Опыт
использования информационых технологий
В нашем
обществе, в нашей культуре, во всей нашей жизни за последние 5 лет произошел
огромный перелом и совершенно естественно, что нынешние учащиеся очень сильно
отличаются от своих сверстников, скажем пятилетней давности. Они намного лучше
нас умеют работать с современными средствами информации - компьютерами, сетью
Интернет, и соответственно их мышление и взгляд на мир сильно изменились, они
отличаются от нас большей независимостью мышления, куда меньше отягощены
идеологическими стереотипами, чем их предшественники. Прежнее преподавание
истории, основанное прежде всего на той всем нам известной схеме, когда учитель
в основном говорит, а ученики в основном слушают, дома учат параграф и на
следующем уроке его пересказывают - такое преподавание, наверное, должно уйти в
прошлое, т.к. оно наносит огромный вред выработке навыков самостоятельного
мышления учащегося, которых вообще - то всегда не хватало, а уже в современном
мире без них просто невозможно существовать.
Современное
преподавание истории - это соединение фактов с более активным развитием
мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях
развивающего обучения. Необходимы новые пути преподавания истории, одним из
таких путей является использование информационных технологий в преподавании
истории и обществознания. На протяжении 2-х последних лет в лицее идет процесс
формирования своей медиатеки (видеофильмы, компьютерные программы, аудиокасеты
и др.), которая позволяет расширить рамки учебных программ, активизировать
творческий потенциал учащихся, сделать уроки более интересными и эффективными.
Одним из первых
в нашей медиатеке появился компьютерный учебник "История России: ХХ
век" группы авторов Антонова Т.С., Коновалова В.Е., Харитонова А.А.
Материал этого учебника был опробован на уроках в 11 "А" классе как
видеофильм, дополняющий материал обычного учебника, использован в качестве
лекции по отдельным темам. Учебник поражает обилием фотографий, карт, рисунков,
схем, таблиц, лекционным текстом, наличием источников, документов, хороши
развлекательные моменты - юмористический сериал "Экзамен",
исторические анекдоты. Его можно использовать как готовые уроки - лекции в 9-х
и 11-х классах, для индивидуальной работы учащихся , как информативную базу,
как контролирующее устройство в виде текстовых заданий.
Культура - одна
из наиболее важных и интересных тем в преподавании истории - особенно
искусство. Проблема в том, что альбомов, иллюстративного материала по данной
теме очень не много или вообще нет. Видеофильмы "Великие творения
людей", "Чудеса священные и загадочные", энциклопедия по
искусству "Русский музей. Живопись", СД-РОМ диски "Музеи
России", полная подборка музейных сайтов России в Интернете, позволяют
восполнить этот пробел.
Хотелось бы
иметь и видеопроектор, позволяющий показывать электронное изображение на
большом экране. Видеофильмы "Великие чудеса света" позволяют учащимся
окунуться в историю, увидеть как жили люди в Др. Египте, Индии, Китая, Др.
Греции, Риме. Теме создания централизованного русского государства,
формированию особенностей великорусского самосознания посвящен видеофильм
"Московский Кремль. Россия".
Использование
медиатеки в урочной деятельности позволяет не только расширить и укрепить
знания о предмете, но и, самое главное, дает знания о том, где найти информацию
о предмете, как грамотно пользоваться компьютерами, компакт-дисками, владеть
навыками работы и поисковыми информационными системами в Интернете, электронной
почтой, представлять свои мысли образно - например, создавая простейшую
мультимедиа программу или WEB-страничку.
Медиатека - это
качественное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся, их
исследовательской деятельности - написания докладов, обзоров, рефератов. Так,
при написании реферата на тему "Коррупция", учащиеся 11 "A"
класса А.Логинов, К.Рыбаков, А.Сепп пользовались системой Интернет,
познакомились с ее правовыми и нормативными базами данных по этой теме, изучили
документы ООН, Совета Европы, России и других стран по борьбе с коррупцией,
выявили среды влияния коррупции в Современной России, предпосылки, состояние,
методы борьбы с этим явлением. На основе изученного материала была проведена
анкета среди учащихся школы об отношении к коррупции и ее предупреждению,
затронуты вопросы антикоррупционного поведения. Итог работы - проведение и
разработка игры по теме в 9-х классах, включение этой темы в раздел учебной
программы по обществознанию.
В течение года
успешно использовался и электронный репетитор "Кирилл и Мефодий" по
истории. Это жесткое компьютерное натаскивание, тренировка интуиции и проверка
уровня знании при помощи тестовых программ. В итоге команда лицея N3 в районной
олимпиаде по истории заняла 2-е место, а Романов Е. и Шушаков С. защищали честь
лицея и на областной олимпиаде по истории.
Информационные
технологии дают уникальную возможность для самореализации личности в общении с
себе подобным - круг друзей по интересам, переписке, поиск партнеров и единомышленников.
Учащиеся смогли принять участие в межшкольных и международных образовательных
проектах. Одним из таких был проект "Мои права в школе" гимназии N2
г. Нытвы, в котором приняли участие группы учащихся 10 "A" класса.
Цель проекта - воспитание правового сознания и правовой культуры учащихся через
знание своих прав. Проект предполагал разработку анкеты "Уровень правовой
культуры учащихся", проведение опроса в школе по данной анкете, знакомство
через Интернет с Конвенцией о правах ребенка, сравнение ее с показным актом
школы - "Положение о лицее", Законом об образовании. Все полученные
результаты использовали в системе Интернета, ознакомили с ними учащихся других
школ России. Анкета изучения прав была занесена в страничку сета.
Попова Лариса,
учитель истории лицея N3
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/