Роль и место
курса обеспечение безопасности жизнедеятельности
В 1997 г.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление "О Концепции
реформирования системы начального профессионального образования" (№ 908 от
21 июля 1997 г.), что потребовало выработки нового подхода к реализации
учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального
образования (УНПО). В этой связи возникла необходимость разработки единой
образовательной программы (ЕОП) общего среднего (полного) и начального
профессионального образования.
В лаборатории
интегрированных программ Института развития профессионального образования при
Министерстве образования России (ИРПО) по заданию Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации были разработаны целевые и
структурные компоненты ЕОП, которые являются стратегическим направлением
дальнейшего развития образовательной системы начального профессионального
образования (НПО).
В ЕОП предложен
ряд изменений в структуре модели учебного плана УНПО. Если в ныне действующем
плане содержатся две составные части (общеобразовательная и профессиональная
подготовка), то по структуре ЕОП в модели имеется 3 части:
1.
Образовательная подготовка, которая реализуется на предметной основе
(литература, история, математика, химия, ОБЖ и др.).
2.
Профессиональная подготовка, которая осуществляется также через отдельные
предметы (черчение, материаловедение, спецтехнология, охрана труда и т.д.).
3. Личностная
(общекультурная) подготовка, реализуемая через предметы общеобразовательной и
профессиональной подготовки и через специальные предметы типа "Учись
учиться", "Умей властвовать своими мыслями и чувствами" и др.
Все три части
модели учебного плана УНПО реализуются через составляющие ЕОП -гуманитарную,
естественнонаучную, профессиональную, экологическую, валеологическую
(физическое воспитание и обеспечение безопасности жизнедеятельности), т.е.
изучение ОБЖ выделено в отдельную составляющую учебно-воспитательного процесса
в УНПО. Это показывает, какое значение придается изучению основ безопасности
жизнедеятельности, формированию правильного отношения каждой конкретной
личности к своему здоровью, к взаимоотношению человека и среды его обитания,
включая природную, техногенную и социальную среды.
Важно отметить,
что все составляющие ЕОП тесно взаимосвязаны. Так, без знания основ наук,
образующих естественнонаучную составляющую (химия, физика, математика,
биология), невозможно правильно понять место человека в природе, что в свою
очередь не позволяет ему ориентироваться в среде обитания и обеспечивать (по
возможности) свою жизненную безопасность.
Валеологическая
составляющая реализуется и локально - через специальные предметы (физическая
культура и ОБЖ), и диффузно - через предметы естественнонаучного и
профессионального циклов (среди них важнейшее значение имеют охрана труда,
химия, спецтехнология, биология, основы экологии и природоохранной
деятельности).
Модель учебного
плана, как элемент Госстандарта профессионального образования, предполагает в
составе федерального компонента наличие отдельного предмета - ОБЖ, на который
отводится 140 часов учебного времени (105 часов являются обязательными для всех
обучаемых, независимо от пола, и 35 часов - факультативные занятия; при этом в
данном учебном заведении наличие такого факультатива является обязательным,
т.е. должна быть хотя бы одна группа учащихся, охваченных этим факультативом).
Предмет ОБЖ и
вся система знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности базируются на
дидактическом принципе максимального обеспечения безопасности жизнедеятельности
с целью создания условий для сохранения здоровья и полноценной профессиональной
подготовки учащихся и призваны решать следующие задачи:
- формирование
у обучаемых знаний-умений и знаний-навыков по защите жизни и здоровья в
условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование
активной жизненной позиции в отношении здорового образа жизни и ответственного
отношения к своему здоровью;
- подготовка
юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- реализация
через курс ОБЖ некоторых задач экологического образования и воспитания;
- формирование
важнейших психофизиологических качеств личности, способствующих повышению уровня
профессиональной подготовки у обучаемых в УНПО через реализацию валеологической
составляющей ЕОП.
Единая
образовательная программа построена на блочно-модульной основе. Каждый предмет,
в том числе и ОБЖ, представляет собой блок, состоящий из более мелких
дидактических единиц - модулей. Предмет ОБЖ образован из четырех подблоков,
каждый из которых состоит из определенных модулей. Структура предмета отражена
в программе и в статье, посвященной планированию (см. журнал ОБЖ, №7 за 1997 г.
и №2 за 1998 г.).
Новым по
сравнению с прошлыми (начиная с 1994 года, когда была опубликована программа
курса ОБЖ для профессиональных образовательных учреждений) являются обновленные
цели изучения тем (модулей): помимо общепедагогических и специальных целей
вводится также необходимость формирования через изучение конкретных знаний
психологических качеств: воли, мышления, памяти, умения достичь поставленной
перед собой цели и т.д.
Подобный подход
к получению знаний, способствующих повышению уровня безопасности жизни конкретного
человека и общества, улучшит эффективное обучение, активизирует
учебно-воспитательный процесс в УНПО, будет способствовать улучшению
профессиональной подготовки выпускников и их большей конкурентной способности
на рынке труда.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/