Реферат по предмету "Музыка"


Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)

Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)


Грачев В. Н.

Русские
гимны XVII-XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом
сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны
двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам
они исполнялись в качестве духовных величаний. А различные государственные
церемонии — выходы царя, встречи его войсками, торжества по случаю побед
обслуживали в качестве светских гимнов. Впрочем, все светские торжества в то
время имели и духовное измерение. Ведь Самодержец был помазанником Божиим, а
Победу в битве, как свято верили русские люди, дарует Господь.

Основной
линией развития русской гимнодии в рассматриваемый период с политической точки
зрения был поиск оптимального варианта православной самодержавной
государственности и способа ее воплощения в виде лаконичной стихотворной
строфы-формулы в сочетании с яркой, запоминающейся музыкой. Однако идеал
государства и ее адекватный музыкальный символ были найдены не сразу.

На
этом пути русская гимнодия прошла путь развития от многообразия славильных
песнопений к единому государственному гимну. От государева гимна к гимну
государственному. От гимна, воплощавшего личные качества и достижения царя, к
славильной песни — символу православной государственности. От гимна безымянного
к гимну авторскому.

Долгими
были и поиски музыкального воплощения, которое бы отразило двойственный духовно-светский
статус гимна. На протяжении трех столетий, в связи с особенностями духовного
облика самодержцев и самой эпохи, русские гимны писались то в жанре марша, то
полонеза, то хорала, то оказывались прологом к опере. Но почти всех их
объединял церковный хорал, который был либо основным жанром, либо жанром
второго плана в гимне. Хорал выступил на первый план, когда идеал
государственности в XIX в. воплотился в гимне-молитве «Боже, Царя храни» А.
Львова.

Аналогичные
средства для подчеркивания духовной основы были и в других сторонах
музыкального языка гимнов. Их мелодии впитали в себя юбиляционность
богослужебного пения, заключающуюся в плавном, поступенном (без скачков)
волнообразном или арочном движении интонационного контура, напоминающего
архитектуру округлых линий русского храма. Многие гимны начинались однозвучной
интонацией, идущей от церковной псалмодии. Однотонные фанфарные сигналы,
имеющие сакральную природу, пронизывали инструментальное изложение гимнов.
Позднее к ним присоединились величественные восходяще-нисходящие скачки на
октаву, отражавшие идею «Свят Господь» из западной христианской традиции,
скачки по трезвучию в мелодии, производные от сигналов труб. Отличительными
чертами духовности в русской гимнодии также оказались: мягкая диатоника гармоний
и тонального плана. Умеренный темп и плавные ритмические последования,
связанные с пневмонической природой песнопения.

Светский
характер славильного песнопения проявился в использовании танцевального жанра
(«Польский»), марша («Марш Преображенского полка»), а также пунктирного ритма, жестких
окончаниями фраз, регулярного метра и т. д.

Форма
изложения славильного текста в гимне также прошла несколько этапов развития. От
повторения куплета, за которым угадывалась традиция микроварьирования в
богослужебном песнопении, к использованию формы «запев-припев», в которой смена
сюжета (запев) сочеталась с константными славословиями в адрес самодержца. За
подобной структурой угадывалась логика церковного акафиста святым. Постепенно
смысл текста гимна менялся от восхваления государя как «проводника» всех
событий — к молитве Господу как хранителю царской власти.

Развитие
гимнов от безымянных к авторским отразило тенденцию от примата соборности
(единения людей в православной общине) к обнаружению индивидуалистического
начала в России. В Средние века авторы церковных песнопений и, в частности,
гимнов, каждое свое слово сверяли со Словом Божиим. Высказывание собственных
оценок по поводу церковного канона тогда могло быть воспринято как неслыханное
святотатство. Но времена менялись. В XVII в. с проявлением светского начала в
искусстве, с переходом от молитвы к канту, а затем и к духовно-светскому гимну,
в истории русской гимнодии появляются авторы слов и музыки.(1) Это были самые
достойные, знатные и талантливые люди своего времени. Их жизнь, наряду с их
творениями-гимнами, отразила величие и достижения государства Российского.

Гимны
обычно рождались как олицетворение драматических и, одновременно, радостных событий,
побед или триумфов страны, которые, как вспышка молнии, высвечивали величие
самодержца и его деяний, адекватность внутренней концепции государства.
Сопоставление гимнов между собой дает, наряду с музыкальным рядом, целостную
картину этих «звездных» эпизодов в истории России, ее взлетов и падений, тяжких
испытаний и великих радостей, как бы свернутых в этих лаконичных музыкальных
эмблемах.
Примечания

Знаменательной
вехой на пути перехода к «авторской» молитве стало появление «Псалтыри»
иеромонаха Симеона Полоцкого с музыкой Василия Титова в конце XVII в. Иеромонах-поэт
Симеон создал стихотворную версию псалмов Давида, а композитор Титов —
неканоническую музыку к богослужебным текстам.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике
Реферат Розбещення неповнолітніх Перешкоджання здійсненню виборчого права
Реферат международное патентно-правовое сотрудничество
Реферат Дееспособность граждан по Российскому законодательству (WinWord)
Реферат 1. Что такое "Болонский процесс"?
Реферат Историческая роль династии Антигонидов.
Реферат Разработка рекламной кампании для ООО Мега Полис Улан-Удэ
Реферат Общественно-политическая жизнь Армении в 1920 1930-х гг.
Реферат Сущность и функции политики, гражданское общество
Реферат Василий Жуковский, его жизнь и творчество
Реферат Павел Афанасьевич Фамусов
Реферат 25 жовтня 2010 р
Реферат Структурно лексико семантические классы производных глаголов на ма
Реферат Життя та педагогічна діяльність В Сухомлинського
Реферат Характеристика культуры Византии, ее периодизация