Из истории Регги
Музыка
реггей зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка и явилась частью
национально-освободительного антиколониального движения. Одной из форм его
стало растафарианстао, возникшее в 30-е годы нашего столетия. Десятилетием
раньше один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маргус Гарви выдвинул
идею движения "Обратно в Африку", получившего массу последователей и
среди черного населения США. Опираясь на Библию, Гарви пророчествовал, что
негров Ямайки спасет от господства белых великий черный лидер из Африки. И
когда в 1930 г. эфиопский магнат рас Тафари (Маконнен) был ко ронован как импе
ратор Хайле Селасси, негры, верившие пророчеству Гарви, решили, что оно
сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом и Избавителем, а его приверженцы
стали называться растафарианцами. Они избегают употреблять мясо, табак, вино и
соль, обожествляют Африку как "отцовский дом" и не стригутся, завивая
волосы в длинные локоны, которые считаются антеннами в духовный мир.
Происхождение термина реггей объясняют по-разному. Одни, например, связывают
его с английскими словами рэггид и ритм. Реггид-ритм - рваный, истрепанный
ритм. Другие соединяют с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне
(столице Ямайки) стреггей. И, наконец, "регга" -негритянское племя в
Танганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово реггей
впервые появилось в связи с группой "Мэй-тэлз", диск которой так и
назывался: "Do the Reggae". Но ключевой фигурой в истории музыки
реггей является Роберт Неста Марли, известный как Боб Марли. Сын простой
ямайской женщины и заезжего английского офицера, он с детства мечтал стать
певцом и довольно рано начал сочинять песни в духе спиричуэле. В 1963 году
Марли организовал свою первую группу "Wailers". В нее вошли двое его
друзей - Неаилл О'Райли Ливингстон, взявший псевдоним Бэнни Уэйлер, и Хьюберт
Макинтош, известный впоследствии под именем Питер Тош. Со второй половины 70-х
годов оба эти музыканта, отделившись от Боба Марли, стали самостоятельно
разрабатывать реггей. С момента возникновения и до начала 70-х годов группа
"Wailers" последовательно меняла свой стиль от ска и рокстэди к
рэггей. Боб Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал
свою активность с фирмой грамзаписи "island", организованной белым
уроженцем Ямайки Крисом Блэкуэллом, способствовавшей широкому распространению
музыки реггей. После выступлений в США, в Лос-Анджелесе, Боб Марли был
окончательно признан критиками "королем реггей". Он завоевал себе
авторитет не только как легендарный борец за справедливость, но и как
композитор. В списках лучших авторов 70-х годов, публикуемых журналами,
например "Роллинг Стоун", его имя находилось рядом с именами
выдающихся представителей негритянской музыки Стиви Уандером и Смоуки
Робинсоном. Стиви Уандер вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял
элементы присущих ей фактур в оркестровки своих песен "(Boogi On Reggae
Woman"). Общественная и музыкальная деятельность Боба Марли имела особое
значение для наций стран третьего мира, гораздо большее, чем для черного
населения США, находившегося под обаянием собственных форм протеста и
самосознания, выраженных в музыке соул и фанк. Более того, исследователи
отмечают, что в 70-е годы предпочтение трансляции музыки реггей отдавали скорее
белые американские радиостанции, чем негритянские. Успех Боба Марли подготовил
почву для широкой деятельности таких групп с Ямайки, как "Toots And The
Maytals", "Birning Spear", "Big Youth" солистов Джимми
Клиффа, Питера Тоша. Распространению и популяризации музыки реггей в США и
Европе способствовали и выдающиеся белые рок музыканты. В американских
хит-парадах 1972 года появилась песня Пола Саймона "Mother And Child
Reunion", близкая к реггей, а также "I Can See Clearly Now" Джонни
Неша. ставшая синглом номер один. В 1974 году английский гитарист Эрик Клэптон
записал песню Боба Марли "I Shot The Sheriff". В Англии возникли
первые собственные реггей-группы: "Aswad", "Black Slait",
"Steel Pulse". Интересно отметить, что уже в середине 70-х годов
прослеживается связь между лондонским панк-андеграундом и музыкой реггей,
которая, особенно в лице Боба Марли, ассоциировалась с бунтарством, с вызовом
обществу и не имела ничего общего с преуспевающими белыми грэм-рок-группами,
утратившими всякую социальную остроту. Истинные панки открыто заявляли, что не
могут слушать никакой музыки, кроме реггей. Владелец лондонского панк-клуба
"Рокси" Энди Чесовски пригласил туда в качестве диск-жокея одного из
деятелей растафарианского движения - Дона Леттса, пропагандиста ямайского
реггей. Взаимная симпатия двух направлений материализовалась в появлении
соответствующих песен. Так, Боб Марли в 1977 году сочинил песню "Punky
Reggae Party", а панк-рок-группа "Ciash" записала песню
гитариста из ансамбля Боба Марли Джуниора Марвина - "Police And
Thiefs". В 1977 году возникло движение "Рок против расизма",
организованное как серия гала-ганцертов, в которых участвовали как белые
панк-группы, так и черные реггей-ансамбли. Его инициаторами и участниками были
группы "Clash", "Rats", "Misty".
"Tribesmen" и другие. Концерты такого типа помимо своих социальных и
политических последствий, с одной стороны, привели к тому, что целый ряд
молодых белых музыкантов стал стремиться овладеть довольно сложной техникой
исполнений и сочинения музыки реггей, с другой, подготовили часть молодежной
аудитории к восприятию Реггей. Это и стало одним из факторов адаптации реггей и
его распространения и более широких, коммерческих масштабах. Синтезу реггей и
рок музыки, именовавшемуся "реггей-рок", предшествовало появление
записей ряда английских групп, комбинировавших простую и дилетанскую
панк-музыку, ранними формами реггей, ска и рокстеди. Это кратковременное
явление получило обозначение "Ту-тон-бит", по имени большой
независимой фирмы грамзаписи "Ту-тон". Название "Ту-тон"
(двутоновая, двухцветная) подчеркивало принцип сотрудничества белых и черных
музыкантов в реггей. Действительно, многие английские ска- и реггей-группы
имели смешанный состав. Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную
тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди
молодежи, расизм, нетерпимость взрослых, социальную несправедливость.
Лондонская группа "Madness", ставшая наиболее популярной из них в
80-е годы, заложила основы эстетики новой волны с ее черным юмором абсурда,
клоунадой, трагикомическим городским фольклором. Используя ска в смеси с
пародиями на джаз, ритм-энд-блюз и разные формы поп-музыки, а также особый
жаргон в текстах песен, "Madness" создала музыкальный образ современного
"кокни" жителя лондонского Ист-Сайда. Одновременно с
"ту-тон" возник целый ряд групп стиля реггей-рок, самыми яркими из
которых стали "UB-40" и "Poiice". В гораздо меньшей степени
связанные с панк-культурой, они олицетворяют ориентацию на высокий профессионализм,
стилистическую изощренность в оркестровках и, главное на мелодизм песен.
"UB-40" – группа, включающая в себя секцию духовых и состоящая из
белых и негров, относится тем не менее к "белому реггей" в
соответствии с ее хорошо организованной и несколько сдержанной музыкой. Уже
само название группы, обозначающее форму бланка, который заполняют безработные,
говорит о ее социальной направленности, что прослеживается в большинстве песен.
Концертные выступления "UB-40", впрочем, как и других реггей-групп,
рассчитаны не на слушание, а на соучастие, прежде всею на танцы под их музыку.
Поэтому все пьесы немного длиннее обычных песен, монотонны, построены на
многочисленных повторах. Ярким примером непонимания сущности реггей нашей
молодежью, принимающей эту музыку за рок. могут служить концерты
"UB-40" в Москве во Дворце спорта в Лужниках, Видя неадекватную
реакцию на свою музыку, певец Али Кемпбеял неоднократно обращался к аудитории
со словами: "Мы не рок, мы – реггей! Танцуйте, двигайтесь вместе с
нами!" Но войти в ритм реггей не гак-то проста, потому что в нем чаще
всего отсутствуют сильные доли, начало такта пропускается, а выделяется вторая
или третья четверть. Барабаны и перкашн играют замысловатые, с точки зрения
диско, синкопированные рисунки. Партия бас-гитары носит мелодический, а не
ритмический характер. Да и сами телодвижения в стиле реггей требуют специальной
подготовки или врожденных способностей. Другая группа, имеющая отношение к
"белому реггей". "Police", была создана профессиональным
барабанщиком Стюардом Коппендом в 1977 году как трио, в котором первоначально
играл на гитаре Генри Падовани, замененный вскоре на Энди Саммерса, опытного
гитариста, сотрудничавшего ранее с такими группами, как "Animals" и
"Soft Masnine". Но главной фигурой в "Police", принесшей
группе колоссальный успех, стал джазовый басист, композитор и певец из Ньюкасла
– Гордон Самнер по прозвищу "Sting". 8 отличие от "UB-40",
"Police" не выделялась яркой политической и социальной
направленностью текстов песен, идя скорее по пути психологического их
углубления, личное гной тематики. Одна из главных причин популярности группы –
ставка на мелодичность песен, на изысканность оркестровок, в которых сочетались
элементы реггей, джазовые гармонии и оригинальные приемы, перенятые впоследствии
многими группами новой волны.
Опираясь
на Библию, Гарви пророчествовал, что негров Ямайки спасет от господства белых
великий черный лидер из Африки. И когда в 1930 г. эфиопский магнат рас Тафари
(Маконнен) был ко ронован как импе ратор Хайле Селасси, негры, верившие
пророчеству Гарви, решили, что оно сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом
и Избавителем, а его приверженцы стали называться растафарианцами. Они избегают
употреблять мясо, табак, вино и соль, обожествляют Африку как "отцовский
дом" и не стригутся, завивая волосы в длинные локоны, которые считаются
антеннами в духовный мир. Происхождение термина реггей объясняют по-разному.
Одни, например, связывают его с английскими словами рэггид и ритм. Реггид-ритм
- рваный, истрепанный ритм. Другие соединяют с жаргонным названием уличной
женщины в Кингстоне (столице Ямайки) стреггей. И, наконец, "регга"
-негритянское племя в Танганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном
обиходе слово реггей впервые появилось в связи с группой "Мэй-тэлз",
диск которой так и назывался: "Do the Reggae". Но ключевой фигурой в
истории музыки реггей является Роберт Неста Марли, известный как Боб Марли. Сын
простой ямайской женщины и заезжего английского офицера, он с детства мечтал
стать певцом и довольно рано начал сочинять песни в духе спиричуэле. В 1963
году Марли организовал свою первую группу "Wailers". В нее вошли двое
его друзей - Неаилл О'Райли Ливингстон, взявший псевдоним Бэнни Уэйлер, и
Хьюберт Макинтош, известный впоследствии под именем Питер Тош. Со второй половины
70-х годов оба эти музыканта, отделившись от Боба Марли, стали самостоятельно
разрабатывать реггей. С момента возникновения и до начала 70-х годов группа
"Wailers" последовательно меняла свой стиль от ска и рокстэди к
рэггей. Боб Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал
свою активность с фирмой грамзаписи "island", организованной белым
уроженцем Ямайки Крисом Блэку-эллом, способствовавшей широкому распространению
музыки реггей. После выступлений в США, в Лос-Анджелесе, Боб Марли был
окончательно признан критиками "королем реггей". Он завоевал себе
авторитет не только как легендарный борец за справедливость, но и как
композитор. В списках лучших авторов 70-х годов, публикуемых журналами,
например "Роллинг Стоун", его имя находилось рядом с именами
выдающихся представителей негритянской музыки Стиви Уандером и Смоуки
Робинсоном. Стиви Уандер вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял
элементы присущих ей фактур в оркестровки своих песен "(Boogi On Reggae
Woman"). Общественная и музыкальная деятельность Боба Марли имела особое
значение для наций стран третьего мира, гораздо большее, чем для черного
населения США, находившегося под обаянием собственных форм протеста и
самосознания, выраженных в музыке соул и фанк. Более того, исследователи
отмечают, что в 70-е годы предпочтение трансляции музыки реггей отдавали скорее
белые американские радиостанции, чем негритянские. Успех Боба Марли подготовил
почву для широкой деятельности таких групп с Ямайки, как "Toots And The
Maytals", "Birning Spear", "Big Youth" солистов Джимми
Клиффа, Питера Тоша. Распространению и популяризации музыки реггей в США и
Европе способствовали и выдающиеся белые рок музыканты. В американских
хит-парадах 1972 года появилась песня Пола Саймона "Mother And Child Reunion",
близкая к реггей, а также "I Can See Clearly Now" Джонни Неша.
ставшая синглом номер один. В 1974 году английский гитарист Эрик Клэптон
записал песню Боба Марли "I Shot The Sheriff. В Англии возникли первые
собственные реггей-группы: "Aswad", "Black Slait",
"Steel Pulse". Интересно отметить, что уже в середине 70-х годов
прослеживается связь между лондонским панк-андеграундом и музыкой реггей,
которая, особенно в лице Боба Марли, ассоциировалась с бунтарством, с вызовом
обществу и не имела ничего общего с преуспевающими белыми грэм-рок-группами,
утратившими всякую социальную остроту. Истинные панки открыто заявляли, что не
могут слушать никакой музыки, кроме реггей. Владелец лондонского панк-клуба
"Рокси" Энди Чесовски пригласил туда в качестве диск-жокея одного из
деятелей растафарианского движения - Дона Леттса, пропагандиста ямайского
реггей. Взаимная симпатия двух направлений материализовалась в появлении
соответствующих песен. Так, Боб Марли в 1977 году сочинил песню "Punky
Reggae Party", а панк-рок-группа "Ciash" записала песню
гитариста из ансамбля Боба Марли Джуниора Марви-на - "Police And
Thiefs". В 1977 году возникло движение "Рок против расизма",
организованное как серия гала-ганцертов, в которых участвовали как белые
панк-группы, так и черные реггей-ансамбли. Его инициаторами и участниками были
группы "Clash", "Rats", "Misty".
"Tribesmen" и другие. Концерты такого типа помимо своих социальных и
политических последствий, с одной стороны, привели к тому, что целый ряд
молодых белых музыкантов стал стремиться овладеть довольно сложной техникой
исполнений и сочинения музыки реггей, с другой, подготовили часть молодежной
аудитории к восприятию Реггей. Это и стало одним из факторов адаптации реггей и
его распространения и более широких, коммерческих масштабах. Синтезу реггей и
рок музыки, именовавшемуся "'реггей-рок", предшествовало появление
записей ряда английских групп, комбинировавших простую и ди-летанскую
панк-музыку г, ранними формами реггей, ска и рокстеди. Это кратковременное явление
получило обозначение "Ту-тон-бит", по имени большой независимой фирмы
грамзаписи "Ту-тон". Название "Ту-тон" (двутоновая,
двухцветная) подчеркивало принцип сотрудничества белых и черных музыкантов в
реггей. Действительно, многие английские ска- и реггей-группы имели смешанный
состав. Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную
тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди
молодежи, расизм, нетерпимость взрослых, социальную несправедливость.
Лондонская группа "Madness", ставшая наиболее популярной из них в
80-е годы, заложила основы эстетики новой волны с ее черным юмором абсурда,
клоунадой, трагикомическим городским фольклором. Используя ска в смеси с
пародиями на джаз, ритм-энд-блюз и разные формы поп-музыки, а также особый
жаргон в текстах песен, "Madness" создала музыкальный образ
современного "кокни" жителя лондонского Ист-Сайда. Одновременно с
"ту-тон" возник целый ряд групп стиля реггей-рок, самыми яркими из
которых стали "UB-40" и "Poiice". В гораздо меньшей степени
связанные с панк-культурой, они олицетворяют ориентацию на высокий
профессионализм, стилистическую изощренность в оркестровках и, главное на
мелодизм песен. "UB-40" – группа, включающая в себя секцию духовых и
состоящая из белых и негров, относится тем не менее к "белому реггей"
в соответствии с ее хорошо организованной и несколько сдержанной музыкой. Уже
само название группы, обозначающее форму бланка, который заполняют безработные,
говорит о ее социальной направленности, что прослеживается в большинстве песен.
Концертные выступления "UB-40", впрочем, как и других реггей-групп,
рассчитаны не на слушание, а на соучастие, прежде всею на танцы под их музыку.
Поэтому все пьесы немного длиннее обычных песен, монотонны, построены на
многочисленных повторах. Ярким примером непонимания сущности реггей нашей
молодежью, принимающей эту музыку за рок. могут служить концерты
"UB-40" в Москве во Дворце спорта в Лужниках, Видя неадекватную
реакцию на свою музыку, певец Али Кемпбеял неоднократно обращался к аудитории
со словами: "Мы не рок, мы – реггей! Танцуйте, двигайтесь вместе с
нами!" Но войти в ритм реггей не гак-то проста, потому что в нем чаще
всего отсутствуют сильные доли, начало такта пропускается, а выделяется вторая
или третья четверть. Барабаны и перкашн играют замысловатые, с точки зрения
диско, синкопированные рисунки. Партия бас-гитары носит мелодический, а не
ритмический характер. Да и сами телодвижения в стиле реггей требуют специальной
подготовки или врожденных способностей. Другая группа, имеющая отношение к
"белому реггей". "Police", была создана профессиональным
барабанщиком Стюардом Коппендом в 1977 году как трио, в котором первоначально
играл на гитаре Генри Падовани, замененный вскоре на Энди Саммерса, опытного
гитариста, сотрудничавшего ранее с такими группами, как "Animals" и
"Soft Masnine". Но главной фигурой в "Police", принесшей
группе колоссальный успех, стал джазовый басист, композитор и певец из Ньюкасла
– Гордон Самнер по прозвищу "Sting". 8 отличие от "UB-40",
"Police" не выделялась яркой политической и социальной
направленностью текстов песен, идя скорее по пути психологического их
углубления, личное гной тематики. Одна из главных причин популярности группы –
ставка на мелодичность песен, на изысканность оркестровок, в которых сочетались
элементы реггей, джазовые гармонии и оригинальные приемы, перенятые
впоследствии многими группами новой волны.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.vologda.ru