Реферат по предмету "Музыка"


Чайковский и члены династии Романовых

Чайковский и члены династии
Романовых

П. Е. Вайдман

Будучи известным композитором, П.И.Чайковский имел
знакомства в самых высоких кругах российского общества, в том числе был лично
знаком и с некоторыми представителями царствующего дома Романовых, получал
приглашения на различные празднества и торжества, заказы на музыкальные
сочинения в связи с теми или иными событиями. Самые теплые отношения сложились
у П.И.Чайковского с К.К.Романовым (К.Р.), но можно упомянуть и некоторые другие
любопытные факты из его творческой биографии, характеризующие всегда актуальную
тему взаимоотношений художника и власти.

АЛЕКСАНДР II "Освободитель", 1818 - 1881.
Чайковский не был лично знаком с императором Александром II, но в его переписке
встречаются упоминания о событиях, связанных с личностью и царствованием
Александра II и об отражении этих событий в музыкальной жизни. В частности,
композитор с иронией повествует о "буре патриотического восторга", которая
разразилась на представлении оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" в связи
с неудачным покушением на императора в 1866 г., когда публика "вопила:
"Вон поляков!" и спектакль был фактически сорван.

19 февр. 1880 г. должно было состояться торжественное
представление в Петербургском Большом театре по случаю 25-летия царствования
Александра II из живых картин с изображением основных моментов истории России
за последние 25 лет. Живые картины должны были сопровождаться музыкой, которая
заказывалась выдающимся русским композиторам: А.Г.Рубинштейну,
Н.А.Римскому-Корсакову, Ц.А.Кюи и др. П.И.Чайковский также получил через
директора Петербургской консерватории заказ на музыку к живой картине
"Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции"
(Главарь читает черногорцам манифест). Отказаться от такого заказа, по словам
композитора, "не было никакой возможности", он "принялся
энергически за дело" и через 3 дня окончил сочинение, в связи с чем писал
брату Анатолию: "Само собой разумеется, что ничего кроме самого пакостного
шума и треска, я не мог выдумать". Представление не состоялось.

В мае 1880 г. в связи с намечавшимся открытием
Промышленно-художественной выставки Чайковский получил еще один заказ от
назначенного главой ее музыкального отдела Н.Г.Рубинштейна: написать сочинение
на одну из следующих тем: Увертюру для открытия выставки, Увертюру на
двадцатипятилетие коронации Александра II или кантату на открытие храма Христа
Спасителя. В связи с этим композитор писал П.И.Юргенсону, что "без
отвращения нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению
того, что в сущности нимало не восхищает меня. ... Ни в юбилее
высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в
Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддеть
мое вдохновение". Как известно, П.И.Чайковским была написана Торжественная
увертюра "1812 год", которая и была исполнена в зале Всероссийской
Промышленно-художественной выставки.

АЛЕКСАНДР III Александрович "Миротворец",
1845 - 1894. Император не был чужд музыкальных интересов, он даже участвовал в
домашних музыкальных концертах в Царском селе, исполняя партию корнета или
геликона в духовом оркестре. Еще будучи цесаревичем, он часто присутствовал на
концертах и спектаклях, эта традиция сохранилась и во время его царствования. О
Чайковском Александр III слышал, вероятно, от своего учителя музыки
Р.В.Кюндингера, который давал уроки музыки и Чайковскому. Личное знакомство
композитора с царем произошло еще до официального представления в 1885 г. в
Петербурге на спектакле оперы "Евгений Онегин". Александр III
благоволил П.И.Чайковскому. Он присутствовал на ряде спектаклей, генеральных
репетиций и концертов во время постановки и исполнения произведений
П.И.Чайковского, "имел поощрение и желание", чтобы композитор писал
для церкви, так что духовные сочинения композитора в какой-то степени обязаны
своим появлением августейшему заказу. Для торжеств по случаю бракосочетания
наследника престола, будущего императора Александра III с датской принцессой
Дагмарой, ставшей затем императрицей Марией Федоровной, Чайковским была
написана Торжественная увертюра на Датский гимн (1866 г.). В увертюре
использовано соединение тем государственных гимнов Дании и России. На обеде в
честь коронации Александра III (1883 г.) в Грановитой палате Кремля была
исполнена кантата П.И.Чайковского "Москва". По заказу Московского
городского головы для коронационных торжеств композитор написал
"Торжественный коронационный марш для оркестра", который и был
исполнен на торжествах в Сокольниках.

В 1881 г. Чайковский получил от царя 3000 руб.
серебром; по ходатайству главы Дирекции императорских театров И.А.Всеволожского
в 1887г. Чайковскому "была пожалована государем пожизненная пенсия в 3000
рублей". П.И.Чайковский писал, что он, "столь обласканный
императором", "выглядел бы неблагодарным", лично участвуя в
открытии Всемирной выставки в Париже, приуроченной к празднованию 100-летия
Великой французской революции - "торжествах, которым его величество не
может симпатизировать" (письмо Ф.Маккару от 13/25 янв. 1889 г.). В 1887 г.
П.И.Чайковский обратился к императору с личным письмом, в котором
ходатайствовал о выделении средств на завершение строительства здания театра в
Тифлисе. По воспоминаниям М.М.Ипполитова-Иванова, "средства были отпущены,
и театр достроен...Таким образом, Тифлис обязан своим лучшим украшением Петру
Ильичу". Мнение императора о музыке, в частности, Чайковского, сильно
влияло на театральную репертуарную политику, о чем Чайковский пишет
И.А.Всеволожскому в связи с преждевременным снятием с репертуара своей лучшей
оперы "Пиковая дама" (письмо от 12 февр. 1891г.).

Императрица Мария Федоровна, 1847-1928. Также
интересовалась музыкой Чайковского, присутствовала на ряде его спектаклей и
концертов. В 1887 г. в знак своего расположения она прислала композитору
"свой портрет с подписью в роскошной раме", который хранится в
Доме-музее в Клину. По просьбе Марии Федоровны Чайковский посвятил ей 12
романсов, op. 60.

Романов Константин Николаевич, 1827-1892. Великий
князь, второй сын Николая I, отец К.К.Романова (К.Р.). Горячий поборник реформ
Александра II. С большой заинтересованностью относился к русской науке,
литературе и искусству. С 1855 г. стал управлять флотом и морским ведомством,
что способствовало привлечению туда интеллигенции, например писателей
Гончарова, Писемского, Григоровича; морским офицером был и будущий композитор
Н.А.Римский-Корсаков. К.Н.Романов был почетным членом Императорской Академии
Наук и ряда университетов; внес значительный вклад в работу Русского
Географического и Археологического обществ. В 1873 г., став президентом РМО,
назначил из личных средств стипендию недостаточным ученикам консерватории.
П.И.Чайковский был благодарен ему за покровительство в постановке на сцене
императорских театров его ранних опер. К.Н.Романову посвящены опера
"Опричник" и Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели.

Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария), 1806-1873.
Великая княгиня, дочь вюртембергского принца Павла-Карла, с 1823 г. - жена
Великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. Получила
образование в пансионе, где директором и ее наставником был известный
ученый-биолог Ж.Кювье, что во многом определило в дальнейшем широкий круг ее
интересов ко всем проявлениям творческой деятельности. Часто оказывала поддержку
и материальную помощь Академии Наук России, университетам, Вольному
Экономическому обществу, многим начинающим талантливым ученым и художникам. На
ее вечерах и приемах бывали в разное время П.Вяземский, Ф.Тютчев, В.Одоевский,
Н.Пирогов, И.Айвазовский и др. А.С.Пушкин и И.С.Тургенев называли ее
"умной женщиной". Известна просветительская, благотворительная и
меценатская деятельность Великой княгини и ее вклад в дело освобождения
крестьян от крепостной зависимости. Под влиянием музыкальных вечеров, проводившихся
у княгини (на них бывал и Чайковский), зародилась мысль об учреждении Русского
Музыкального Общества и его органов - консерваторий. Елена Павловна много
сделала для организации Общества: Петербургская консерватория получала от нее
пособия на содержание консерватории, стипендиатов, помощь ученикам и ученицам,
добавочное жалование профессорам. Да и классы консерватории размещались вначале
в принадлежащем ей Михайловском дворце, где впоследствии проходили гастроли
знаменитых музыкантов. До последних дней княгиня оставалась попечительницей и
президентом РМО (1859-1873). Ее памяти П.И.Чайковский посвятил оперу
"Кузнец Вакула или Ночь перед Рождеством".
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.belcanto.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.