Интернет-технологии
в современном школьном образовании
Необходимо
учитывать выявление нескольких четко обозначенных подходов в области
Интернет-образования. Для одних Интернет - это система самообразования, для
которой необходим соответствующий выбор средств обучения, отбор содержания и
его организация. Для других - система образования, предполагающая
взаимодействие учителя и учащихся между собой. Для третьих - возможность
творческого самовыражения. Для четвертых - вспомогательный, преимущественно
информационный ресурс. Впрочем, многие склонны объединять все эти подходы. При
этом не менее важно определиться, для какой формы обучения предполагается
использовать интернет-технологии: для очной или дистанционной. Если для очной
формы, важно определить, какие виды интеграции при этом предусматриваются. Если
для дистанционной - какая модель дистанционного обучения имеется в виду. Все
это не праздные вопросы. От их решения, дидактического обоснования зависит
эффективность использования уже существующих ресурсов и услуг Интернет, а также
организация информационно-образовательного пространства.
Обсуждению всех
этих вопросов и была посвящена наша научно-практическая конференция, подводящая
первые итоги использования интернет-технологий в обучении различным дисциплинам
в общеобразовательной школе. Следует отметить, что в течение 2000-2001 учебного
года на базе Интернет-центра ИОСО РАО шесть видеоконференций (по физике, географии,
иностранным языкам, общественным дисциплинам, по проблемам дополнительного
образования).
Участники
конференции едины в понимании решающего значения Интернет-образования уже в
самой близкой перспективе. Поэтому на первое место выходит вопрос объединения
усилий всех субъектов данного процесса.
При этом четко
выделяется несколько приоритетных направлений:
1.
Психолого-педагогическое исследование последствий использования
Интернет-технологий. Интернет несет в себе уникальные возможности культурного,
интеллектуального, нравственного развития личности. Но, с другой стороны,
стремительно развиваются агрессивные, деструктивные информационные ресурсы,
направленные на разрушение личности, обращенные к низменным интересам молодежи,
призывающие к жестокости, насилию. Какое направление окажется более сильным по
своему психологическому воздействию? Необходимо в качестве приоритетного
направления стремиться к созданию единого позитивного
информационно-образовательного пространства России, а в дальнейшем и мира.
2. Определение
дидактических функций ресурсов и услуг Интернет. Сетевые, компьютерные
технологии в настоящее время позволяют решать такой широкий круг педагогических
проблем, о которых еще недавно можно было только мечтать. Вместе с тем,
участники конференции отмечают опасную тенденцию к увлечению со стороны
педагогов именно технологическими возможностями Интернет без учета
педагогической целесообразности. Приоритет в учебном процессе, системах
образования должен всегда быть за дидактическими задачами, внимательным учетом
психологических особенностей работы человека в условиях сети, будь то
индивидуальная деятельность или совместная деятельность группы учащихся.
3. Разработка
конкретных методик использования этих ресурсов и услуг на уроке и во внеурочной
деятельности учащихся. Эта задача касается в первую очередь
учебно-воспитательного процесса, учитывая направленность современного школьного
образования на интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование
критического мышления, умения работать с информацией. Большой вклад в
культуросообразный и природосообразный характер современного образования может
и должна внести система дополнительного образования.
4. Организация
системы дистанционного обучения, которая может позволить решить, с одной
стороны, целый ряд острых социальных проблем, с другой, будет способствовать
формированию единого мирового образовательного пространства. Это не только
задача интеллектуального развития личности, но и политическая, экономическая
задача, позволяющая при грамотном подходе к ее решению реализовать важнейшую
задачу демократизации образования, задачу взаимодействия культур, интеграции
систем образования в мировой практике (очных и дистанционных), с учетом
региональных и национальных особенностей.
5. Создание
единого информационно-образовательного пространства школы как важнейшего
элемента реализации принципа открытости образования. В настоящее время на пути
создания такого пространства существует множество сложностей. Многое напрямую
связано с финансированием опережающих теоретических и практических исследований
в этой области. В педагогике такие опережающие исследования имеют не меньшее
значение, чем в других областях знания.
6. Разработка
нормативно-правовой базы Интернет-образования. Подготовка подобного рода документации
(включая законодательство) должна проводиться с участием и учетом мнения
представителей науки и практики, занимающихся исследованиями проблем обучения в
общеобразовательной школе.
7. Деятельность
получивших в последнее время признание виртуальных методических объединений
должна быть четко встроена в систему повышения квалификации и переподготовки
учителей; осуществляться на регулярной основе при соответствующей финансовой
поддержке.
8. Необходим
систематический контакт между педагогами и разработчиками обучающих
компьютерных программ. Делать качественный образовательный продукт должно быть
престижно и выгодно.
9. Работа в
области Интернет-образования должна адекватно освещаться в электронных и
печатных изданиях, что в свою очередь поможет привлечению дополнительных
интеллектуальных и финансовых ресурсов в данную сферу.
Учитывая все
сказанное, участники конференции считают необходимым:
1. Обратиться
ко всем заинтересованным организациям, способным инвестировать научные
исследования в этой области с предложением организовать ВНИКи с целью
теоретической разработки проблем Интернет-образования.
2. Организовать
на базе ИОСО РАО Виртуальный ресурсный образовательный Центр с целью
консолидации усилий ученых и педагогов-практиков в области теоретических исследований
и практической деятельности в дистанционной форме обучения.
3. Пропаганду и
внедрение Интернет-технологий проводить, в том числе, используя уже
существующую (традиционную) структуру: Министерство образования, местные
региональные управления образования, академии и институты повышения
квалификации работников образования.
4.
Консолидировать усилия фирм, специализирующихся на выпуске электронных средств
обучения, и ученых, педагогов для разработки единого
информационно-образовательного пространства общеобразовательной школы.
5. Принимать
активное участие в сетевых мероприятиях образовательной тематики, в частности,
в работе виртуального августовского педсовета 2001 года. Вынести на обсуждение
в секции часть из обозначенных выше вопросов.
6. Считать
необходимым активное освещение деятельности в области Интернет-образования;
пропагандировать сетевую деятельность учителей и ученых в Виртуальных
методических объединениях, педсоветах.
7. Проведение
научно-практических конференции по проблемам дистанционного обучения и
использования интернет-технологий в системе школьного и поствузовского
образования на базе ИОСО РАО сделать регулярными.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/