными к казни, над гладиаторами и т.п. При этом нельзя упускать извиду, что античные медики, врачуя людей и невольно изменяя их психическиесостояния, передавали от поколения к поколению сведения о результатах своихдействий, об индивидуальных различиях. Не случайно учение о темпераментахпришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена[10].
В течение многихстолетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные новыегипотезы, имевшие целью объяснить причину различий по динамическим проявлениямпсихики. О влиянии, которое оказало учение древних врачей, можно судить потому, какое значение и в дальнейшем придавалось гуморальным (от лат. влага,сок) системам организма. Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.) считал,что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови.Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П. Ф.Лесгафта, писавшего (в конце XIX — начале XX.в.) о том, что в основетемперамента лежат свойства кровообращения (в частности, толщина и упругостьстенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, форма сердца и т. д.).Согласно этой теории, от быстроты и силы кровотока зависят индивидуальныехарактеристики возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ наразличные стимулы. Немецкий психиатр Э. Кречмер обосновывал (начиная с 20-хгодов ХХ века) представления о том, что психический склад индивидасоответствует телосложению, общей телесной конституции. Связь между типомтелосложения и некоторыми психическими свойствами, по Э. Кречмеру, следуетобъяснить тем, что как тип строения тела, так и психические особенностиобусловлены химическим составом крови, гормонами, выделяемыми железамивнутренней секреции. Американский ученый У. Шелдон (40-е годы нашего века)также ставил в прямую связь индивидуально-психологические черты и регулируемыегормональной системой телесные особенности (соотношение различных тканей организма).
Нельзя сказать, что такиепредставления полностью лишены основания, но они указывают только на однусторону дела, и не самую главную. Необходимо в полной мере учитывать, чтонепосредственной основой всех психических проявлений являются свойства головногомозга, органа психики. Хотя исходные идеи о значении жидкостей, или соков,организма перекликаются с последующими представлениями о роли гуморальныхфакторов, но для новейших исследований природной основы темперамента наиболеесущественно другое: признание того, что все внутренние условия (как и внешние),сказывающиеся на динамике поведения, действуют обязательно через мозг. Именно вфункциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах высшейнервной деятельности видит современная наука причины индивидуальных различий потемпераменту.
б)И.П. Павлов и типы высшей нервной системы
Непосредственным материальнымсубстратом психики в ее развитых формах является центральная нервная система,мозг (левое полушарие – реч, делали, математические способности, центр радости;правое полушарие – дипресия, творческие способности, интуиция, схватываниекартины в целом). Но психика, несомненно, связана не только с нервной, но и сгуморальной, химической регуляцией. Однако в настоящее время не приходится противопоставлятьдруг другу нервную и химическую, или гуморальную, регуляцию: самая нервнаярегуляция является вместе с тем и химической, поскольку она осуществляетсячерез посредство гормонов и медиаторов, выделяемых в результате проходящих понервам раздражении. В свою очередь инкреты могут влиять на периферическиеокончания нервов и на мозговые центры и вызывать прямым раздражением клеток теже изменения функций, как и нервные раздражения. С другой стороны, инкрецияжелез может быть регулируема мозговыми центрами; так, повреждения мозга могутвызвать гипертиреоидизм. Каждая железа внутренней секреции представлена вцентральной нервной системе. Таким образом, испытывая на себе воздействие железвнутренней секреции, их гормонов, так же как и других гуморальных факторов,нервная система все же господствует над ними, осуществляя высшую регуляциюжизни организма в его взаимоотношениях со средой. При этом во всяком случаевлияние химических гуморальных факторов на психику осуществляется черезпосредство нервной системы[11].
Как ни значительна для психики(особенно для эмоциональных состояний) роль вегетативной нервной системы,существенно участвующей в гуморальной регуляции жизни организма, однаковегетативная нервная система, взаимодействуя с соматической, осуществляет своевлияние на поведение через посредство центральной нервной системы. Такимобразом, можно сказать, что психика является функцией центральной нервнойсистемы, функцией мозга.
Однако взаимоотношения психики имозга, психики и нервной системы составляют лишь одну сторону вовзаимоотношениях психики и ее материальных основ. Говоря о том, что психикаявляется продуктом мозга, а мозг — органом психики, нельзя не учесть и того,что психика является отражением действительности, бытия; а высшая форма психики— сознание человека является осознанием его общественного бытия. Отношенияпсихики и мозга выражают лишь отношения психики к ее органическому субстрату.Другую сторону отношения психики к ее материальным основам составляет отношениепсихики к объекту, который она отражает. Как отражение и затем осознание,психика выходит за пределы организма и его свойств; она выражает отношение кокружающему, к объективной деятельности, к бытию. У человека это прежде всегоотношение к общественному бытию. Выражающееся идеально в сознании, оновыражается и во внешнем поведении, во внешней деятельности.
Сознание человека определяется егобытием, а бытие человека — это не только мозг, организм и его природныеособенности, но и деятельность, благодаря которой человек в ходе историческогоразвития видоизменяет природные основы своего существования.
Отношения психики к ее материальномусубстрату и к объекту не вне и не рядоположны. Это две неразрывные стороныединой по существу связи психики с ее материальными основами. Мы расчленяем их,чтобы раскрыть внутреннюю взаимосвязь нервной системы, мозга (материальногосубстрата) как механизма поведения, с самим поведением, или деятельностью,которая при этом осуществляется. Вместе с тем должно быть уточнено итеоретически освещено отношение психики и мозга[12].
Индивидуальныеособенности высшей нервной деятельности, как показали исследования, обусловленысовокупностью свойств. Три свойства: сила возбуждения и торможения, ихподвижность, т. е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенностьмежду возбуждением и торможением, – составляющие тип нервной деятельности,могут образовывать различные сочетания. Многочисленные лабораторные опытыпоказали, что среди таких сочетаний некоторые встречаются чаще других или жевыступают наиболее отчетливо, ярко. В результате И. П. Павловым была созданаклассификация основных типов высшей нервной деятельности.
В зависимости от силынервных процессов собаки делились на сильных и слабых.
Слабые животныесоставляют один тип. У представителей этого типа слабыми являются оба нервныхпроцесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собакисуетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, какбы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия,даже иногда незначительные, оказывают на них чрезмерное влияние. Продолжительныеили сильные раздражители вызывают у них быстрое истощение. Животные слабоготипа различаются между собой, разумеется, по другим свойствам (кроме силынервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия неимеют существенного значения. Поэтому все животные со слабой нервной системойотносились И. П. Павловым к одному типу.
Сильные животныеподразделяются на уравновешенных и неуравновешенных. Сильные неуравновешенныесоставляют отдельный тип. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычнов одной форме: сильный возбудительный процесс и относительно слабое торможение.Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при оченьбольшой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности.Чаще всего это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся(безудержные, по выражению И. П. Павлова).
Сильные уравновешенные, всвою очередь, подразделяются по подвижности на живой и спокойный типы — взависимости от того, быстро или медленно происходит смена нервных процессов.Уже по внешним особенностям поведения представители этих типов резко отличаютсядруг от друга. Одни легко возбудимы и подвижны, другие, наоборот,трудновозбудимы, медлительны.
Таким образом, быливыделены четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) сильныйуравновешенный быстрый (живой), 2) сильный уравновешенный медленный(спокойный), 3) сильный неуравновешенный (безудержный) и 4) слабый тип.
Тип нервной деятельности— природная особенность организма. Он наследственно обусловлен, но не являетсячем-то неизменным, он развивается и в какой-то мере меняется под влияниемокружающих условий. Экспериментально установлено, например, что у сильного типас преобладанием возбуждения можно путем тренировки укрепить отстающий тормознойпроцесс. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервныхпроцессов.
Выявленные в опытах сживотными типы высшей нервной деятельности распространяются и на людей. «Мы сполным правом,— писал И. П. Павлов,— можем перенести установленные на собакетипы нервной системы на человека».
Те или иные сочетаниясилы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, характеризующие типывысшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой ихтемпераментов. Сильному уравновешенному быстрому типу нервной деятельностисоответствует сангвинический темперамент, сильному уравновешенному медленномутипу — флегматический темперамент, сильному неуравновешенному типу —холерический темперамент, а слабому типу — меланхолический темперамент.Установление того, что физиологическую основу индивидуальных различий вдинамической стороне психики составляют свойства типа высшей нервнойдеятельности, поставило на твердую научную почву дальнейшее изучение древнейпроблемы природных основ темперамента.
И.П.Павлов (1849-1936)[13], создательучения о поведении и рефлекторной деятельности, создал огромный коллектив, к которомуусловно примыкали ученые из многих стран. По существу им была созданаинтернациональная школа, равной которой мировая наука не знает. Он был великимкомандаром армии исследователей, энергией которой учение о поведении составиломощный раздел современного научного знания.
С именем Павловаассоциируется прежде всего понятие об условном рефлексе. Впитав сеченовскуюидею нераздельности организма и среды и сигнальной регуляции отношении междуними, Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось,каким образом организм приобретает новые формы поведения, перестраиваетсложившиеся.
Живое существо действуетв неразлучной с ним среде, представляющей огромное количество раздражителей, накоторые оно ориентируется и с которыми должно совладать. Не все раздражители изэтого потока становятся для организма сигналом.
Есть раздражители,которые безусловно вызывают естественную реакцию (типа реакции зрачка на свет,отдергивания руки от горячего предмета и т.п.). Раздражители этих рефлексовпринято называть безусловными. Но имеется и другая категория раздражителей.
Организм не остаетсябезразличным к ним только в том случае, если их действие становитсябиологически значимым, т.е. способным принести ему пользу или вред — не своимвоздействием на живое тело, а сигнальной функцией. Эти раздражители указываютна условия, которых следует избегать или к которым нужно стремиться путемсоответствующих действий (рефлексов). Эти рефлексы получили название условных.
Для порождения условногорефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в видезвука, запаха и т.д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Именнотогда раздражитель трансформируется в сигнал. Сигнал и подкрепление,достигаемое действием организма, образуют основу поведения. Сигнал указывает на«картину среды», в которой оказался организм. Подкрепление позволяет организмувыжить в этой среде (спастись от опасности или добыть нужную пищу)[14].
Сочетание сигнала сподкреплением позволяет организму набираться опыта. Выработка условныхрефлексов — основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которыхзависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения.Павлов доказал это на множестве экспериментов.
Свою теорию, обобщающуюэти эксперименты, Павлов доложил впервые на Международном медицинском конгрессев Мадриде в 1903 г. Он назвал ее на первых порах «экспериментальной психологиейи психопатологией на животных». Однако сперва он отказался от слова «психология»,даже ввел в своей лаборатории штраф за его употребление. В большинстве умов оносоединялось со словом «душа», а «душа» как объяснительный принцип, настаивалПавлов, натуралисту не нужна.
Силу своей теории Павловвидел в том, что вслед за Сеченовым изучал поведение строго, детерминистски иобъективно. Из этого вовсе не следовало, что он, подобно американскимбихевиористам, считал, что нужно вообще разделаться с сознанием и изгнать егокак фикцию из науки. В этом случае он оказался бы на позициях примитивногодуализма и редукчионизма (в чем, кстати, его не раз обвиняли). Это несоответвовало ни его исходному замыслу, ни его поискам путей сближения с психологией.Это видно, в частности, если обратиться к представлению Павлова о сигнальныхсистемах как регуляторах поведения.
Воспринимаемые органамичувств сигналы вызывают в организме не только нервные, физиологическиепроцессы. Полезное и вредное выступает в виде психических образов (первымсигналам, согласно Павлову, соответствуют ощущения и восприятия). Поэтомусигнальная функция придает рефлексу двойственный характер. Он, подчеркивалПавлов, является столько же физиологическим, сколь и психическим явлением.
Павлов ставил своиэксперименты над животными, сначала над собаками, затем — над обезьянами.Главная же его надежда, как заявил ученый в первом же своем сообщении обусловных рефлексах, заключалась в том, чтобы наука пролила свет на «мукисознания». Это заставило Павлова заняться нервнопсихическими больными. Переходот изучения животных к исследованию организма человека привел его к выводу, чтоследует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Еслиповедение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентамикоторой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируетсявторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементыречевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им врезультате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенныеумственные образы (понятия).
Если сигнал ведет куспеху (или, говоря языком Павлова, подкрепляется, т.е. удовлетворяетпотребность организма), то между ним и реакцией на него организмаустанавливается связь. Она прокладывается в том главном центре, которыйсоединяет воспринимающие органы (рецепторы) с исполнительными (эффекторными)органами — мышцами, железами.
Этот центр — кора большихполушарий головного мозга. Связи при повторении становятся все более прочными,хотя и остаются временными. Если в дальнейшем они не подтверждаются полезнымдля организма результатом (не подкрепляются), то прежние условные рефлексызадерживаются, тормозятся. Организм постоянно учится различать сигналы,отграничивать полезные и вредные от бесполезных. Этот процесс называетсядифференцировкой[15].
Варьируя бессчетное числораз вместе с многочисленными учениками условия образования, преобразования,сочетания рефлексов, Павлов открыл законы высшей нервной деятельности. Закаждым, на первый взгляд несложным, опытом стояла целая система разработанныхпавловской школой понятий (о сигнале, временной связи, подкреплении,торможении, диффенцировке, управлении и др.), позволяющая причинно объяснять,предсказывать и модифицировать поведение.
Противники Павлованеизменно инкриминировали ему механицизм (тем более, что он постоянно говорил:мозг и человек — это, грубо говоря, машина; но под машиной подразумеваласьсистема). В действительности же, как мы могли убедиться, детерминистскаяметодология Павлова была не механистической, а биологической. Поэтому в ходедальнейших исследований он существенно расширил объяснительный потенциал своейисходной схемы. Если в первый период Павлов делал упор на внутриорганическомподкреплении (потребность в пище) как главном, самом могучем факторе, то вдальнейшем в его теоретических представлениях наметился сдвиг в направлениирасширения биологической (а затем и социальной) основы формирования условныхрефлексов.
Незыблемым постулатомпавловской концепции являлось положение о том, что условный рефлекс возникаетна основе безусловного. Теоретические контуры этой картины со множествомэкспериментальных вариантов придавали ей репутацию классической. «Но будущеенаучного исследования, — любил говорить Павлов, -темно и чреватонеожиданностями»[16].
Перед самой мировойвойной в павловской лаборатории началось изучение проблем, которые в дальнейшемстали относить к категории эмоциональных стрессов.
Первая из таких проблемкасалась соотношения условных Рефлексов, имеющих «полярное» подкрепление,которое в одном случае удовлетворяло потребность организма в пище, в Другом — угрожало его существованию. Раздражая сильным электрическим током кожу собаки(вызывая болевое ощущение, его превращали (путем подкрепления) в условныйсигнал пищевой реакции. Усиление тока (требующее оборонительной двигательнойреакции) вызывало позитивную секреторную реакцию.
С этого момента ведетсвое начало развитие учения Павлова об экспериментальных неврозах. Невозможнобыло объяснить в терминах нейродинамики, почему неожиданно для экспериментаторавозникало состояние срыва рефлексов когда поведение приобретало характер,который впоследствии стали называть невротическим. Силы, которые вступали в действие,следовало искать не в корковой нейродинамике, а за ее пределами, а именно — вполе поведения.
Именно в нем вспыхиваютконфликты, пламя которых «взрывает» нейромеханизмы и придает реакциямпатологический характер. Нам неизвестно, когда Павлов познакомился с теориейФрейда. Но русская литература к тому времени уже была наводненапсихоаналитическими сочинениями. О том, что на новый план экспериментов егонавело чтение Фрейда, Павлов упомянул не в публикациях (где ссылок на венскогопсихолога вообще нет), а на одной из «павловских сред». Сшибка двухпротивоположных нервных процессов (раздражительного и тормозного) — таков, поПавлову, механизм неврозов.
В период, непосредственнопредшествовавший революции в России, интересы Павлова устремляются к анализу движущихсил поведения, его мотивов.
Биологическое понятие орефлексе (за которым стоял прочно испытанный в эксперименте физиологическиймеханизм, детерминистски объяснивший взаимодействие организма со средой, — поведение) Павлов «примерял» к социальным явлениям. «Рефлекс цели, — подчеркивал Павлов, — имеет огромное жизненное значение, он есть основная формажизненной энергии каждого из нас». Рефлекторная концепция ставит деятельностьорганизма в зависимость от внешних влияний. В то же время, вводя понятие орефлексе цели, Павлов указывал на важность энергетического потенциала живойсистемы.
В научном плане выделениеПавловым рефлекса цели ознавключение принципа мотивационной активности вдетеристскую схему анализа поведения. Вместе с тем обращение, одному лишьнаучному плану недостаточно, чтобы объяснить рождение у Павлова нового понятия.В данном случае катеральный сдвиг был обусловлен воздействием той напряженнойсоциальной атмосферы, в которой работал ученый. Ею овеян весь павловский текст.Павлов впервые заговорил о рефлексах применительно к людям, имея, однако, ввиду не объяснение их действий работой механизма, изученного на собаках, аэнергию мотива. Ее нарастание у каждого русского человека представлялось емуфактором, который позволит покончить с дрянными историческими наносами[17].
в) конституциональныетипы Э. Крэчмера и У. Шелдона[18]
В последующие векаисследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее сразличиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить икаким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возниклимногочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепцийбыли положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойстватемперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались синдивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологииполучили название конституционных типологий. Среди них наибольшеераспространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная егоидея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеютопределенные психические особенности. Э Кречмер провел множество измеренийчастей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа:лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик[19].
1.Лептосоматикхарактеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой,узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.
2.Пикник – человекс выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и среднимростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткойшее.
3.Атлетик – человекс развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или среднийрост, широкие плечи, узкие бедра.
4.Диспластик –человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типахарактеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерныйрост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит тривыделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик ициклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подверженколебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, струдом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладаетатлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек сосдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостьюи печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Теория Кречмера получиланаибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большуюпопулярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе егоконцепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это двавзаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структуратела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил изгипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые онзаимствовал термины эмбриологии.
Им были выделены тритипа:
1) эндоморфный (изэндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2) мезоморфный (измезодермы образуется мышечная ткань);
3) эктоморфный (изэктодермы развивается кожа и нервная ткань).
Людям с эндоморфным типомсвойственно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типахарактерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного– хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинны тонкие конечности сослабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуютопределенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функцийопределенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera — внутренности),соматотония (от греч. soma — тело) и церебротония (от лат. cerebrum — мозг).Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называетсоответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, чтокаждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различиямежду людьми определяются преобладанием тех или иных свойств[20]. (табл.3.1).
Таблица 3.1.
Различия в типахтемперамента (по У. Шелдону)[21].
Типы темперамента
Висцеротония
Соматотония
Церебротония
• Расслабленность в осанке и движениях
• Любовь к комфорту
• Медленная реакция
• Пристрастие к еде
• Социализация пищевой потребности
• Наслаждение от процесса пищеварения
• Любовь к компаниям, дружеским излияниям
• Социофилия (любовь к общественной жизни)
• Приветливость со всеми
• Жажда любви и одобрения окружающих
• Ориентация на других
• Эмоциональная ровность
• Терпимость
• Безмятежная удовлетворенность
• Хороший сон
• Отсутствие взрывных эмоций и поступков
• Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств
• Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя
• Потребность в людях в трудную минуту
• Ориентация на детей семью
• Уверенность в осанке и движениях
• Склонность к физической деятельности
• Энергичность
• Потребность в движениях и удовольствие от них
• Потребность в доминировании
• Склонность к риску в игре случая
• Решительные манеры
• Храбрость
• Сильная агрессивность
• Психологическая нечувствительность
• Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)
• Отсутствие сострадания
• С трудом приглушаемый голос
• Спартанская выносливость боли
• Шумное поведение
• Внешний вид соответствует более пожилому возрасту
• Объективное и широкое мышление, направленное вовне
• Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя
• Потребность в действиях в тяжелую минуту
• Ориентация на занятия юношеского возраста
• Заторможенность в движениях, скованность в осанке
• Чрезмерная физио-логическая активность
• Повышенная скорость реакций
• Склонность к уединению
• Склонность к рассуждениям, исключительное внимание
• Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность
• Самоконтроль мимики
• Социофобия (страх перед общественными контактами)
• Заторможенность в общении
• Избегание стандартных действий
• Агорафобия (боязнь открытого пространства)
• Непредсказуемость установок (поведения)
• Тихий голос, избегание шума
• Чрезмерная чувствительность к боли
• Плохой сон, хроническая усталость
• Юношеская живость и субъективное мышление
• Концентрированное скрытое и субъективное мышление
• Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов
• Потребность в уединении в тяжелую минуту
• Ориентация на пожилой возраст
3. Темперамент и деятельность, темперамент и общение
Поскольку каждаядеятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностямопределенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видовдеятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента болеепригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – дляорганизаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческойдеятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной иплодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности,профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, длядеятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность,слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодныдля подобной деятельности.
Роль темперамента в трудеи учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельностьразличных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой,эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависитвлияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения(например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпаработы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре путиприспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь –профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к даннойдеятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенныетребования к свойствам личности.
Второй путьприспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализациипредъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальныйподход).
Третий путь заключается впреодолении отрицательного влияния темперамента посредством формированияположительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной инаиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиямдеятельности, — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальнымстилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способовдействия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижениеуспешных результатов деятельности.
Темперамент накладываетотпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегдаинициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людейнепринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхоликанаоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет малои долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склоненлюбовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносныхметаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делаетего однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще свзрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работычеловека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особаяподвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работатребует от него частого перехода от одного рода занятий к другому,оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированностьдеятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики,наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживаютбольшую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общенииможно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента иадекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темпераментопределяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. Наоснове одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожнаяличность.
И.П. Павлов выделил ещетри «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный,художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладаетактивность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьмарассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченномуабстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуютсяматематикой, философией, им нравится научная деятельность.
У людей художественноготипа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария)мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность,яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности.Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское ихудожественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичныелирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В иххарактере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, иэто зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времениотдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.
Современные исследованияподтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, ипреобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияниена индивидуальные особенности личности человека.
Темперамент тесно связанс особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, взначительной степени определяет психологическую совместимость илинесовместимость людей.
В.С. Мерлин, крупныйотечественный психолог, специально изучающий динамические характеристикипсихики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную,другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несетводы, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течениевторой — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет,бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечтоподобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизниразных людей)». Здесь представлено, что обе реки — бурная и спокойная — текутпорознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни — в семье,на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходитслияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающеевсплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, посколькукаждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность.Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своеготемперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны другдруга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
В межличностныхотношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитываютособенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например,как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность,ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованычеловеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенностисвоего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и всовершенствовании собственной личности.

Заключение
Подводя итоги вышеизложенного,скажем, что представление о том, какой у человека темперамент, обычноскладывается на основании некоторых характерных для данного лицапсихологических особенностей. Человека с заметной психической активностью,быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой сменевпечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого,подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человеканевозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством иглубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражениемдушевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способногоотдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурнымэмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движенияминазывают холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями,легкоранимого, но внешне, слабо реагирующего на окружающее, со сдержаннымидвижениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типутемперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разнойстепени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностеймоторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует типтемперамента.
Таким образом, наосновании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личностиможно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времендревности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попыткиформирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому,что наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенностинервной системы и психики человека.
До сих пор существуютнесколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученыхсчитает темперамент врожденным качеством.
Проанализировав несколькоразных взглядов я считаю, что роль среды (воспитания) при формированиитемперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основеэтих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Сложенпроцесс взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности вцелом.
Исследования связитемперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборепрофессии как самим человеком, так и образовательными организациями ипроизводствами при приеме на учебу и работу.
За пределами рассмотренияостались вопросы о современных методах тестирования темперамента, о связитемперамента с особенностями культуры и психологии различных этносов, о влияниитемперамента на творческий процесс.
Знакомство с литературойпо рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность,понять как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытатьсяразрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе…

Список использованных источников
 
1.   Дубровина И.В. идр. // Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений // И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной // М.,Издательский центр «Академия», 1999.
2.   Краткий словарьсистемы психологических понятий /К.К. Платонов — М. Высшая школа 1984 г.
3.   Маклаков А.Г. //Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2003
4.   Немов Р.С. //Практическая психология // Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.-320 с.
5.   Общая психология// Учеб. Для студентов пед. ин-тов // Под ред. А. В. Петровского. // М.:Просвещение, 1986.
6.   Общая психология.Учебник для пед. ин-тов // Под ред. проф. А.В.Петровского. — Изд. 2-е, доп. иперераб. – М.: Просвещение, 1976. – С.405-421.
7.   Петровский А. В.;Петровский В. А.; Ярошееский М. Г.; Брушлипский А. В. // Введение в психологию// Высшая школа, 2001. — 512 с..
8.   Рогов Е.И. //Общая психология // М. ВЛАДОС, 1995 г.
9.   Рубинштейн С. Л.// Основы общей психологии // СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
10. Столяренко Л.Д. // Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) // Ростов-на-Дону:Издательство Феникс, 2001.

Тест
 
Определение темперамента (по Айзенку)
На каждый предлагаемыйниже вопрос следует быстро ответить «да или нет»
1.   Часто ли Вы испытываете тягу к новымвпечатлениям, к тому, чтобы = встряхнуться =, испытать возбуждение?
2.   Часто ли чувствуете, что нуждаетесь вдрузьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?
3.   Считаете ли себя человекомбезобидным?
4.   Очень ли трудно Вам отказаться отсвоих намерений?
5.   Вы обдумываете свои дела не спеша,предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6.   Всегда ли сдерживаете свои обещания,не считаясь с тем, что Вам это невыгодно?
7.   Часто у Вас бывают спады и подъемынастроения?
8.   Вообще Вы действуете и говоритебыстро, не задерживаясь для обдумывания?
9.   Возникло ли у Вас когда-нибудьчувство, что Вы = несчастный = человек, хотя никакой серьезной причины дляэтого не было?
10.Верно ли, что Вы почти на все моглибы решиться, если дело пошло на спор?
11.Вы смущаетесь, когда хотите завязатьразговор с симпатичным / ной / незнакомцем / кой /?
12.Бывает ли когда-нибудь, чторазозлившись, Вы выходите из себя?
13.Часто ли бывает, что Вы действуетепод влиянием минуты?
14.Часто ли Вас терзают мысли о том, чточего-либо не следовало делать или говорить?
15.Предпочитаете ли книги встречам слюдьми?
16.Верно ли, что Вас довольно легкозадеть?
17.Вы любите часто бывать в компании?
18.Бывают ли такие мысли, о которыхнеудобно рассказать друзьям?
19.Верно ли, что Вы иногда полныэнергией так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.Предпочитаете ли иметь поменьшеприятелей, но зато особенно близких?
21.Вы много мечтаете?
22.Когда на Вас кричат, отвечаете темже?
23.Часто ли Вас терзает чувство вины?
24.Все ли Ваши привычки хороши ижелательны?
25.Способны ли дать волю своим чувствами вовсю повеселиться в шумной компании?
26.Можно ли сказать, что нервы у Васчасто бывают натянуты до предела?
27.Вы слывете за человека веселого иживого?
28.После того, как дело сделано, частоли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29.Вы обычно чувствуете себя спокойным,когда находитесь в компании?
30.Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31.Бывает ли, что Вам не спится из-затого, что разные мысли лезут в голову?
32.Если хотите узнать о чем-нибудь, топредпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?
33.Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34.Нравится ли работа, которая требуетпристального внимания?
35.Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36.Если бы знали, что никогда сказанноеВами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?
37.Вам неприятно бывать в компании, гдеподшучивают друг над другом?
38.Вы раздражительны?
39.Вам нравится работа, которая требуетбыстроты действий?
40.Верно ли, что Вам нередко не даютпокоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотявсе кончилось благополучно?
41.Вы мечтательны и неторопливы вдвижениях?
42.Вы когда-нибудь опаздывали насвидание или работу?
43.Часто ли Вам снятся кошмары?
44.Любите поговорить настолько, чтоникогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?
45.Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46.Вычувствовали себя несчастным, еслибы долго не могли видеться со своими знакомыми?
47.Можете ли назвать себя нервнымчеловеком?
48.Среди людей, которых знаете, естьтакие, которые Вам явно не нравятся?
49.Можете ли сказать, что Вы уверенный всебе человек?
50.Обидитесь ли, если покритиковать Вашинедостатки или недостатки Вашей работы?
51.Вы считаете, что трудно получитьнастоящее удовлетворение от вечеринки?
52.Беспокоит ли чувство, что Вы чем-тохуже других?
53.Вам не трудно внести оживление вдовольно скучную компанию?
54.Бывает ли, что говорите о вещах, вкоторых совсем не разбираетесь?
55.Вы беспокоитесь о своем здоровье?
56.Любите подшучивать над другими?
57.Страдаете ли от бессоницы?
По каждому показателюподсчитывают сумму баллов ( если ответ совпадает с показанным в = ключе =, емуприсваивается = 1 =) при сумме свыше 5 баллов по показателю искренности ответовобработка результатов опроса не производится.
Затем на чистом листеотчеркивают две пересекающиеся в центре оси размером 24 сантиметра каждая. Погоризонтальной оси откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной –нейротизма (каждый балл равняется 1 см. или одной клетке). Пересечение линий,проведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси нейротизма указываетна определенный темперамент личности. Завершение обработки материаловоформляется в виде так называемого = Круга Айзенка =, который приводитсяна схеме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.