Гимн возрожденной России
Грачев В. Н.
Создание
и принятие союзного гимна А. Александрова инициировало в 40-50-е гг. процесс
«гимнотворчества» во всех республиках, входящих в СССР. Однако гимн РСФСР тогда
так и не был принят, несмотря на то, что крупнейшие отечественные композиторы предлагали
свои варианты торжественной песни России.(1)
Потребность
в гимне РСФСР вновь возникла лишь полвека спустя, когда в мае 1990 г. во время
работы I съезда народных депутатов РСФСР в печати появилась информация об
утверждении комиссии отечественной культуры по созданию Государственного гимна
РСФСР. Композитор Р. Щедрин предложил взять для гимна музыку «Патриотической
песни» М. Глинки. Комиссия согласилась с этой идеей, прослушав оркестровую запись
«Патриотической песни».
Существуют
две версии по поводу истории создания и самого смысла «Патриотической песни».
Согласно одним сообщениям, «Патриотическая песня» была одним из вариантов
национального гимна, созданного М. Глинкой в 1833 г. На это указывало
обозначение в рукописи: «Motif de chant national» (фр. — «мотив национального
песнопения»), сделанное рукой самого М. Глинки и высказывание сестры
композитора Л. Шестоковой о том, что он ей наигрывал вариант российского гимна.
Поэтому не случайно известный музыковед XIX в. Н. Финдейзен, вслед за В.
Стасовым высказал мысль о том, что одноголосный набросок М. Глинки — это и есть
тот самый эскиз российского гимна, возможно, подготовленный на конкурс в 1833
г. Правда, он же одновременно сетовал на то, что в этой мелодии «мало
русского».(2)
Другая
версия состоит в том, что «Motif de chant national» — это действительно мотив
национального песнопения, но не русского, а польского.(3) На это указывает и
западный склад мелодии оригинала, и некоторые косвенные свидетельства.
Например, набросок Глинки выполнен на такой же по формату бумаге, что и партитура
оперы «Жизнь за царя». Да и в конкурсе 1833 г. он участвовать не мог, поскольку
вернулся в Санкт-Петербург из-за границы лишь осенью 1834 г.
В
начале 1980-х гг. профессор А. Дмитриев обнародовал список со старинной
польской мелодии начала XVII в. на слова «Kryste, dniu naszei swiatloscei»,
которая почти дословно совпадала с музыкальным эскизом в архиве Глинки. Эта
находка свидетельствовала о том, что в наследии композитора был обнаружен не
русский гимн, а набросок торжественного польского церковного хорала,
предназначенного для характеристики поляков в опере «Жизнь за царя» и по
каким-то причинам не использованного автором. И, возможно, лишь ошибочное
толкование надписи Глинки «превратило» его в эскиз русского гимна.
Но
во время Отечественной войны, видимо, была известна только первая версия. И в
1944 г. «Патриотическая песнь» была введена в обиход как гимн без слов после
того, как композитор и дирижер М. Багриновский аранжировал и оркестровал
набросок Глинки, несколько смягчив наиболее «западные» обороты оригинала.
В
1947 г. к 800-летию Москвы поэт Алексей Машистов создал к этой музыке текст,
воспевавший столицу. И официальное название композиции стало: «Москва.
(Патриотическая песня). Музыка М.И. Глинки». А затем она многие годы
исполнялась по радио в качестве музыкальной эмблемы советских радиопередач на
зарубежные страны.
11
декабря 1993 г. Указом Президента РФ Б. Ельцина был утвержден государственный
гимн России на основе мелодии «Патриотической песни» М. Глинки в музыкальной
редакции Б. Диева и положение о Государственном гимне РФ. Без словесного
текста.(4)
Величественный,
несколько архаичный гимн М. Глинки напоминает западный хорал. Возвышенная,
немного отрешенная волнообразная мелодия с плавными окончаниями фраз имеет
характер молитвы, размышления. Хоральный склад фактуры, строгая диатоника,
церковная ритмика, идущая от вокальной выразительности. По смыслу и по
структуре он напоминает другой хорал в роли славильной песни: гимн «Коль
славен» Д. Бортнянского, а также, видимо, другие церковные песнопения конца
XVIII в. От «Коль славен» гимн М. Глинки отличает двухчастная репризная форма с
контрастирующий серединой, присущая инструментальному, а не вокальному жанру.
Это — единственный из русских гимнов не написанный в куплетной форме, что,
по-видимому, было дополнительным затруднением при написании к нему текста.
Этот
гимн просуществовал в России до 2001 г., когда снова встал вопрос о его замене.
«Патриотическая песнь» Глинки оставалась гимном без слов. На момент его
создания в России уже поняли, что по-старому жить нельзя, но идеал нового
государства еще не сформировали. Кроме того «Патриотическая песня» не получила
должного признания и популярности у россиян, чему, возможно, способствовали не
вполне российские истоки песнопения.
Список литературы
1.
В архиве С. Прокофьева сохранились три рукописных варианта гимна РСФСР,
помеченные 1946 г.
2.
Подробнее см.: Финдейзен Н. Глинкиниана. (Автографы Глинки в Императорской
Публичной библиотеке) // Русская музыкальная газета. СПб., 1895. № 7, с.
409-411.
3.
См. в статье: Макин С. С гимнами скучно не будет. //Газета «Совершенно
секретно». М., 2000, № 12. С. 25.
4.
По поручению Союза композиторов РСФСР инструментовку для духового оркестра
выполнили Б. Диев и Н. Михайлов. Официально была утверждена редакция Б. Диева.
Она была впервые исполнена в Оркестре МО под управлением Н. Михайлова.
Инструментовку для симфонического оркестра выполнил А. Петров.