Реферат по предмету "Наука и техника"


Научные традиции

Научные традиции 


Наука
обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного
стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что
научная деятельность может быть традиционной.  

Основателем
учения о научных традициях является Т.Кун. Традиционная наука называется в его
концепции "нормальной наукой", которая представляет собой
"исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых
достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным
научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической
деятельности".  

Т.Кун
показал, что традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием
быстрого накопления научных знаний. "Нормальная наука" развивается не
вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует
научное сообщество, порождает "индустрию" производства знаний.  

Т.Кун
пишет: "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные
достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки
проблем и их решений научному сообществу".  

Достаточно
общепринятые теоретические концепции типа системы Коперника, механики Ньютона,
кислородной теории Лавуазье, теории относительности Эйнштейна и т.п. определяют
парадигмы научной деятельности. Познавательный потенциал, заложенный в таких
концепциях, определяющих видение реальности и способов ее постижения,
выявляется в периоды "нормальной науки", когда ученые в своих
исследованиях не выходят за границы, определяемые парадигмой.  

Т.Кун
так описывает кризисные явления в развитии нормальной науки: "Увеличение
конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще, выражение явного
недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных
положений - все это симптомы перехода от нормального исследования к
экстраординарному".  

Кризисная
ситуация в развитии "нормальной науки" разрешается тем, что возникает
новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются
условия для функционирования "нормальной науки".  

Т.Кун
пишет: "Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение
принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как
сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с
другом".  

Переход
от одной парадигмы к другой, по Куну, невозможен посредством логики и ссылок на
опыт.  

В
некотором смысле защитники различных парадигм живут в разных мирах. По Куну,
различные парадигмы несоизмеримы. Поэтому переход от одной парадигмы к другой
должен осуществляться резко, как переключение, а не постепенно посредством
логики.
Научные революции 


Научные
революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания
науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости
могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли.
Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.  

Возникновение
квантовой механики - это яркий пример общенаучной революции, поскольку ее
значение выходит далеко за пределы физики. Квантово-механические представления
на уровне аналогий или метафор проникли в гуманитарное мышление. Эти
представления посягают на нашу интуицию, здравый смысл, воздействуют на
мировосприятие.  

Дарвиновская
революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным
образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Она оказала
сильное методологическое воздействие, повернув мышление ученых в сторону
эволюционизма.  

Новые
методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене
проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний.
В этом случае их внедрение означает научную революцию.  

Так,
появление микроскопа в биологии означало научную революцию. Всю историю
биологии можно разбить на два этапа, разделенные появлением и внедрением
микроскопа. Целые фундаментальные разделы биологии - микробиология, цитология,
гистология - обязаны своим развитием внедрению микроскопа.  

Появление
радиотелескопа означало революцию в астрономии. Академик Гинсбург пишет об этом
так: "Астрономия после второй мировой войны вступила в период особенно
блистательного развития, в период "второй астрономической революции"
(первая такая революция связывается с именем Галилея, начавшего использовать
телескопы) ... Содержание второй астрономической революции можно видеть в
процессе превращения астрономии из оптической во всеволновую".  

Иногда
перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов
и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания,
как случилось, например, при открытии таких новых миров, как мир
микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений,
мир элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира
кристаллов, явления радиоактивности и т.п.  

Таким
образом, в основе научной революции может быть обнаружение каких-то ранее
неизвестных сфер или аспектов действительности.
Фундаментальные научные открытия 

Многие
крупные открытия в науке совершаются на вполне определенной теоретической базе.
Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений
в движении планеты Уран на базе небесной механики.  

Фундаментальные
научные открытия отличаются от других тем, что они связаны не с дедукцией из
существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов.  

В
истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с
созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия
Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона,
геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория
относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили
представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий
характер.  

В
истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие
делалось независимо друг от друга несколькими учеными практически в одно время.
Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно
Лобачевским, Гауссом, Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции
практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была
разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.  

Из
того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учеными,
следует вывод об их исторической обусловленности.  

Фундаментальные
открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е.
проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.  

Так,
Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени
- принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не
реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к
великому открытию.  

Неевклидова
геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида
перестала быть частной проблемой геометрии и превратилась в фундаментальную
проблему математики, ее оснований.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nrc.edu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.