СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНА 4 2. Источники привлечения персонала 4 3. Методы набора кадров 6
2.ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА.. 9
2.1. Принципы и критерии отбора 10
2. Процесс отбора персонала 12
3. Особенности профессионального отбора на государственную службу в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение 33
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране на протяжении долгих лет при назначении на должность
профессионализм и компетентность уступали идеологическим мотивам.
На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной
задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем
набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать
модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к
ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная
работа по составлению научно-обоснованных профессионально -
квалифицированных требовании к должностям.
Целью данной работы является изучение процесса профессионального
набора и отбора персонала для организации в целом и на государственную
службу в частности.
Задачи, которые ставятся при написании курсовой работы:
1. Изучить источники привлечения персонала;
2. Проанализировать особенности профессионального отбора на государственную службу в России;
3. Рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров на государственную службу.
Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются
в организации (а также при приеме на государственную службу) для
удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров,
способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение
которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Любая организация практически всегда испытывает потребность в
персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку
стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность
соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор
варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам;
установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив
служебного роста; осуществление практических действий по привлечению
персонала
В процессе набора и создания резерва работников для занятия
вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение
кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей,
поставленных организацией (16 стр. 313).
С привлечения на работу персонала начинается управление персоналом.
1.2. Источники привлечения персонала
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы,
так и за ее пределами. В нашей стране наиболее распространенными
источниками найма на работу являются: люди, случайно зашедшие в поисках
работы; объявления в газетах; учебные заведения (школы, техникумы, училища,
институты и т. д.); службы по трудоустройству; частные агентства по найму;
объявления по радио и телевидению; профсоюзы. Например, в США, источниками
найма менеджеров на работу являются следующие источники:
продвижении
Рекомендации друзей и родственников
Рекомендации консультативных фирм,
специализирующихся на поиске и
Объявления, реклама
Различные источники внутри компании
Инициативные письма - обращения о приеме на работу
Инициативные звонки по телефону в компании
Прочие
24%
23% персонала
21%
13%
7%
7%
5%
Всего: 100 %
Внутренние источники привлечения персонала - наем персонала за счет
внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации
организации в целом. Разумное использование имеющихся людских резервов
может позволить организации обойтись без нового набора. Его преимущество в
том, что появляются шансы для служебного роста, повышается степень
привязанности к организации. Улучшается социально психологический климат в
коллективе. Привлекают и низкие затраты на привлечение кадров. Уровень
оплаты в организации остается стабильным (претенденты со стороны могут
предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда). Происходит
рост молодых кадров данной организации, быстрое заполнение освободившейся
должности, без адаптации. (7, стр.194)
Использование внутренних источников привлечения кадров позволяет
обеспечить «прозрачность» кадровой политики, высокую степень управляемости,
возможность планирования данного процесса и целенаправленного повышения
квалификации персонала. Решается проблема занятости собственных кадров,
повышается мотивация и степень удовлетворения трудом у работников. Если
перевод на новую должность совпадает с желанием самого претендента, то
повышается рост производительности труда.
Организация, производящая набор персонала за счет внутренних
источников привлечения претендентов, имеет возможность избежать убыточной
текучести кадров.
Недостатками внутренних источников привлечения персонала является
появление панибратства при решении деловых вопросов, снижение активности
рядового работника, претендующего на должность руководителя, а также
возможно появление напряжения и соперничества в коллективе в случае
появления нескольких претендентов на должность. Кроме того, не удается
полностью удовлетворить количественную потребность в кадрах,
удовлетворяется только качественная потребность, но через переподготовку
или повышение кадров, что требует дополнительных затрат.
Внешние источники привлечения персонала - внешние источники привлечения персонала позволяют обеспечить более широкий выбор среди претендентов на должность, при этом удовлетворяется абсолютная потребность в кадрах. Новый человек, как правило, легко добивается признания в коллективе, что снижает угрозу возникновения интриг внутри организации. Появляется новый импульс в развитии организации.
Недостатками привлечения персонала за счет внешних источников
являются: большие затраты на привлечение кадров; высокий удельный вес
работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров;
появляется высокая степень риска при прохождении испытательного срока;
плохое знание организации; длительный период адаптации; блокирование
возможностей служебного роста для работников организации, что ухудшает
социально-психологический климат среди давно работающих в организации;
нового работника плохо знают в организации (16, стр.225).
1.3. Методы набора кадров
Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.
Активные методы - к ним обычно прибегаю в случае, когда на рынке
труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее
предложение. Прежде всего - это вербовка персонала, т. е. иначе говоря,
налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес
в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в
учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты
«неиспорченные» и их
не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные
центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле
обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего
персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий,
праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также
осуществить набор (вербовку) кадров.(13, стр. 43)
Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих
неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.
Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих
поменять работу.
Праздники и фестивали привлекают квалифицированных специалистов,
интересующихся именно данной организацией.
Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к
работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий
уровень квалификации. Для привлечения высококвалифицированных специалистов,
с узкой специальностью следует использовать иные способы привлечения.
Пассивные методы
К пассивным методам набора кадров прибегают, когда предложение
рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей
пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о
вакантных должностях, о уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты
труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации..
Телевидение позволяет обеспечить более широкую аудиторию, однако
стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.
Реклама по радио обходится многократно дешевле и аудитория также
широка, но слушают его, как правило, только во время работы. За счет
применения данного способа размещения рекламы в основном можно привлечь
лиц, желающих поменять работу.
Объявления должны формировать имидж организации. Они не должны
содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими, интересными,
краткими, хорошо написанными, законными, правдиво отражающими требования,
предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.
В объявлениях следует отражать следующие сведения: особенности
организации; характеристику должности; требования к соискателю; систему
оплаты; льготы и стимулы; особенности процесса отбора (необходимые
документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны. (10, стр. 57)
Особым видом рекламы в печати является так называемая паблисити - это
статья об организации и о преимуществах работы в ней. Услуги по размещению
рекламы в печати бывают бесплатными или платными, но не по рекламным
расценкам.
К пассивным методам набора кадров относится метод ожидания лиц,
«наудачу» предлагающих свои услуги, но в данном случае есть опасность
набрать не лучших сотрудников.
Рассматривая различные способы набора кадров, необходимо отметить,
что в современных западных фирмах сегодня все больше распространяется
вторичный найм, т. е. набор во временные подразделения творческие группы
(16, стр.222). Сущность его заключается в том, что подбор исполнителей или
непосредственных руководителей производится на основе внутреннего конкурса,
который может быть объявлен на конкретную должность или в подразделение.
Для этого публикуется перечень должностей, на которые распространяется этот
принцип, (речь идет о массовых профессиях). Каждый желающий подает
заявление, которое может рассматриваться несколько раз, т. е. в случае
неудачи работник может отозвать заявление на данную вакансию и претендовать
на другую. За 5-6 недель до официального объявления давать по неофициальным
каналам информацию о наличии вакантных мест и обо всех перемещениях.
Данный метод позволяет создать в крупных организациях внутренний
рынок труда, снижает издержки, создает для персонала стимулы, позволяет
быстро закрыть наиболее важные вакансии быстрым перемещением, сохранить
наиболее ценную часть персонала, поддерживать стабильность коллектива.
2. ОТБОР ПЕРСОНАЛА
Отбор персонала - это процесс изучения психологических и
профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для
выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и
выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом
соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей
характеру деятельности, интересам организации и его самого. (4, стр. 134)
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе
отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
установленных требований социального института, видов деятельности. При
подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных
должностей, видов деятельности под известные возможности человека,
накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Работники отделов кадров анализируют эффективность отбора, используя
расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора, который
определяется следующим образом:
Число отобранных лиц
Котб =
Число претендентов
Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры
-около /4, профессионально-технические работники - 1/1, клерки - около /4,
квалифицированные рабочие - около 1/1, чернорабочие -почти 1/2. Если
коэффициент отбора близок к 1/1, то процесс отбора короток и прост. При его
величине 1/2 отбор становится трудным, но, с другой стороны, чем он ниже,
тем разборчивее может вести себя организация. Меньший коэффициент означает,
что организация наймет на работу соответствующих ее критериям работников.
2.1. Принципы и критерии отбора
Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это:
предварительная отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты;
собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и
послужного списка; медицинский осмотр (6, стр.104).
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
• ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск
не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее
подходящих для данной должности. Отбор прекращается, если несколько человек
не удовлетворяют предъявленным требованиям, так как, скорее всего эти
требования завышены и их необходимо пересмотреть;
отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных
качеств, если потребности в них нет;
обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента
требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в
ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);
• ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более
высокой квалификации, чем это требует рабочее место.
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые
качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности
кандидата, его потенциальные возможности.
По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы:
непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей
деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя
точно определить).
Степень разновидности ключевых качеств можно оценить
следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и позитивная. При
негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата на работу лучше не
принимать.
Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на
должность, определяются профессиограммой (прилож.1), или так называемой
картой компетентности. Иначе говоря, это «портрет» идеального сотрудника,
определяющий требования к его личностных качеств, способностям выполнять те
или иные функции и социальные роли.
Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных
документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы
людей. Слабым ее местом как инструментом отбора является сосредоточенность
на формальных, анкетных данных (14, стр.198).
Как правило, профессиограмма должна иметь следующие разделы:
«Общие сведения о профессии».
В разделе должны быть учтены перспективные задачи фирмы и
подразделения в области технологии, организации, кадров, освоение новой
техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т. п.
«Описание процесса труда» - данный раздел должен быть составлен на
основе детального изучения признаков профессии, условий труда.
Анализ содержания работы, трудового процесса при составлении
профессиограммы может производиться по следующему алгоритму: что
представляет собой работа; каков требуемый объем полномочий, связанных с
принятием решений, необходимо ли творчество; в чем специфика деятельности,
каковы ее продолжительность, требуемые физические условия; за что сотрудник
отвечает; каковы взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными,
сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью; какие
требования предъявляются работой к навыкам, способностям, образованию,
опыту, стажу, здоровью, мотивации; что представляют собой условия труда;
кем проводится внутренний, внешний контроль.
Раздел «Психограмма профессии» должен отражать основные
психологические характеристики: психологические функции, имеющие наибольшую
важность для работы; особенности восприятия пространства и времени;
характеристики динамики и напряженности работы в различные периоды;
необходимые характеристики внимания и способы его организации;
характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций;
преимущественные установки в данном виде деятельности; требуемая быстрота
формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков; необходимый
объем и характер запоминания информации; требования к быстроте, гибкости,
критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений;
требования к надежности исполнения; типичные ошибки; частота стрессовых
ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости; требования к волевым
качествам; требование к коммуникативным свойствам.
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов,
анкетирования, анализа документации.
С помощью экспертов составляется раздел «Совокупность требованиям,
предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника».
В нем перечисляются требования к способностям (психомоторным,
экономическим, техническим и прочим); чертам характера (принципиальности,
уступчивости, оптимизму, настойчивости); психическим характеристикам
(эмоциональности, возбудимости, темпераменту, внимательности, воображению);
знаниям, умениям, навыкам, квалификации; для руководителей дополнительно -
требования к способности принимать оперативные и нестандартные решения,
быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться
поставленных целей.
2.2. Процесс отбора персонала
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами,
производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и
составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с
требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение
кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе
отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить
требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется
резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа
(анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Недостатком первичного этапа является то, что с помощью оценки
документов можно получить ограниченное количество информации (8, стр.45).
Основными правилами окончательного отбора претендентов являются:
выбор наиболее подходящих для организации работников; обеспечение
превышения ожидаемого эффекта над затратами; сохранение стабильности
персонала и одновременно приток новых людей; улучшение морально-
психологического климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие
ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного
перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности
кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить;
ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств;
нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к
тестам; неточный учет отрицательной информации.
Предварительная отборочная беседа
Работа на этой ступени может быть организована различными способами.
Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на
место работы. Специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с
ними беседу на общих правилах беседы, принятых в организации.
Кадровое собеседование является наиболее универсальным способом
оценки персонала. Среда, в которой ведется кадровое интервью, должна
совпадать со средой, в которой человек будет работать, чтобы обеспечить его
совместимость с будущими коллегами.
Собеседование могут происходить один на один или с группой
претендентов, претендента или группу претендентов могут интервьюировать
одновременно несколько человек. Результаты беседы с глазу на глаз могут
оказаться субъективными, а оценка ошибочной.
В ходе подготовки предварительного собеседования необходимо выяснить
следующее: какие личностные качества кандидата (знания, опыт, установки)
требуются для выполнения работы; с помощью, каких вопросов можно извлечь
необходимую информацию; кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров -
один или несколько человек, в какой форме проводится собеседование.
Лица, проводящие собеседование, должны уметь формулировать вопросы в
соответствии с целями беседы, правильно их ставить; приспосабливать свой
стиль к личности претендента и конкретным обстоятельствам; доброжелательно
слушать, предоставляя возможность демонстрировать себя собеседником,
резюмировать, принимать правильные решения; сохранять в тайне полученные
сведения; быть представительным, аккуратно и со вкусом одетым.
При проведении кадрового собеседования необходимо создать комфортные
условия для беседы.
Интервьюер должен знать организацию, условия и характер предлагаемой
работы, должен уметь дать исчерпывающие ответы на вопросы претендента.
Необходимо предварительно определить общий характер беседы (формальный,
неформальный). Интервьюер должен создать непринужденную обстановку с целью,
чтобы претендент больше говорил сам.
Следует придерживаться следующих правил: не разговаривать с
кандидатами, не предложив им присесть; не демонстрировать занятость и не
делать в их присутствии других дел; проявлять дружелюбие, чаще упоминать
имя претендента; не показывать своего отношения к его личным документам;
обстоятельно отвечать на его вопросы; не спешить давать авансов на будущее;
скрывать свое настроение; изучать или угадывать психологическое состояние;
научится отказывать; соблюдать требования трудового законодательства.
Беседа может быть построена по схеме (на основе специального бланка
или полуформальных вопросов), а также без схемы. Результат схематической
беседы - это получение не полной информации. Для неформальной беседы
готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки. При
проведении такой беседы имеется опасность отклонения от темы и
непоследовательности (9, стр. 102).
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые
успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей
работе.
По ситуации - претенденту предлагается одна или несколько проблем. В
результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы
работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования
задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с
профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным
критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени.
Недостатком является -ограниченность оцениваемых качеств, необходимость
предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих
интервью.
На данном этапе выясняется образование претендента, производится
оценка его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого
заявитель направляется на следующую ступень отбора, на которой производится
заполнение бланка заявления и анкеты.
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора
претендентов. На этом этапе происходит отсев менее подходящих кандидатов,
определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на
основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить
необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для
увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты
включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет
следующую информацию: соответствие образования заявителя минимальным
квалификационным требованиям; соответствие практического опыта характеру
должности; наличие ограничения другого рода на выполнение должностных
обязанностей; готовность к принятию дополнительных нагрузок; круг лиц,
которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и
получении дополнительной информации.
Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить
личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе
кандидата в случае приема на работу. Часто анкеты содержат данные о
продолжительности отработанного времени у последнего работодателя,
продолжительности пропусков по причине болезни и т. д. В анкете
запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Собираются
общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах,
препятствующих работе. Эти данные перепроверяются и уточняются, а в
дальнейшем становятся предметом тщательного изучения при наведении справок
и собеседовании с претендентом. В анкете заполняются данные о недостатках
здоровья.
Степень детализации анкеты и конкретная форма могут быть разными. В
одном случае кадровые службы и руководители организаций полагаются в
большей мере на анкету, в другой уточняют нужные сведения в процессе
собеседования.
Беседа по найму
Следующим этапом отбора является беседа по найму.
Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме;
слабо-формализованные; выполняемые не по схеме (16, стр.228).
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме
вопросов и ответов. Распространенной ошибкой данного метода является
тенденция делать выводы о заявителе по первому впечатлению, с первых минут
беседы. Встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на
впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт
при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на
должность. Чтобы не совершить такой ошибки, проводящий беседу должен
наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.
При проведении бесед следует внимательно слушать, что и как говорит
заявитель, а также необходимо следить за его поведением. Решение следует
принимать, только имея всю нужную информацию и помня о требованиях,
предъявляемых характером работы. Беседу необходимо вести вокруг вопросов,
которые являются важными критериями отбора.
Тестирование как способ отбора претендента
Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по
отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу
разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума,
необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте.
Анализ анкет, автобиографий и резюме считается достаточно надежным
источником о кандидате, но поскольку он ориентирован на прошлое, то
достаточно приблизителен. Поэтому на помощь приходят различные тесты,
которые считаются достаточно надежным способом проверки претендентов,
отбора лучших кандидатов и отсева слабых.
С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы;
устойчивость внимания; аккуратность; умение быстро ориентироваться;
усидчивость; исполнительность; личные склонности; общие способности;
пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы
на предлагаемом месте; профессионализм; наличие интереса к предстоящей
работе; уровень умственных способностей; склонность к обучению; интересы;
тип личности; память; коммуникабельность; лидерские задатки и другие
характеристики (15, стр. 76).
Тесты могут иметь форму письменных и устных вопросов и заданий.
Различают следующие виды тестов: тесты на физическую способность;
тесты на умственную способность (общие и специальные); имитационные тесты.
Тесты на физические способности используются как правило для отбора
кандидатов на должности, не требующие квалификации, но предполагающие
затраты ручного труда.
Тесты на умственную способность позволяют проверить уровень
умственного развития, грамотность, умение оперировать числами, общаться,
квалификацию, опыт, ожидания и т. д.
Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.
Наиболее популярны комплексные тесты, которые содержат сотни, а порой
тысячи вопросов.
Все тесты должны быть надежные и обеспечивать сходные результаты при
повторном тестировании. Тестирование целесообразно проводить несколько раз
и в разные дни, что позволит сравнить результаты, т. к. они могут быть
неодинаковы.
Преимущество данного метода отбора заключается в оценке состояния
кандидата в настоящий период, а основной недостаток связан с высокими
издержками и тем, что тесты слабо выявляют позитивные качества людей по
сравнению с негативными. Надежность общих тестов, как показала практика,
составляет менее 50%.
Анализируя ранее перечисленные методы отбора персонала, можно сделать
вывод, что при организации проведения отбора кадров необходимо не только
выбирать наиболее надежные методы отбора, но и учитывать их воздействие на
претендентов.
2.3. Особенности профессионального отбора на государственную службу в России.
На современном этапе развития экономики требования к кадрам
управления неизмеримо возрастают.
Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и
личностным качествам, требованиям организации, требует комплексного
подхода.
Комплексный подход к поиску и отбору персонала на государственную
службу состоит, по меньшей мере, из семи основных задач: определение
потребности в персонале с учетом основных целей организации; получение
точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная
должность; установление квалификационных требований, необходимых для
успешного выполнения работы; определение личностных и деловых качеств;
поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор адекватных методов
привлечения подходящих кандидатов; определение методов отбора кадров;
обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в
организации (3, стр.47)
Подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи:
назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для
каждого из них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой
деятельности.
Процесс набора и отбора кадров на государственную службу можно
представить по схеме, согласно приложению 2, к данной работе.
Отбор персонала на государственную службу представляет собой
систему мероприятий, способствующих формированию такого состав
государственных служащих, количественные и качественные характеристики
которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
В процессе отбора людей на государственную службу решаются задачи
комплектования персоналом органа государственной власти, государственных
должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю
определенных социальных качеств, учитывая также состояние здоровья будущего
работника, возраст, уровень образования, гражданство, стаж работы и др.
Отбор способствует успеху поиска специалистов, пригодных к государственной
службе как социальному институту.
Составной частью отбора граждан на государственную службу является
профессиональный отбор. Это более тонкая, по сравнению с отбором, процедура
идентификации характеристик человека и требований государственной
должности. Критерии профессионального отбора обусловлены той предметной
областью, которая составляет содержание функционала должности. Именно в
ходе профессионального отбора человек подбирается на должность по критериям
профессиональной подготовленности и опыта, уровня и профиля образования.
Важным элементом профессионального отбора является профессиональный
психологический отбор, С его помощью осуществляется идентификация
психологической структуры профессиональной деятельности и психологических
характеристик личности. В структуру профессионального отбора включается
медицинский, физиологический и другие его разновидности.
При профессиональном отборе приоритет отдается интересам организации,
и идет поиск человека под профессионально квалификационные требования
должности.
Основные этапы построения системы отбора кадров на государственную
службу.
Планирование процесса отбора. Процесс отбора следует тщательно
планировать.
Специалисты, принимающие участие в отборе, должны так спланировать
свою работу, чтобы выделить достаточно времени на каждого кандидата.
Времени должно быть достаточно для того, чтобы внимательно ознакомиться со
всей предоставленной информацией о кандидате.
Определение потребности в персонале. Часто приходится сталкиваться с
ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются и
осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с
необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно
избежать распространенных ошибок.
При планировании процесса отбора следует учитывать как количественную,
так и качественную потребность в кадрах.
Количественная потребность в кадрах - это потребность в определенном
числе работников разных специальностей.
Для определения количественной потребности в персонале используют
следующие подходы: учет времени, необходимого для выполнения работ; расчет
численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса;
расчет по нормам обслуживания; расчет по рабочим местам и нормативам
численности; статистические методы; простая экспертная оценка и расширенная
экспертная оценка.
Качественная потребность в кадрах - это потребность в
работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.
Для определения качественной потребности в персонале используют
различные подходы. Среди них можно выделить следующие: профессионально
квалификационное деление работ; анализ положений об отделах, должностные
инструкции и описание рабочих мест; штатное расписание; анализ
документации, определяющей профессионально - квалификационный состав
исполнителей для выполнения конкретных видов работ (11, стр. 57)
При определении потребности в персонале, приходится также учитывать
предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное
выбытие работников (по болезни, декретные отпуска, увольнение по
собственному желанию).
Требования к должности. На основании предшествующего анализа
необходимо как можно более точно определить навыки, знания, квалификацию и
качества, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также
практический опыт и черты
характера. Необходимо установить и тот основной минимум требований, которым
должен удовлетворять претендент. Они должны быть реалистичными и допускать
определенную степень гибкости.
Требования к работнику - формирование профессиональных требований
должно основываться на изучении специфических особенностей содержания
работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого
уровня специальной подготовки работника, необходимого производственного
опыта.
Помимо названных профессиональных требований надо установить также
требования к личным качествам.
Личные качества характеризуют: способности; черты характера;
социально обусловленные свойства (моральные качества, отношение к труду,
подчиненным и коллегам); квалификационную подготовленность; индивидуальные
особенности психофизиологических процессов.
При разработке требований целесообразно использовать разного рода
нормативные документы, рекомендации социологов, психологов, физиологов,
проведение специальных исследований. Для определения требований к знаниям,
навыкам, уровню специальной подготовки нормативным документом служит
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих".
Принципы и критерии отбора персонала на государственную службу
Существую следующие виды принципов отбора на государственную службу:
Организационно-правовые принципы отбора персонала на государственную
службу. Отбор и профессиональный отбор персонала на государственную службу
как система мероприятий строится на основе принципов, механизмов,
совокупности процедур. Основные организационно - правовые принципы отбора
персонала базируются на положениях Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, в частности, на законе "Об основах государственной
службы Российской Федерации" (2), на основах положения "Положение о
проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности
федеральной государственной службы", на законах субъектов
Российской Федерации. Это следующие принципы (3, стр. 25):
• Принцип гарантии государством равенства прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств.
• Принцип запрещения любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. 1. Принцип равных прав и свобод, а также равных возможностей их реализации для мужчины и женщины. 2. Принцип равного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 3. Принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. 4. Принцип равного доступа к государственной службе всех граждан
Российской Федерации.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе в
соответствии со способностями и профессиональной подготовкой
означает, что приоритетного права поступления на государственную службу нет
ни у одного гражданина.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, по
сути устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору
государственных служащих на государственные должности. В этом принципе
соединены две важные характеристики человека - профессионализм и
компетентность. Профессионализм означает высокую степень овладения
человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него
профессионального психологического опыта.
При отборе граждан на государственную службу важно учитывать(5,
стр.37) принцип единства основных требований, предъявляемых к
государственной службе. Применительно к практике отбора это означает, что
должны быть установлены единые правила приема на государственную службу,
единые критерии оценки при проведении конкурсов, единые требования
квалификационного экзамена по специализациям государственных должностей и
др. Из этого принципа вытекает единство критериев, а также ограничений,
устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной службе.
Критерии отбора. При установлении критериев отбора должны быть
соблюдены следующие требования:
Валидностъ критериев отбора - Она означает, что критерии отбора должны
соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую
производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок).
Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при
отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики,
важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора
может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие
организацию по некоторым важным рабочим показателям.
Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев
должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты,
полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать
процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов,
беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными
для успешной работы в должности.
Структура и содержание основных критериев отбора персонала на государственную службу
Отбор граждан на государственную службу осуществляется с учетом ряда
критериев (12, стр187). С определенной долей условности их можно разделить
на формальные, социальные и профессионально - квалификационные.
К формальным критериям отбора относятся требования к перечню документов,
которые гражданин представляет при поступлении на государственную службу.
Они установлены законом "Об основах государственной службы Российской
Федерации". Это, как правило: личное заявление; документ, удостоверяющий
личность; трудовая книжка; документы, подтверждающие профессиональное
образование; справка из органов государственной налоговой службы о
представлении сведений об имущественном положении.
К формальным критериям отбора относятся и ограничения, связанные с
государственной службой. Ст. 11 Федеральный закон "Об основах
государственной службы Российской Федерации" определяет перечень таких
ограничений, согласно которых государственный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой деятельностью;
- быть депутатом законодательного (представительного)
органа Российской Федерации, законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
1. состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное
не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном
федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не
поручено участвовать в управлении этой организацией;
2. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, а
также в том органе, который непосредственно подчинен или непосредственно
подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально-
технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию;
1. получать гонорары за публикации и выступления в качестве
государственного служащего;
2. получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с
использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на
пенсию;
- принимать без разрешения Президента Российской Федерации
награды, почетные и специальные звания иностранных государств,
международных и иностранных организаций;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет
физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок,
осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской
Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации с государственными органами иностранных государств,
международными и иностранными организациями;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических
партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды
отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться
структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за
исключением профессиональных союзов.
Кроме того, государственный служащий обязан передавать в
доверительное управление под гарантию государства на время прохождения
государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты) акций
в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном
федеральным законом.
К социальным критериям при отборе граждан на государственную службу
следует отнести сведения о возрасте, состоянии здоровья, информацию об
имущественном положении, о родственных отношениях с другими
государственными служащими, о владении государственным языком, о наличии
гражданства и некоторые другие. Их перечень установлен п. 1, 2, 3 ст. 21, а
также п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной службе Российской
Федерации".
Это критерии, которые не позволяют гражданину быть принятым на государственную службу по состоянию здоровья, при близких родственных связях с государственными служащими, утрате гражданства, при лишении права на замещение государственной должности по решению суда и др.
Профессионально - квалификационные критерии отбора на государственную
службу представляют собой совокупность требований к профилю, уровню
профессионального образования и соответствия его специализации
государственной должности, стажу и опыту работы по специальности,
уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно
к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Российское законодательство устанавливает единые требования к уровню
профессионального образования для лиц, претендующих на замещение
государственных должностей государственной службы.
Что касается других требований к государственным должностям
государственной службы, то они могут устанавливаться федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами
государственных органов - в отношении государственных служащих этих
органов.
В числе таких требований могут выступать требования по стажу работы и
опыту работы по специальности, стажу работы в органах государственной
власти и др. Эти требования, как правило, характеризют уровень владения
конкретной предметной областью должности и свидетельствуют о квалификации
человека. Разработка таких требований - одна из актуальных задач практики
становления государственной службы. Для государственных должностей
федеральной государственной службы Указом Президента РФ "О квалификационных
требованиях по государственным должностям федеральной государственной
службы" от 30 января 1996 г., № 123.
Замещение и способы оценки государственных служащих.
Способы замещения государственных должностей. Прием граждан на
государственную службу проводится дифференцированно, в зависимости от
категории и группы, к которой принадлежит государственная должность
государственной службы. Он включает: процедуры замещения и назначения.
Назначение на должность - это юридическое оформление (закрепление)
должностного статуса государственного служащего, произведенное
соответствующим органом власти и выраженное в форме распорядительного
документа - постановления, указа, приказа и др. Назначение граждан на
государственную службу завершает процесс замещения должности и оформляется
приказом по государственному органу.
Замещение должности - это способ приобретения государственным служащим
должностного статуса, оформленного назначением. К числу основных
способов замещения должностей следует отнести: конкурс, избрание, выбор,
выборы. Все эти способы нашли отражение в Федеральном законе "Об основах
государственной службы Российской Федерации" от 31.07.1995Г. № 119 - ФЗ (с
последующими изменениями и дополнениями) и в законах о государственной
службе субъектов Российской Федерации.
Конкурс на замещение должности - это выявление из числа кандидатов на
замещение должности человека, наиболее соответствующего требованиям
должности. Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее 2-х
претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать
характеристики конкурсантов; критерии оценки претендентов; процедуры
проведения конкурса (16, стр.344). Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше
показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением
соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для
назначения на должность. Основным способом замещения вакантных государственных должностей
государственной службы является конкурс документов и конкурс-испытание.
Избрание на должность - это определение из числа кандидатов на
замещение должности одного из претендентов специально уполномоченным
коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как
правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для
участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно
быть более одного.
Выбор на должность - это определение из числа претендентов на
замещение должности одного из кандидатов соответствующим органом, либо
соответствующим должностным лицом. Этот способ замещения должности не
обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов)
и мотивов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должностей
присущ для группы младших должностей государственной службы категории "В",
а также для государственных должностей государственной службы категории
"Б". Ряд государственных должностей категории "А" также замещается при
помощи этого способа, например, министры, судьи.
Выборы на должность - это определение из числа претендентов на должность
путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива,
выборщиками, избирателями. Результаты выборов являются необходимым и
достаточным условием для занятия должности. Это наиболее распространенный
способ замещения государственных должностей депутатского корпуса,
руководителей глав администраций и руководителей представительных органов
власти субъектов Российской Федерации.
Профессиональный отбор проводится после того, как выяснилось, что
претендент на государственную должность соответствует формальным и
социальным критериям отбора. Такой метод выполняет роль защитного механизма
общества от непрофессионалов, людей не только не владеющих соответствующими
профессиональными качествами, но и не способных их приобрести в будущем.
Профессиональный отбор выполняет и функцию рационального использования
профессиональных возможностей человека. Профессиональный отбор выполняет
также функцию активного и динамичного накопления профессионального опыта
предшествующих поколений. Функция профессионального отбора всецело
обеспечивает качество и высокие темпы профессионального становления
государственной службы, а также снижает экономические затраты общества на
ее содержание.
Профессиональный отбор и прием граждан на государственную службу играют
значительную роль в практике становления эффективной и жизнеспособной
отечественной системы государственного управления. Источники найма
персонала на замещение государственной должности
Поиск работников для замещения вакантных должностей может осуществляться за
счет внутренних ресурсов организации и за счет внешних источников.
Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников
организации; внешний, -когда для заполнения вакансий привлекаются кандидаты
со стороны. Понятие внутреннего и внешнего отбора, их преимущества и
недостатки отражены ранее. Формирование резерва
Кадровый резерв представляет собой специально сформированную на основе
индивидуального отбора и комплексной оценки группу работников, прошедшую
специальную подготовку, обладающую необходимыми профессиональными,
деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на
более высокие государственные должности.
При формировании кадрового резерва важнейшая задача состоит в том,
чтобы обеспечить надежное выявление наиболее перспективных кандидатов,
обладающих качествами, которые обязательны для профессиональной
деятельности. Система формирования и подготовки резерва объединяется с
системой квалификационного и должностного роста руководителей и
специалистов государственной службы и составляет с ней единое целое (18,
стр.243).
Работа по формированию кадрового резерва обеспечивает: своевременное
удовлетворение дополнительной потребности в кадрах государственных
служащих; подбор и планомерную подготовку кандидатов на выдвижение;
улучшение качественного состава государственных служащих.
Кадровый резерв является одним из основных источников формирования
нового поколения государственных служащих.
Деловая оценка персонала
Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления
соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций
и свойств) требованиям должности.
Порядок процедуры подготовки и проведения деловой оценки приведен ранее.
«Оценочные листы» заполняются всеми сторонами-оценщиками (коллеги,
непосредственное руководство, подчиненные, сотрудники смежных
подразделений, имеющие рабочие контакты с оцениваемым сотрудником).
Руководитель дает собственное заключение по представленным оценкам и
знакомит с ним сотрудника. Свое заключение и бланки «Оценочных листов»
руководитель передает в службу управления персоналом. В свою очередь,
указанная служба должна зачислять в кадровый резерв на выдвижение
сотрудников, получивших высшие баллы в течение последних двух-трех плановых
оценок.
Вывод: таким образом — отбор персонала — это исторически
обусловленная технология поиска граждан, наиболее пригодных для этого вида
деятельности. Отбор граждан в сферу государственной и муниципальной службы
имеет значительную нагрузку в практике становления эффективной
отечественной системы государственного управления. Его содержание
выработалось в процессе многовековой практики в работе с персоналом,
основывается на нормативно правовых документах и составляют основные
принципы функционирования кадровой технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальным на сегодня остается вопрос укрепления кадрового потенциала
организаций и государственной службы.
Строгое соблюдение правил при приеме на работу, применение
прогрессивных способов отбора, обеспечение гласности и открытости при
проведении процедур конкурсов позволит справиться с этой задачей.
Существенное укрепление кадрового потенциала государственной службы
возможно через реализацию комплекса мер: организационных, управленческих,
правовых, образовательных, правовых, материальных и других.
В каждой организации должны быть разработаны критерии отбора и
условия продвижения на вышестоящие должности.
Соблюдение требований законодательства о государственной службе
позволит обеспечить объективную и справедливую оценку претендентов на
государственные должности, но при этом необходимо усилить контроль за
соблюдением правовых норм, так как на практике очень часто еще имеют место
случаи устройства на службу «своих людей», которые не отвечают требованиям
должности. Остается актуальным вопрос подготовки специалистов, которые
могли бы профессионально заниматься проблемами кадрового обеспечения и в
этой связи производится обучение управленческих кадров в Российской
академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. - М.,1993.
2. Федеральный Закон «Об основах государственной службы
Российской
Федерации» от 31.07.95г. № 119 - ФЗ.
3. Вершель В.П. Формирование государственной службы Российской Федерации
//Управленческое консультирование. -1999. - № 1.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой
работе.-
М: Юристь, 1998.
5. Госслужащие // Служба кадров.- М., 1998.
6. Дятлов В.А., Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. - М. Дело, 1997.
7. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-
Запад, 1998.
8. Кадровые службы в России // Служба кадров. - М- 2000.- № 3.
9. Конкурсный отбор - критерий качества // Служба кадров. - М., 2000.
10. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров//
Управление персоналом.-1998. -№11.
11. Малиновский П. Российская государственная служба // Управление
персоналом -1999.-
№5.
12. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки
государственных
служащих. - М.: Статус, 1999.
13. Поиск и отбор персонала//Управление персоналом. - М., 1998.
14. Процедура отбора кандидата // Справочник кадровика. - М, 2002.-№4.
15. Укрепление кадрового состава // Служба кадров. - М., 2000.
16. Управление персоналом: Учебник. 2-е издание / Под ред.
Базарова Т.Ю. -М: ЮНИТИ, 2005.
17.Чиканова Л. А. Государственные служащие: Комментарии, разъяснения,
рекомендации. -М.: Юристъ, 1998.
18. Кишкель Е.Н., Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности:
Учебник.2-е издание. - М.: Высшая школа, 1999.
Приложение 1
ПЛАН ПРОФЕССИОГРАММЫ
1) Общие сведения о профессии:
1. история развития профессии;
2. потребность в данной профессии, ее место и значение в народном хозяйстве;
3. перспективы профессии;
4. связь рассматриваемой профессии с другими специальностями;
5. возможность освоения смежных профессий и специальностей; 6. значение профессиональной квалификации и связи с этим возможности получения
высшего образования и среднего специального;
7. названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
8. разновидность профессии согласно специальности.
2) Описание процесса труда:
9. Внешнее содержание трудового процесса, производственные здания, результаты труда;
10. Машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукт
(само изделие)труда;
• Внутренне содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков;
3) Человек в процессе труда:
Роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса);
Особенности состояния здоровья, нужные для работы;
Общие психологические качества и способности человека необходимые для этой профессии;
• Физические качества, требуемые для данной специальности.
4) Социально - экономические особенности профессии: 1. содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь); 2. условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда,
продолжительность отпуска, льготы т.д.) 3. размеры заработной платы, системы премирования; 4. социальное обеспечение, жилищно-бытовое обслуживание; 5. перспективы повышения квалификации работников данной профессии и их
образовательного уровня 6. название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.
Приложение 2 Схема процесса набора и отбора кадров на государственную службу
|планирование персонала | |штатное расписание и фонды |
| | |оплаты |
| | |Труда |
| |Поиск | | |Поиск |
| |внешних кандидатов | | |внутренних: |
| | | | |кандидатов |
| | |Сбор информации | | |
| | |о | | |
| |кандидатах | |
| | |
| |Выбор кандидата | |«продаж|
| | | |а |
| | | |работы»|
| | | |
| |Обсуждение | | |
| |контракта | |
| | |
| |подписание контракта | |
| | |
| | | | |начало работы | | | | | |
-----------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ филиал в г. Вологде
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление персоналом»
на тему: «Набор и отбор персонала для организации»
Студент: ________
Специальность: 062100
Курс: 4_____________________
Группа: 2________________
Проверил:
________________
Вологда
2005