Использованиематериалов экологического аудита для экологического обучения и повышенияквалификации персонала Ксередине двадцатого века антропогенное воздействие на окружающую среду достигломасштабов, способных угрожать существованию разумной жизни на Земле.Выполненный членами Римского клуба прогноз обещает катастрофический сценарийразвития цивилизации уже к первой четверти двадцать первого века при условиисохранения существующих темпов потребления природных
ресурсов, загрязненияокружающей среды. Понимание стоящих перед человечеством проблем стало причинойсоздания и широкой популяризации концепции устойчивого развития. Основойконцепции стала идея о необходимости для перехода к устойчивому развитию общихсовместных действий по сокращению расходования природных ресурсов, воздействияна окружающую среду. В хартии Бизнес и устойчивое развитие , принятойМеждународной торговой палатой в 1991 г представители
промышленности призналинеобходимость экологизации всей деятельности. Отражением этого стало понятие экологический менеджмент , то есть направление деятельности любой организации, связанное с контролем и сокращением ее воздействия на окружающуюсреду. В начале90-х годов были разработаны стандарты систем экологического менеджмента,наиболее известные из них Схема эко-менеджмента и аудита EMAS Европейского сообщества и международный стандарт
ISO 96 Системыэкологического менеджмента. Описание и руководство по применению . В обоихстандартах для поиска, анализа и выбора путей сокращения воздействияиспользуется специальный инструмент экологический аудит. В соответствии сопределением Агентства по охране окружающей среды США, экологический аудит систематическая, документированная, периодическая и объективная оценкареализованных видов деятельности с точки зрения соответствия экологическимтребованиям.
При этом, в соответствии с принципами устойчивого развития,критерии соответствия и эффективности осуществляемой деятельности припроведении экологического аудита могут быть и в большинстве случаев являются более жесткими, нежели чем требования законодательства. Кроме того, всоответствии с рекомендациями стандартов и международным опытом, в рамкахсистемы экологического менеджмента экологический аудит используется дляразработки подходов к устранению несоответствий и поиска путей сокращениявоздействия на окружающую среду в соответствии
с принципом постоянногоулучшения , предлагаемым в стандарте ISO 14001 . Особый вид экологическогоаудита предварительная экологическая оценка проводится при внедрениисистемы экологического менеджмента. Этот вид аудита также подразумевает анализвсех экологических аспектов осуществляемой деятельности, разработкурекомендаций по снижению и контролю воздействия на окружающую среду, анализэффективности осуществляемой природоохранной деятельности. Для движенияпо пути устойчивого развития необходимо участие
всех секторов общества, вособенности бизнеса, не только потребляющего основную долю природных ресурсови являющегося наиболее значимым источником загрязнения окружающей среды, но иво многом формирующего спрос населения на ту или иную, в частности,произведенную в соответствии с принципами устойчивого развития, продукцию.Также и для того, чтобы система экологического менеджмента компаниидействительно позволяла искать и находить дополнительные возможности снижениявоздействия на окружающую среду, в деятельность
системы должны быть в той илииной степени вовлечены все сотрудники организации от высшего руководства доперсонала. Более того, все сотрудники должны осознавать свою долюответственности за экологическую деятельность компании, и свои возможности поее развитию. Таким образом, ключевым моментом при внедрении и функционированиисистемы экологического менеджмента является экологическое обучение ипереподготовка персонала всех уровней.
Экологическоеобучение и переподготовка персонала в рамках системы менеджмента должны датьколлективу предприятия включая руководителей всех звеньев и рядовыхсотрудников соответствующий опыт и знания для того, чтобы осуществлятьдействия, соответствующие экологической политике компании, идентифицировать ирегистрировать проблемы охраны окружающей среды, инициировать, рекомендовать ипредусмотреть решение этих проблем, контролировать деятельность послепроведения корректирующих мероприятий, направленных на
решение конкретнойпроблемы охраны окружающей среды, знать, как действовать в аварийных ситуациях,принимать ответственность и проявлять инициативу. Естественно,что для осознанных действий сотрудников в направлении охраны окружающей средыим необходимо нечто большее, чем информация о глобальных экологическихпроблемах и правилах техники безопасности, к которым в большинстве случаевсводится экологическое обучение на российских предприятиях. При обучении илипереподготовке сотрудников предприятий необходимо уделять особое вниманиеэкологическим
проблемам, связанным с производственными и вспомогательнымипроцессами, возможностям предотвращения воздействия на окружающую среду, в томчисле, малозатратным и организационным мерам. При этом необходимо обеспечитьвозможность объединения новых знаний с уже имеющимися, учитывать потребностиобучающихся в конкретных знаниях преимущественно, связанных с их повседневнойдеятельностью , обучение лучше организовать в активной форме семинары ипрактические занятия предпочтительнее лекций .
Ключевым источником информациидля создания специализированных программ обучения и переподготовки персоналапромышленных предприятий могут быть экологические аудиты, проводимые привнедрении и функционировании системы экологического менеджмента. Авторыпринимали участие в осуществлении нескольких крупных международных обучающихпроектов, включавших внедрение систем экологического менеджмента на различныхпромышленных предприятия и проведение экологических аудитов. В качественаиболее значимых необходимо выделить проекты
Создание социальных условий иразвитие добровольной экологической деятельности предприятий как новыйинструмент снижения загрязнения окружающей среды, представляющего угрозуздоровью населения , выполнявшегося совместно российской общественнойорганизацией Эколайн и международной организацией ECOLOGIA и Развитиеобщественного диалога и сотрудничества в области экологического менеджмента впромышленном секторе Российской Федерации , осуществляемого в настоящее времяЭколайн совместно с голландской консультационной
фирмой GEOPLAN International,профинансированные, соответственно, Агентством международного развития СШАчерез Совет по международным исследованиям и научным обменам IREX иПрограммой МАТРА Правительства Королевства Нидерландов. Опыт проведенияобучающих семинаров как для широкой аудитории, так и собственно для сотрудниковпредприятия, показал высокую эффективность программ, разработанных на основесведений о характеристиках и особенностях
воздействия окружающую средупроизводственных процессов, веществ и материалов, применяющихся на конкретныхим предприятиях. Информация, построенная на близких слушателям примерах,позволяет им легче адаптироваться к новым подходам, обсуждать на занятиях новые стороны знакомых вещей .Статья С.Ю. Даймана, Т.В. Гусевой Российскийхимико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |