Реферат по предмету "Педагогика"


Что такое мнемотехника?

Что такое
мнемотехника?

В.Козаренко

Слова
«мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они
происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что
это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство
запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти
Мнемозины – матери девяти муз.

Первые
сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и
принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Современный
энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА –
искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА:
1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве
запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя
артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и
третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную
мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА –
это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг
информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника
использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально
мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и
предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника
значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и
делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового
материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию,
которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров,
хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные,
сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых
сведений и т.п.

Овладение
мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике
можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для
формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить
мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может
пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация
запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять
сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных
действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Качество
запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам
в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может
быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков
телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены
как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей
имеющейся в памяти информации.

Длительность
сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить
сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные
сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их
места новых сведений.

Если раньше
психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств,
то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели
современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из
учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и
умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа
распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной
анализаторной системы человека.

Можно сделать
прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие
ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь
неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной
памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у
человека.

Компьютерные
технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить
CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч
литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО…
возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны
взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют
работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В
последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом
высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Мнемотехника
значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность
не отставать от технического прогресса.

Итак, что же
такое современная мнемотехника?

Это возможность
накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени
при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение
запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется
учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс
быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей
области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять
знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная
гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Шерлок Холмс -
известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет
без дела».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.