Религиозно-социологическое
учение Бориса Гребенщикова
У Бориса Гребенщикова есть мечта. Мир должен
быть немного лучше, чем он есть на самом деле. Некоторые намеки на построения
БГ мы находим в его поэзии. При тщательном рассмотрении оказывается, что у
мастера сложилась целая система социологических взглядов, в свою очередь,
основанная на религиозном вероучении. Поэт создал свой, ни на что не похожий
мир, по законам которого и должен развиваться тот человеческий социум, о
котором грезит Гребенщиков и его последователи (к коим и я себя причисляю).
Давайте же постараемся проследить ход мыслей нашего юбиляра.
Итак, все
началось с того, что
Детство прошло
в Сайгоне,
Я жил, никого
не любя.
Была моя жизнь
в обломе,
Пока я не
встретил тебя.
В
"Сайгоне" все были свои. Подойди к любому и спой ему прямо в лицо:
Где твой разум?
Где твой разум?
Где мой ум? Где
мой ум?
Я давно
безумен, я давно безумен.
Ну а ты? Ну а
ты?
- И я тоже
безумен! - ответит незнакомец.
- Вот и хорошо!
Наделенные же
разумом шли мимо, они оставались там, за стеной кафе. Никто ими не
интересовался, взаимного любопытства с их стороны тоже не было, если, конечно
речь не шла о дружинниках.
Ситуация в
корне изменилась в тот вечер, когда Боб, примеряя на себя образ Гамлета,
встретил простого человека на улице.
Простой человек не пожелал проникать в глубины сознания молодого бунтаря и
просто-напросто послал Боба. Борис Борисович, между тем, зла на своего обидчика
не держал, а наоборот, попытался принять точку зрения последнего, увидеть мир с
его колокольни.
Вчера я шел
домой - кругом была весна.
Его я встретил
на углу и в нем не понял ни хрена.
Спросил он:
"Быть или не быть?"
И я сказал:
"Иди ты на...!"
Каково же было
удивление Гребенщикова, когда он узрел в своем оппоненте совершенно чуждый
своей натуре прагматический взгляд на жизнь. Но тем не менее и эту невидаль
смог прочувствовать всей своей поэтической душой проницательный исследователь:
Пусть кто-то
рубит лес, я соберу дрова;
Пусть мне дают
один, я заберу все два;
Возьму вершки и
корешки -
Бери себе
слова.
Гамлету
пришлось убраться восвояси. И не тем остался он расстроен, что так невежливо с
ним обошлись, а тем, что поговорить не получилось. Пытливый юноша не стал
смиряться с таким положением дел, ведь
Науки юношей
питают,
Но каждый юнош
- как питон,
- резонно решил
БГ, ставя перед собой задачу докопаться-таки до сути поставленной проблемы и
вскрыть поэтическим скальпелем черепную коробку своего антипода.
Опробованный
метод - смена ролей - результатов не дал, в существующей реальности задуманный
проект был обречен на провал. Оставалось одно - создать реальность новую,
попробовать себя в качестве демиурга. На арене появляется Пограничный Господь,
который, будучи как две капли воды похож на своего прототипа, пьет портвейн и
выполняет иные богемные функции. В сущности, эта идея была похожа на
предшествовавшую ей: БГ абстрагировался от своей персоны и примерил на себя
чужую личину, только отныне это была личина "третейского судьи",
который со стороны должен был оценить происходящее. Итак, новый мир создан!
Теперь следовало его кем-то населить. Борис Борисович не стал повторять ошибки
своего коллеги, сотворившего ту Вселенную, несовершенства которой приходится расхлебывать
всем нам, и наделил обитателей своего Универсума исключительными качествами.
Главная
особенность гребенщиковского социума - полное отсутствие какой-либо
стратификации. Все равны, но равны в своей гениальности и постоянном стремлении
к совершенству. Например, тут нет характерных для буржуазного общества, начиная
со времен индустриальной революции XVII-XVIII вв., противоречий между городом и
деревней, отмеченных Гребенщиковым в одном из его реалистических произведений:
Я уезжаю в
деревню, чтобы стать ближе к земле;
Я открываю
свойства растений и трав.
Я брошу в огонь
душистый чабрец.
Дым поднимается
вверх, и значит, я прав.
Отчужденный от
внешней природы и от природного начала в самом себе, житель каменных джунглей
не способен ее постичь, находясь в привычной ему обстановке. Лишь вырвавшись из
подавляющей городской атмосферы, он может приблизиться к своим корням и ощутить
единство с высшими сферами бытия.
Но это не
решение проблемы, ведь и сельский житель чувствует свою оторванность от
несомненных прелестей и благ цивилизации, к коим приобщен обитатель мегаполиса.
Процесс развития мировой культуры, мир слов, образов и звуков проходит мимо
незадачливого деревенского простачка, не имеющего выхода за духовную околицу. А
потому - не по своей вине, а по причине сложившихся обстоятельств - он не
получает возможности расширять свой кругозор и охватывать сердцем и разумом
методы и результаты художественного творчества далеких и близких соседей.
Все совсем не
так в мире-мечте, рожденном Гребенщиковым. Грани между городским и сельским
образом жизни стерты раз и навсегда. После окончания полевых работ благородные
труженики уделяют часы досуга философскому самообразованию и эстетическому
самовоспитанию:
Широко трепещет
туманная нива,
Вороны
спускаются с гор.
И два тракториста,
напившихся пива,
Идут отдыхать
на бугор.
Один Жан-Поль
Сартра лелеет в кармане
И этим
сознанием горд;
Другой же
играет порой на баяне
Сантану и "Weather Report".
Не об этом ли
мечтали Томас Мор и Томмазо Кампанелла, рисуя картины совершенного общественного
устройства? Можно ли поставить Гребенщикова в один ряд с великими утопистами?
Тем не менее и
БГ приходилось постоянно возвращаться с небес на землю, или, точнее, с
"той" земли на "эту":
Так как есть
две земли, и у них никогда
Не бывает общих
границ,
И узнавший путь
Кому-то обязан
молчать...
Он знал этот
путь, поскольку сам же его и прочертил, но в неведении оставался порожденный
фантазией Гребенщикова инженер Иван Иванов.
Я инженер
Со стрессом в
груди,
Вершу НТР
С девяти до
пяти.
Здесь перед
нами опять Пограничный Господь, на этот раз под именем графа Диффузора. Не
является ли это лишь эпитетом Творца, отражающим пантеистическую направленность
гребенщиковского вероучения? Растворенный в Универсуме, присутствующий во всем:
Граф Диффузор -
наследник вселенной,
Граф Диффузор -
мистический гость,
Граф Диффузор -
чудес соплеменник,
Возлюбленный
неба и звезд.
Его послание,
переданное через посредника (Благая Весть!), услышано молодым представителем
технической интеллигенции:
Но белый дракон
сказал мне,
В дверь
подсознанья войдя,
Что граф
Диффузор забил в стену гвоздь,
А я - лишь
отзвук гвоздя...
Теперь Иван
Иванов - божий посланник. По всем законам жанра ему предстоит подвергнуться
гонениям за свою веру:
Иванов читает
книгу,
И приходят
контролеры,
И штрафуют Иванова;
В понедельник
утром все всегда не так.
Предстоит жить
в бедности и благородстве:
Я инженер на
сотне рублей,
И больше я не
получу.
Не стоит однако
думать, что Иванову уготована роль мессии. Скорее всего, и на это указывает его
имя, ему суждено стать предтечей нового Спасителя. Подтверждение этой нашей
догадке мы находим в словах самого инженера, вещающего от имени Диффузора:
Может статься,
что завтра стрелки часов
Начнут
вращаться назад,
И тот, кого с
плачем снимали с креста,
Окажется вновь
распят.
И нежные губы
станут опять
Искать своего
Христа;
Но я пел, что
пел, и хотя бы в том
Совесть моя
чиста.
На этом следует
прервать наши богословские построения и вернуться к социологии. Судьба Ивана
Иванова в несовершенном мире предопределена - он должен удалиться, дабы
получить возможность действовать независимо от законов, навязываемых кесарем:
Он был
инженером, теперь он сторож,
Он выбрал себе
это сам.
Там в сторожках
да в дворничих теплушках обитает новая генерация, достойная того, чтобы войти в
Его царство на Земле (или на обеих Землях).
Постоянная и
непреодолимая тяга к высокому. Стремление разнообразить свой быт и рабочие
будни приобщением к классике. Трепетное отношение к произведениям искусства...
Вот что отличает индивида, которому выпало счастье жить в условиях утопии
Бориса Борисовича Гребенщикова.
Машинист
зарубает Вивальди,
И музыка летит
меж дерев.
Суждено ли
сбыться мечтам мастера? Да есть ли в этом потребность? Пусть мечта останется
мечтой, так спокойнее. Ведь все это лишь для того,
Чтобы сельские
леди и джентльмены
Продолжали свой
утренний чай.
Список литературы
Дмитрий Бирюков.
Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова.