Научно-техническая
программа КНР: взгляд в будущее
В начале 1999
года был опубликован доклад Лозанского Международного Института Развития и
Менеджмента, в котором китайские наука и техника по итогам 1998 года уверенно
заняли 13 место в мире. Беспрецедентный скачок с 20 места в 1997 году еще раз
доказал, что Китай уверенно идет вперед по пути реформ научно-технической и
промышленных отраслей. Становится очевидным, что КНР не только не собирается
отставать от мировых лидеров, но, наоборот, довольно агрессивно стремится
занять ведущие позиции в сфере высоких технологий.
Громкие
скандалы в США в начале 1999 г., связанные с утечкой передовых оборонных
технологий в Китай, наводят многих на мысли о давней и активной деятельности
Китая в области научно-технического и экономического шпионажа. Однако было бы
совершенно неправильным акцентировать внимание только на этих "методах и
способах" подтягивания науки и техники до мирового уровня. Китайская
Народная Республика обладает мощным научно-интеллектуальным потенциалом, а
научно-техническая мысль Китая имеет давнюю и богатую историю. И именно сейчас
китайские власти как никогда четко осознают необходимость глубокой структурной
перестройки отечественной экономики, а вместе с ней - и науки и техники.
15 Съезд
Коммунистической Партии Китая, состоявшийся осенью 1997 года, дал понять
китайцам и всему миру, что социалистический Китай не собирается изменять своего
курса на рыночную экономику. После Съезда страну охватила беспрецедентная волна
приватизации и акционирования мелких и средних государственных предприятий, и,
вместе с тем, укрепления крупных государственных структур в ключевых секторах
экономики.
В течение
1998-99 годов в недрах китайских госинститутов произошел ряд серьезных
структурных изменений: объединение контрольных ведомств и министерств,
разукрупнение естественных монополий, серьезные кадровые перестановки. Все они
были направлены на улучшение государственного регулирования рыночными
процессами в стране - с одной стороны, и на ликвидацию излишнего
централизованного контроля за наиболее динамично развивающимися секторами
экономики. Одним из таких секторов является отрасль Информационных Технологий
(ИТ) - отрасль, наиболее наглядно демонстрирующая эффективность экономической и
инвестиционной политики Китая на рубеже нового века.
Телекоммуникационный
бум
Информационные
Технологии понятие достаточно новое для Китая. В то время, как совсем недавно в
Китае символами благополучия и достатка являлись холодильник, телевизор и
стиральная машина, во второй половине 90-х в обиход повседневной жизни китайцев
начинают входить такие вещи как мобильный телефон, компьютер, Интернет.
Находящаяся под жестким государственным контролем, сфера телекоммуникационных
услуг неожиданно самым тесным образом начинает взаимодействовать с различными
смежными областями экономики, в том числе - и сугубо потребительского порядка:
такими как телевидение, бытовые услуги, образование и т.п. Темпы развития телекоммуникационной
индустрии в 1991, 1992, 1993,1994 годах составляли соответственно 31, 42.3, 59
и 50.2 процента. Темпы роста были в 3 и более раз выше, чем в Японии и других
странах "новой азиатской четверки", и в несколько раз выше, чем темпы
роста национальной экономики Китая в аналогичный период (они составляли от 9 до
15 процентов ежегодно). В начале второй половины 90-х годов в Китае начали
появляться новые направления телекоммуникационных услуг, связанные, прежде
всего, с сотовой телефонной связью, услугами передачи данных по телефонным,
выделенным и беспроводным линиям связи и другими видами сервиса. Невиданный бум
"информатизации" захлестнул миллиардную страну и вплотную подвел
государство к необходимости смены приоритетов и корректировки государственной
политики в этой области.
Устройства
связи, а вслед за ними и компьютерные системы, будучи на пике спроса, заставили
китайские власти всерьез задуматься над той проблемой, что более 80 процентов
наукоемкой продукции в этой области, в том числе и предназначенной для
конечного потребителя на китайском рынке, приходится ввозить из-за рубежа.
Грандиозные планы "телекоммуникацизации всей страны" в соответствие с
Планом Развития Телекоммуникационной Промышленности на 1990-2000 годы явно
приходили в противоречие с имеющимися тенденциями на потребительском рынке -
рынке конечных пользователей. Существовали самые радужные перспективы для
продвижения различных телекоммуникационных продуктов на внутренний
потребительский рынок, однако отсталость собственной технологической и
промышленной базы, а также недостаток средств, диктовали прямую зависимость от
иностранных производителей и инвестиций, и соответственно - вели к потере
государством значительной части прибыли.
Надо отдать
должное творцам китайского экономического чуда: многие ситуации и многие
повороты событий в развитии китайской экономики они прогнозируют заранее, или,
по крайней мере, их предвидят. Сфера ИТ не является исключением.
Для того, чтобы
понять каким образом Китаю удается достигать паритета с западными компаниями в
области ИТ нужно поближе познакомиться с историей развития Специальных
Экономических Зон Китая и политикой китайского государства в области науки и
техники.
Прямые
иностранные инвестиции
Интерес Китая к
иностранным инвестициям и технологиям начал проявляться в уже 1978 году - сразу
после смерти Мао Цзедуна. Ужесточение в 1988-89 году инвестиционного
законодательства под предлогом "борьбы с тлетворным влиянием Запада"
и последовавшие за этим события на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, привели к
временному замораживанию инвестиционных потоков в Китай из-за рубежа. Однако к
моменту студенческих волнений в 1989 году, вызвавших такой широкий резонанс
мировой общественности, в Китае уже была заложена солидная база для будущих
побед в виде Специальных Экономических Зон (СЭЗ).
Еще в 1979 году
- с провозглашением "политики открытых дверей" - на Юге Китая были
созданы четыре "экспериментальных" СЭЗ - Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и
Сямэнь. Администрации Зон были наделены широкими полномочиями для принятия
решений на местах. В Зонах, отделенных от остальной части страны таможенными и
иммиграционными кордонами, могли устанавливаться свои особые обменные курсы
валюты, свои арендные ставки на землю, могли применяться свои нормы трудового
права, формироваться специальные внутренние цены и заработная плата.
Другим важным
аспектом эксперимента с Зонами стало льготное налогообложение. Согласно
принятым в 1980 году правилам в СЭЗ устанавливался 15-процентный подоходный
налог на предприятиях с иностранным капиталом. Еще более низкие ставки
подоходного налога применяются к предприятиям с инвестициями свыше 5 миллионов
долл. США, а также к проектам с передовыми технологиями или экспортной
ориентацией. Практикуются также различные налоговые льготы: предприятия с иностранным
капиталом в Зонах освобождены от подоходного налога в течение первого
прибыльного года (в 1984 году этот срок был увеличен до двух лет), а в
последующие два-три года выплачивается только 50% от ставки налога. Кроме
вышеперечисленных льгот существует целая иерархия различных льгот и
преференций, действующая только на территории СЭЗ. В том числе - полное
освобождение в некоторых случаях от уплаты арендной платы за землю, местных
налогов, льготы при реинвестировании прибылей на территории КНР и т.п.
В период с 1979
по 1984 год - в течение первого этапа "политики открытых дверей" -
четыре Спецэкономзоны развивались совершенно невероятными темпами. Небольшая
рыбацкая деревушка на границе с Гонконгом - СЭЗ Шэньчжэнь - за несколько лет
превратилась в суперсовременный промышленный мегаполис с населением в несколько
миллионов человек. Объемы производства Шэньчжэня возросли с 60 милионов юаней в
1979 году до 700 миллионов в 1983. В течение 1984-1991 годов средние темпы
роста производства в СЭЗ составляли 41.2 %, вдвое превышая общенациональные
показатели. К началу 90-х годов Зоны стали самыми богатыми городами Китая со
средним годовым доходом на душу населения в 12 866 юаней - в 7.8 раз выше
среднего уровня по стране.
Уже в 1984
году, власти Китая, вполне удовлетворенные результатами экономического
эксперимента в четырех СЭЗ Южного Китая, решают открыть для внешних инвестиций
еще 14 прибрежных городов страны, включая такие крупнейшие промышленные и
торговые центры как Шанхай, Далянь, Гуаньчжоу, Тяньцзинь. Политический кризис и
кратковременная изоляция Китая после волнений 1989 года не оставили
сколько-нибудь серьезных следов на экономической политике Пекина. Наоборот, в
1992 году в ходе своей поездки на Юг КНР, Дэн Сяопин "открывает" еще
несколько городов. Также как и в Спецзонах, в открытых городах администрации
наделены широкими полномочиями. Проекты с инвестициями менее 5 миллионов
долларов США утверждаются местными властями. В Даляне местные власти могут
рассматривать и утверждать проекты стоимостью до 10 миллионов, а в Шанхае и
Тяньцзине - до 30 миллионов. Независимо от объема иностранных инвестиций - все
непроизводственные проекты также могут получать одобрение и регистрироваться
непосредственно на месте.
Непосредственной
работой по управлению инфраструктурой и по привлечению инвестиций занимаются в
Зонах Административные комитеты и Компании развития Зон. Как правило, эти
структуры в том или ином виде имеет свои представительства зарубежом: в
большинстве случаев на Тайване, в Сингапуре, Японии или Гонконге.
Привлекательная
налоговая политика в СЭЗ и открытых городах, а также необычайно низкие издержки
производства и высокая емкость китайского внутреннего рынка позволяют крупным
транснациональным корпорациям Японии, США, Европы создавать на китайской территории
весьма эффективные предприятия. В период с 1979 по 1997 годы, согласно
китайской статистике, экономика страны получила 222 млрд. долл. прямых
иностранных инвестиций. Из них - порядка 45 млрд. только в 1997 году. Пять СЭЗ
(в 1997 году ещё и остров Хайнань был полностью объявлен специальной
экономической зоной), 14 прибрежных открытых городов, а также порядка 48 Зон
Технико-экономического развития привлекают иностранных инвесторов своими
низкими налогами, дешевой рабочей силой, удобной инфраструктурой, богатыми
сырьевыми рынками и другими особенностями. Причем, с течением времени,
правительство стремится перенести поток инвестиций в наиболее отсталые в
экономическом отношении или очень удаленные или труднодоступные регионы страны
- "внутренние районы". В таких районах намечен ряд приоритетных
направлений, связанных главным образом с развитием инфраструктуры: транспорта,
сферы услуг, коммуникаций.
Однако, с
самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти
отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять
экономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих
инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и
"великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала,
но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить
внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой
продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и
путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных
технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по
сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная
государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта
в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески
стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских
центров непосредственно на территории КНР. Такие признанные авторитеты в
области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft,
Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах
Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются
работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских
инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют
средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют
обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового
Света.
Но самое
главное - как долгосрочное обеспечение стратегии развития науки и техники -
руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа развития
китайкой науки и техники "ФАКЕЛ".
Опора на
собственные силы
Главной целью программы "ФАКЕЛ" является не только
развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство
передовых отечественных разработок. Хотя формально совместные предприятия(но не
предприятия со 100% иностранным капиталом) считаются допущенными к участию в
этой программе, фактически эта программа является до сих пор закрытой для
иностранного участия. На практике это означает, что любые контрибуции со
стороны иностранных инвесторов в виде средств или технологий в проекты
"ФАКЕЛА" приветствуются, но обратной связи в виде экспорта технологий
или доступа иностранных специалистов к техническим достижениям Китая
государство не поощряет. (Последнее время наблюдается осторожная тенденция к
изменению ситуации: многие китайские продукты высоких технологий уже делают
серьезные заявки на мировых потребительских рынках).
Именно
программа "ФАКЕЛ" явилась тем дальновидным шагом китайских стратегов,
который позволил Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку и
технику, а вместе с ними и экспорт-ориентированные наукоемкие отрасли. Уже к
середине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты,
(например - телевизоры, видеомагнитофоны и т.п.) собираются на 100 процентов из
китайских комплектующих. Небывалый рост количества совместных предприятий,
импорт передовых технологий, рост производства наукоемких и технически сложных
товаров, особенно бытового назначения, приводят в отдельных случаях к
перепроизводству и государство вынуждено вмешиваться в эти процессы путем
запрета создания новых СП (например по производству телевизоров, стиральных
машин и др). Однако во многих отраслях, в особенности в области электроники и
ИТ, Китай по-прежнему значительно отстает от передовых стран мира. Программа
"ФАКЕЛ", а вслед за ней и другие программы государственного и
коммерческого финансирования, призваны создать максимально комфортные условия
для развития фундаментальных и прикладных исследований в китайской науке и
технике.
Китай
становится самым быстрорастущим рынком электронной коммерции, количество
пользователей которого по прогнозам достигнет к концу 1999 года 6.7 млн., что
на 318(!) процентов выше, чем в 1998 году. Количество подключений к сетевому
пространству в ближайшие пять лет возрастет в среднем на 60 процентов, и к 2003
году может превысить отметку в 33 млн. пользователей.
(Из доклада
"Интернет в Китае" BDA China Ltd и Strategic Group Inc)
Стоит отметить,
что подобные программы возникают не на пустом месте и не являются только
директивными установками правительства. На самом деле: благодаря
государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так
называемые "Зоны высоких технологий". Как правило, это были
образования, создаваемые для привлечения дополнительных средств, с целью
стимулирования фундаментальных исследований и скорейшего внедрения в
гражданское производство различных технологий двойного применения. "Зоны
высоких технологий" базировались, как правило, на территории или по
соседству с академическими и высшими учебными заведениями(согласно официальным
данным - в программу вовлечено 60 процентов из 800 ВУЗов и
научно-исследовательских учреждений страны). Поначалу многие такие зоны не
имели никаких административных или географических границ и существовали лишь на
бумаге и в умах ученых, промышленников и администраторов. Позже эти зоны
получают в китайской прессе и в официальных документах наименование
"Индустриальные парки высоких технологий". Однако на деле - лишь
некоторые из таких Парков могут считаться юридически оформленными структурами.
До сегодняшнего момента Парки Высоких Технологий в большинстве случаев
представляют собой организационные единицы, призванные сконцентрировать
интеллектуальные ресурсы в определенных географических центрах и аккумулировать
определенные капиталы (государственный и коммерческий) для финансирования
работы научно-исследовательских и инженерно-технических кадров над
определенными тематиками.
Из
декларируемых сегодня китайским Министерством Науки и Техники пятидесяти трех
Парков Высоких Технологий - только пять объявлены открытыми для участия
иностранных партнеров из стран АСЕАН(!) - в городах Пекин, Сучжоу, Хэфэй, Сиань
и Яньтай. Фактически - Парки Высоких Технологий, официально не открытые для
участия инофирм, территориально и организационно пересекаются с СпецЭкономЗонами,
открытыми зонами технико-экономического развития. Например: в Сучжоу, помимо
открытого для иностранцев Парка Высоких Технологий, действует пять Зон Развития
центрального уровня и десять Технико-экономических зон провинциального
подчинения. Такое соседство позволяет ученым в Паркам весьма эффективно
взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном
научно-техническом обмене.
Согласно
статистике в Парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых
исследовательской и внедренческой деятельностью. Государственное регулирование
деятельности Парков Высоких Технологий проявляется, прежде всего, в определении
направлений исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет
такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и
технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки
получают от государства еще и серьезные финансовые вливания. Так, например, в
мае текущего года Банк Китая принял решение инвестировать в течение 5 лет
порядка 3 млрд юаней(361 млн. US$) в Пекинскую Экспериментальную Зону Развития
Промышленности и Новых Технологий - самую первую Hi-tech Зону Китая, созданную
еще в 1988 году. И другой пример: остров Дасе близ города Нинбо - в 1992 году
был целиком взят "под разработку" в качестве Зоны
Технико-экономического развития всего лишь одной компанией - китайской
государственной корпорацией высшего уровня СITIC (China Trust & Investment
Corporation).
Понимая, что
без передового зарубежного опыта, особенно в таких областях как
микроэлектроника и телекоммуникации, не обойтись - китайские власти постоянно
совершенствуют инвестиционное законодательство. Однако не меньшее внимание
уделяется и отечественным разработкам в этих и других областях. Пекин очень волнует
зависимость Китая от иностранных технологий в разработке и производстве
высокоприбыльных продуктов, например таких, как программное обеспечение или
интегральные схемы. В обоих случаях - достижение ощутимых результатов возможно
лишь через долгосрочные вложения в развитие отечественных фундаментальных
исследований. Весьма показательны действия властей в этой области, на примере
так называемых "СофтБаз". Пять СофтБаз - в Пекине, Шэньяне, Цзинани,
Чэнду и Чанша - являют миру образец китайской настойчивости и предприимчивости.
В одной только пекинской СофтБазе участвует до 15 предприятий-инвесторов, таких
как: Академия Наук Китая, Пекинский Университет, China Software Group, Shangdi
Hi-Tech Development Zone - с общим объемом прямых инвестиций 28.49 млрд.юаней.
Концетрация интеллектуальных и материальных ресурсов в СофтБазах позволяет
Китаю создавать программные продукты, которые не только составляют серьезную
конкуренцию продуктам Microsoft, но и пользуются весьма высоким спросом
зарубежом (например - программы-переводчики, системы распознавания текста,
текстовые редакторы).
Одно из
последних событий в области научно-технической реформы КНР - реорганизация 242
научно-исследовательских и технологических институтов.
Согласно
постановлению правительства 131 институт войдет в состав промышленных
предприятий, 40 станут технологическими фирмами, 18 будут функционировать как
посреднические технологические институты, 24 войдут в состав университетов или
в состав других организаций, а 29 будут преобразованы в крупные государственные
технологические предприятия.
И, конечно же,
огромное внимание уделяется в Китае кадровой политике в области науки и
техники. Только по официальным данным - за двадцать "перестроечных"
лет Китай послал на учебу зарубеж свыше 300 000 студентов. В их число не входят
аспиранты и ученые, принявшие гранты различных зарубежных фондов, а также -
студенты, обучающиеся за границей на собственные деньги. Для прошедших обучение
зарубежом и вернувшихся на родину студентов, государство создает специальные
исследовательские центры, укомплектованные новейшим экспериментальным
оборудованием и приборами. Кроме того - наиболее ценные кадры берутся на полное
государственное обеспечение, включая внеочередное жилье и множество других
льгот и благ. Поощряется государством также создание людьми, прошедшими
обучение в иностранных ВУЗах, своих коммерческих компаний. Для этих целей
государством учреждены специальные Фонды стимулирования малого
предпринимательства.
Вообще, в
последнее время в Китае всячески пропагандируется мысль о необходимости более
мощной государственной поддержки частных научно-внедренческих фирм малой и
средней формы. По мнению зарубежных экспертов, данное явление связано, прежде
всего, с тем, что крупные фирмы оказываются менее подвижными на новых рынках,
более консервативными и менее восприимчивыми к новым технологиям.
Согласно
китайской статистике - малые и средние предприятия в китайской промышленности
составляют около 90 процентов, а продукция, ими производимая, - 60.3 процента
(источник - China Science and Technology NEWSLETTER No.164, Sep.30 1998;
имеются в виду все промышленные предприятия, а не только занятые в производстве
hi-tech продуктов). Малые и средние предприятия дают 75 % рабочих мест в
стране. Доля экспорта этих предприятий от общего объема экспорта составляет
около 65 процентов на протяжении последних нескольких лет.
Опыт развития
китайской отрасли высоких технологий и ИТ, в частности, показывает, что малые и
средние предприятия способны добиваться выдающихся успехов на внутренних и
зарубежных рынках, превращаясь со временем в гигантские корпорации с оборотами
в несколько сот миллионов долларов.
Как пример
удачного сочетания "политики открытых дверей", стратегии "опоры
на собственные силы" и удачного стратегического планирования - можно
рассмотреть историю создания компании HUAWEI Technologies Co., Ltd в СЭЗ
Шэньчжэнь.
Компания была
создана в 1987 году с целью исследования, разработок и производства
телекоммуникационного оборудования. Индустриальный научный парк на территории
СЭЗ, где базировалась компания, предоставляет прекрасные возможности для
широкого взаимодействия с зарубежными фирмами - производителями аналогичных
продуктов. За короткий промежуток времени, благодаря патронажу со стороны
властей и администрации Зоны, а также используя предоставленные ей таможенные и
налоговые преимущества, компания сумела не только создать передовую
производственно-технологическую базу для производства сложных наукоемких
приборов, но и воспитать целую когорту высокообразованных передовых молодых
научно-технических работников. Не смотря на то, что средний возраст работающих
в компании составляет 27 лет, среди ведущих разработчиков Huawei немало ученых
с мировыми именами в своих областях. Количество научно-технического персонала
(около 1200) человек составляет более 1/8 от общего количества работающих в
компании.
Высокий уровень
разработок, отличный сервис, уникальная квалификация и профессионализм
работников, а также мудрая маркетинговая и кадровая политика руководства
компании, позволили ей в 1997 году занять около 17 процентов отечественного
рынка С&C08 коммутаторов. Huawei обеспечивает своим оборудованием - SPC
switch, SDH, GSM, ATM, access network, IN, multimedia communication,
synchronous network equipment, STP, TMN, Internet access products, ACD, ISDN
terminal & phone set, intelligent high-frequency power supply - свыше 9
миллионов линий в Китае, и обслуживает около 11 различных зарубежных рынков,
включая Россию, Восточную Европу, Центральную Азию и Африку. Только в одном
Гонконге более 130 тысяч пользователей сетевого оборудования производства
Huawei.
В 1996 году
Huwei была двадцать первой в списке ста наиболее мощных предприятий китайской
электронной области, в 1997 году - уже восемнадцатой, а в 1998 - десятой. В
1998 году объем продаж компании достиг почти 9 миллиардной отметки. Безусловно,
в таких условиях компания не перестает уделять внимания
научно-исследовательским разработкам, выделяя на эти цели более 10 процентов от
общего объема продаж( в 199 году общая сумма ассигнований на эти цели планирует
составить 1500 млн. юаней - USD 183 млн.
Компания сумела
прочно обосноваться на отечественном рынке, начиная свою деятельность с
близлежащих провинций и заканчивая районами отдаленными - даже по китайским
меркам. В 1996 году Huawei подписала большой контракт с Guangzhou Telecom на
создание локальной сети для нового муниципального офиса города Гуанчжоу.
Выполнив данную работу к марту 1998 года и создав сеть на базе C&C08
коммутаторов общей вместимостью 150 000 линий, в июне 1998 года компания
подписывает договор с североамериканской компанией Stratus Computer для
совместной работы по созданию в другом крупнейшем городе Китая - Тяньцзине -
интеллектуальной сети передачи данных.Система интеллектуальных сетей TELLIN,
разработки Huawei, была выбрана в качестве базовой платформы для проекта за
свою надежность, открытость, гибкость и совместимость с принятым в Китае C-INAP
стандартом. Платформа Stratus Continuum будет использоваться для управления
системой проекта.
В марте 1999
года стало известно, что Министерство Информационной Индустрии КНР одобрило
проект создания сети мобильной телефонной связи в городе Баотоу, Автономный
район Внутренняя Монголия. Таким образом - Huawei обозначает свое присутствие и
на севере страны.
Игорь
Витальевич Мажаров
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/