Реферат по предмету "Менеджмент"


Требования к психодиагностическим методикам

Требования  к
психодиагностическим методикам

Короче говоря, нарушение психической совместимости
наступает тогда, когда ты начинаешь сообщать другим людям правду о том, что ты
о них думаешь.

В. Конецкий. Начало конца комедии
Основные типы психодиагностических методик

В качестве основания для практичной типологии тестов, предлагаемой
читателю, выбран принцип, описанный В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан
на различии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть
выделены следующие типы методик:

1) объективные тесты, в процессе выполнения которых
испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило,
это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание
и пр.);

2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники,
открытые опросники и шкальные опросники;

3) проективные методики;

4) аппаратурные методики;

5) диалогические методики.

Рассмотрим эти типы методик более подробно.

1. Объективные тесты

Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их
выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические,
пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных
тестов ограничено.

2. Стандартизованные самоотчеты

1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой
работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить
сразу несколько психологических черт. В многомерном опроснике каждая измеряемая
черта представлена группой вопросов (обычно семь и более). В качестве примера
многомерных стандартизованных опросников можно привести знаменитые MMPI, тест
Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию опросники — это списки вопросов или
утверждений («стимульных ситуаций») с заданными вариантами реакций (ответов)
испытуемого на них. Возможные варианты ответов:

• «верно» или «неверно» (опросник MMPI);

• «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).

2) Открытые опросники представляют собой анкеты,
списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая
форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным
стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение
психобиографии испытуемого — один из популярных на Западе методов прогноза
профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые
«неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать
фразы. Например:

• Моя работа — это прежде всего...

• Качества, которые больше всего ценятся руководством
в сотрудниках фирмы — это...

3) Шкальные техники. В некоторых опросниках
испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.
Методика УСК (уровень субъективного контроля)

Направлена на измерение локуса контроля (склонности к
принятию на себя ответственности в различных сферах жизнедеятельности (работа,
семья, межличностные отношения и пр.)).

Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из
приведенных ниже 44 утверждений по шестибалльной шкале от -3 до +3. При этом оценка «-3» означает «совершенно не согласен», а оценка «+3» —
«полностью согласен». Отметьте выбранный вами вариант ответа на бланке:

Фрагмент опросника:

5) Продвижение по службе больше зависит от удачного
стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

6) Большинство разводов происходит оттого, что люди не
захотели приспособиться друг к другу.

7) Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то
ничего не поделаешь.

Фрагмент бланка УСК для ответов:




Номер





«Совершенно



не
согласен»





«Не
согласен»





«Скорее
не согласен»





«Скорее
согласен»





«Согласен»





«Полностью
согласен»







1





-3





-2





-1





1





2





3







2





-3





-2





-1





1





2





3







3





-3





-2





-1





1





2





3







4





-3





-2





-1





1





2





3







5





-3





-2





-1





1





2





3






Как любой измерительный инструмент стандартизованные
опросники имеют сильные и слабые стороны.

Преимущества:

• удобны в использовании при групповом обследовании
(легко тиражируются, имеют четкие письменные инструкции по заполнению,
обработке и интерпретации результатов); легко компьютеризируются:

• проводить тестирование может сотрудник кадрового
подразделения, не имеющий специального психологического образования;

• обработка и интерпретация результатов проста, не
требуют значительных временных затрат и длительной специальной подготовки.
Многомерные личностные опросники, как правило, позволяют получить целостный
психологический портрет испытуемого. Кроме того, шкалы таких опросников обычно
в той или иной степени содержательно пересекаются с психограммами большинства
профессий. Последнее является причиной частого включения многомерных опросников
в «тестовые батареи».

Обычно стандартизованные опросники имеют набор
статистических норм для лиц с различными социально-демографическими
характеристиками. Это позволяет оценивать психологические качества испытуемых с
максимальной точностью.

Недостатки:

• опросник не предоставляет об испытуемом информации
больше, чем предполагает шкальная структура теста;

• если результат испытуемого находится в пределах
средних значений, возникают проблемы с содержательной интерпретацией. Поэтому
иногда «не работает» более половины из 16 шкал опросника Кэттела;

• многомерные личностные опросники требуют
значительных временных затрат на проведение, так как включают в себя несколько
сотен вопросов;

• известность и популярность некоторых
стандартизованных опросников привела к снижению их валидности.

3. Проективные методики. Эти методики задействуют в
испытуемом процессы воображения. Инструкции проективных тестов предлагают
человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее
основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа,
эмоционального состояния и пр. Предполагается, что подобный продукт несет в
себе особенности характера и мотивационно-ценностной сферы испытуемого.

Анализ и интерпретация результатов проективных методик
требуют определенного опыта и подготовки.

Широко известны и часто используются в кадровой работе
такие проективные тесты, как тест цветовых выборов Люшера и рисунок
несуществующего животного. Они основаны на выявленных связях психологических
особенностей личности с цветовыми предпочтениями (в первом случае) и с
графическим самовыражением — во втором.

Своеобразие инструкций и стимульных ситуаций
проективных тестов, апелляция к творческому началу испытуемого делают подобные
методики целесообразными с точки зрения включения их в «тестовые батареи». Это
снижает неизбежный элемент монотонности. Большинство проективных методик
используется для изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики. Предполагают использование
специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей
испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются
особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические
характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности
памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при
профессиональном психологическом отборе операторов и водителей.

Определенным сходством с аппаратурными методиками
обладают компьютерные тесты.

5. Диалогические методики. Предполагают
непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют
высокой коммуникативной компетентности. Вариант диагностической техники —
собеседование по результатам психологического обследования, в котором
уточняются результаты и проверяются гипотезы, высказанные по результатам ранее выполненных
тестов. Одновременно при собеседовании испытуемому может быть предоставлена
краткая обратная связь в грамотной с точки зрения деонтологии форме.

Возможна классификация психологических тестов,
основанная на выделении вербальных и невербальных методик. В методиках первого
типа при задании стимульной ситуации активно используется вербальный
(словесный) аппарат. В невербальных методиках его заменяют рисунки, звуки и пр.
Предполагается, что в этом случае смысловая сфера испытуемого вносит
минимальные искажения в его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме
того, невербальные тесты в меньшей степени подвержены культурным влияниям и
стереотипам. Это послужило основанием прямого перенесения к нам в страну из-за
рубежа рада невербальных методик, в том числе и широко известного теста
цветовых выборов М. Люшера.

К вербальным методикам можно отнести большинство
стандартизованных и шкальных тестов.

Другой вариант классификации психодиагностических
методик основан на выделении иерархических классов, уровней психологических
качеств личности, реализованных в блочном подходе к изучению личности (см. рис.
1):

• особенностей высшей нервной деятельности,
темперамента;

• высших психических функций (памяти, мышления,
восприятия, внимания);

• характерологических качеств
(социально-психологических характеристик, локуса контроля, уровня тревожности и
т.п.);

• мотивационно-ценностных особенностей.
Правила применения психодиагностических методик

В соответствии с основными принципами кадрового
консультирования в кадровой службе организации-заказчика вопрос о том, какие
психодиагностические методики будут использоваться для оценки персонала, должен
быть подробно обсужден. Лучше всего прочитать небольшую лекцию об истории
психодиагностики, возможностях и ограничениях основных подходов и методов.
Затем, вернувшись к необходимости использования психодиагностических процедур в
консультационном процессе, обсудить свои предложения. Желательно само
обсуждение построить максимально открытым. Для этого можно подробно остановиться
на целостном видении комплекса процедур и на каждой в отдельности.

Одним из наиболее продуктивных способов снятия
первоначальных барьеров служит демонстрация некоторых или всех предлагаемых
процедур с последующим анализом полученных результатов. Сразу после этого
возникает уникальная возможность обсудить с представителями заказчика этическую
сторону применения психодиагностических процедур в процессе консультирования.
Здесь необходимо прояснить разделение ответственности между консультантом и
представителями заказчика. Консультант полностью отвечает за качество
результатов обследования и безопасность оцениваемых. Однако ответственность за
качество работы и итоговый результат распространяется и на руководителя
подразделения. Для контроля за качеством результата он должен помнить, что
эффективная диагностическая работа возможна лишь в том случае, если будут
выполнены следующие требования:

1) в отношении используемых тестов присутствуют данные
о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых
категорий испытуемых;

2) имеются методические материалы (стимульный
материал, бланки, ключи, описание методики, описание процедуры тестирования,
алгоритм обработки результатов, текст интерпретации результатов и рекомендации
по составлению заключения на их основе;

3) использование методики оправдано с точки зрения
критериев отбора (оценки) персонала, финансовых и временных затрат;

4) имеется квалифицированный консультант, который
может предоставить экспертное заключение в отношении данного теста и
целесообразности его использования;

5) конфиденциальность персональной информации
гарантируется в том числе и процедурно (создается специальный документ, в
котором уточняется порядок хранения, передачи и использования информации,
вводится специальная кодировка первичных результатов с ограниченным доступом к
ключу).

Полноценное использование психодиагностических
методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения
профессиональной этики предполагают, что консультант и представители заказчика
в своей работе будут придерживаться ряда правил.
Правила использования психодиагностических тестов

• в кадровой работе следует применять лишь
теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;

• обязательно соблюдать профессиональную тайну, как в
отношении технологии тестирования, так и по поводу диагностической информации,
полученной об испытуемом;

• строить отношения с обследуемыми на партнерской
основе. Это означает, что: нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно
предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто
будет иметь к ней доступ; необходимо создавать условия для получения испытуемым
информации по данным тестирования;

• при запросе со стороны испытуемого о результатах
тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на
потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений;

• не допускать к психодиагностической и аналитической
работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших
специальное обучение, а также нарушающих требования профессиональной этики. Для
создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у
испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании
следует придерживаться следующих основных правил:

• заранее согласовывать с испытуемым дату, время
обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;

• тестирование следует проводить в отдельном
помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм (площадь на
одного испытуемого не менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и
пр.), при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;

• перед тестированием важно установить психологический
контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения
тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с
заданиями, сообщить, что полученная информация является конфиденциальной,
позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе скрытый) и является не
только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его
профессиональной адаптации на новом месте работы;

• не следует сообщать испытуемому подробности об
интерпретации результатов — это может повлиять на уровень их достоверности и
будет способствовать девалидизации методики;

• в отношении испытуемого следует занять партнерскую
позицию («Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении
достоверной информации и будем вам благодарны за нее»), взаимодействие с
позиции силы («Сейчас мы все про вас узнаем!») недопустимо;

• во время психодиагностического обследования следует
быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае
необходимости;

• во время тестирования следует предусмотреть
10-минутные перерывы через каждый час работы;

• при интересе со стороны испытуемого к результатам
тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устной
конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;

• при завершении обследования следует проинформировать
испытуемого о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.) и обязательно
поблагодарить за проделанную работу.

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может
служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических
особенностях.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговое планирование на ОАО "Лидское пиво"
Реферат Специальные знания и практика их использования в гражданском судопроизводстве России
Реферат Коллективный договор: как договорились, так и потрудились
Реферат Денежно-весовая система Древней Руси. Возникновение монет и денежного обращения
Реферат Регулирование аудита в России. Нормативная база
Реферат Ассоциируется прежде всего с представлением о холоде. Вэтом смысле Российская Федерация почти абсолютно северное государство
Реферат Учетные регистры в системе бухгалтерского учета
Реферат Разработка аналоговой системы автоматического управления следящим электроприводом
Реферат Мотив метели в поэзии БЛ Пастернака
Реферат Acts Of The Apostles Essay Research Paper
Реферат Финансовое состояние жилищно коммунального хозяйства
Реферат Как выбрать растения для декоративного аквариума
Реферат Independent Man Essay Research Paper Growing up
Реферат Для чего нужно половое размножение или Почему любовь прибавляет ума…
Реферат Проектирование и строительство собора св. Петра в Риме