Управление людьми как средство достижения цели
Калверт Маркхам (Calvert Markham), президент Института
консалтинга менеджмента, руководитель Ричмондской группы — британского
консорциума независимых консультантов по вопросам управления.
Главнейшей
задачей менеджера, руководящего самыми разными группами сотрудников, является
управление, и особенно совершенствование этого процесса для достижения
положительных результатов. Успех определяет сумма усилий всех сотрудников, а не
только менеджеров, поэтому ключевая задача последних — помочь своим подчиненным
достичь максимума производительности. Как только руководитель начинает
выполнять работу, которую он вполне мог бы поручить своему сотруднику,
эффективность работы организации падает. Кроме того, сами сотрудники, видя, что
их руководитель занимается мелкой рутинной работой, не доверяет им, начинают
действовать так же. В результате получается порочный замкнутый круг. Ситуация
многим до боли знакомая.
Как
избежать этой опасной ловушки? Ключом здесь может послужить постановка
определенных целей — которые он должен ставить как перед собой, так и перед
своими подчиненными, — а затем коллективное рассмотрение результатов
проделанной работы. Менеджерам следует не тратить энергию на оперативную
работу, а сконцентрироваться на том, что они умеют делать лучше, а именно:
на
определении программы действий;
на
определении целей и постановке их перед сотрудниками;
на
обучении персонала;
на
объяснении сотрудникам, как лучше выполнить работу.
Соответственно
возрастет эффективность работы, поскольку каждый подчиненный будет знать, что
именно от него требуется и где он получит помощь в случае возникновения
проблем.
Определение программы действий
Ваша
работа состоит из сочетания повседневных и глобальных задач. В задачи
повседневные входят ответы на запросы, подготовка отчетов, оплата счетов и т.
д. Глобальные задачи включают в себя исправление недоделок, разрешение трудных
ситуаций, внедрение новых систем, определение всего необходимого для хода
повседневной работы.
Программа
действий — это самый простой способ определения глобальных задач. Очевидно, что
существует их лимит на определенную единицу времени, иначе говоря, предел
возможности организации справиться с данными задачами. Таким образом, программа
состоит, в сущности, из набора приоритетов, справиться с которыми надлежит в
кратчайшие сроки.
В
контексте бизнеса эти приоритеты можно установить. Сотрудникам нужно знать
следующее:
Каковы
бизнес-планы организации?
Каких
результатов необходимо достичь за определенный период времени в ближайшей
перспективе?
Чем
измеряется успех?
Известны
ли потенциально проблемные области?
Все
ли понимают, каким образом нужно выполнять бизнес-план на каждом из рабочих
мест и какие коррективы ожидаются от каждого сотрудника?
Можно
ли оказать помощь группе сотрудников или одному сотруднику в определении тех
сфер, где они незаменимы для выполнения плана?
Определение целей
Наметив
программу (объем задач, требующих выполнения), вы должны определить цели. Для
этого нужно решить следующие вопросы:
Какую
ключевую задачу необходимо выполнить каждому сотруднику?
Знают
ли сотрудники, какие задачи каждый из них выполняет, и способны ли они оказать
своевременную помощь друг другу в случае возникновения трудностей?
Приведены
ли цели в соответствие с существующими производственными ролями применительно к
совершенствованию — как организационному, так и личному?
Если
какая-то цель требует комплексного подхода, участия нескольких сотрудников,
готовы ли они взять на себя ее выполнение?
Каким
образом сотрудник оповещен о поставленной перед ним задаче — путем согласования
с ним ее характера, или она ему навязана? В первом случае он обязательно будет
чувствовать ответственность за ее выполнение.
Управление обстоятельствами
Кто
следит за изменениями во внешней и внутренней бизнес-среде, которые могут
привести к корректировке планов вместо продолжения ненужной деятельности только
потому, что она когда-то была утверждена?
Каким
образом происходит управление событиями в рамках выполнения работ, с тем чтобы
они пришли к успешному завершению?
Кто
проверяет наличие ресурсов, необходимых для успешного достижения плановых
показателей? (Эта сфера — одна из главнейших в работе самого менеджера.)
Обучение персонала
Управление
персоналом похоже на подготовку спортивных звезд, как индивидуалов, так и
команд: для того чтобы их успехи становились все значительнее, им требуется
помощь. Обучение совсем не предполагает, что персонал плох, оно дает ему
возможность стать лучше.
Насколько
охотно сотрудники просят менеджера помочь им? Не боятся ли они к нему
обращаться, полагая, что руководитель не поможет им, а сделает выговор?
Как
менеджеры относятся к тому, что их подчиненные поправляют их в работе над
задачами, которые они знают лучше?
Приветствуются
ли в организации обучение и «обратная связь»?
Оценка достижений
Желательно
раз в квартал проводить небольшие собрания, рассматривать достижения и
представлять их как главные события в жизни компании. После собрания менеджерам
рекомендуется переходить к раздаче конвертов с премиями.
Премиальные
— вопрос очень щекотливый. Размер оплаты труда зависит от индивидуального
вклада сотрудников в общее дело. Обычно считается, что единственной мотивацией
к повышению производительности труда служат деньги, и чем выше заработная плата
и премиальные, тем выше и она. Разумеется, каждый из сотрудников надеется, что
его работа будет адекватно оценена, и чем меньше премия и заработная плата, тем
ниже стимул к работе. Вместе с тем, нет статистических данных, подтверждающих
данный постулат, а вот доказательства того, что нередко люди работают не ради
увеличения премии, существуют.
Самым
разумным здесь будет повышать заработную плату, исходя из признания работы и
вклада сотрудника. Одновременно следует понимать, что деньги никогда не
заменяли и не заменят эффективный менеджмент, обучение и «обратную связь», а
сотрудники должны сами знать уровень своего профессионализма и иметь мотивацию,
чтобы брать на себя дополнительную ответственность и повышать эффективность
своего труда. Так что при решении вопросов оплаты труда руководителям следует
быть осмотрительными.
Средства связи
Даже
если задачи понятны, культура в компании — на зависть конкурентам, а система
вознаграждения вполне удовлетворительная, это не значит, что организация будет
работать оптимально. Есть еще один аспект, от которого зависит бизнес, и этот
аспект — внутренняя связь.
Коммуникации
являют собой, метафорически говоря, кровь бизнеса, циркулирующую по всему его
организму, при постоянном наблюдении за ней, анализе и улучшении. Все мы
признаем это как аксиому, однако в своей практической деятельности нередко
забываем о ней. Мы слишком заняты, чтобы об этом помнить, у нас постоянно
возникают срочные дела, проблемы, требующие немедленного решения, и вопрос
связи мы постоянно откладываем на потом. Коммуникации должны стать для каждого
менеджера делом первостепенной важности. В процессе перестройки бизнеса очень
важно не упускать из виду такие категории, как решительность и эффективность выполнения
работы. Хорошая связь обеспечивает:
разделение
управления: люди должны знать, как их деятельность соотносится с работой всей
организации; когда работа идет быстро, общее видение цели способствует
изменениям во всем;
информирование
о принятии решения: эффективная работа на всех уровнях зависит от быстроты
передачи информации по всей организации; недостаточно спускать информацию
только на нижний уровень;
боевой
дух: людям нужно предоставлять возможность обменяться личными взглядами
относительно предполагаемых изменений, так они обретают уверенность в том, что
нужны организации и что с их мнением считаются; кроме того, успехи необходимо
поощрять устно и письменно, к примеру через внутреннюю или местную печать;
обучение
индивидуальное, коллективное, обмен знаниями по всей организации: в людях
заложена потребность поделиться имеющимся опытом — как плохим, так и хорошим,
исправлять свои и чужие ошибки, помогать другим учиться на них; обучение в
пределах организации должно вести к улучшению всей ее работы к
профессиональному росту каждого из сотрудников;
деловую
интеграцию в организации и ориентацию на потребителя: какими бы ни были
предполагаемые изменения, они во многом зависят от связи внутри организации,
причем потребителю, как правило, не хочется метаться по кабинетам, он предпочел
бы все сделать в одном месте; даже если в организации проводится множество
изменений, необходимо их связать воедино, иначе возникнет дублирование
деятельности, и эффект от изменений значительно снизится.
Четыре принципа успешных коммуникаций
1.
Дела красноречивее слов. Руководителям старшего звена необходимо разъяснить
сотрудникам, какой организация станет в недалеком будущем. В этом случае их
поведение, вселив в персонал веру, будет воздействовать на них сильнее, чем
любой корпоративный видеоролик. Например, если новым лозунгом компании стал
девиз «Потребитель — наш царь и Бог», то сотрудники, непосредственно работающие
с потребителями, станут с неприязнью относиться к менеджерам если те будут в
трудные минуть, придерживаться старых традиций и отфутболивать надоедливых
клиентов.
2.
Общение лицом к лицу. Слова «внутренняя связь» часто вызывают в умах
сотрудников кадры из корпоративных видеороликов и тексты инструкций. Вместе с
тем руководители примерно 75% компаний, где такая форма воздействия
используется, считают ее малоэффективной. Необходимы личные контакты. Именно
сотрудники должны стать первым звеном коммуникации и поддержки, особенно в
период внедрения изменений, когда они чувствуют себя наиболее уязвимыми.
3.
Не только говорить, но и выслушивать. Связь — процесс двусторонний. Ее каналы,
ведущие наверх, так же важны, как и каналы, ведущие вниз. Возможность изложить
свое мнение вселяет в сотрудников веру в то что с ними считаются и их ценят.
Наиболее внимательно управленцы высшего звена должны прислушиваться к мнению
людей, непосредственно контактирующих с потребителями, поскольку именно им
известно, как нужно реорганизовать бизнес, чтобы он работал успешнее. Понимание
практической стороны дела даст возможность управленцам действовать в
соответствии с советами, а это гарантия успешности изменений.
4.
Планирование, менеджмент, гибкость и вовлеченность. Наибольший эффект дают те
изменения, в которых значительное место отводится коммуникациям и вовлеченности
в них сотрудников. В основе перемен лежит план, охватывающий всю организацию и
весь ее персонал, в соответствии с ним закладываются инвестиции. Даже в первые
100 дней проведения изменений вложения в связь будут не слишком большими, да и
главным здесь являются не столько сами вложения, сколько поддержание должного
уровня связи, чтобы каждое появляющееся сообщение, будь то план предстоящего
совещания, пресс-релиз, информация о последних успехах, видеоматериал,
электронная почта, даже плакат на стене или случайная беседа менеджера высшего
звена с группой сотрудников, как можно быстрее доводилось до каждого работника
организации.
Предпосылки для успешного осуществления перемен
Необходимо
отметить, что какими бы ни были эти изменения — масштабными или мелкими, их
успех или неудача во многом зависит от вовлеченности людей, главным образом
тех, которые находятся внутри меняющейся организации и которым предстоит
воспользоваться их результатами: новыми методами работы, новыми процессами,
новыми ожиданиями.
Нижеследующий
перечень (составленный на базе идей, впервые сформулированных и разработанных
Роджером Плантом в 1987 г.) содержит некоторые ключевые моменты, которые обычно
связывают с успешным проведением изменений. Менеджерам необходимо знать масштаб
и глубину всех перемен, измерить их в величинах прогресса и успеха и
совершенствовать все, что способствует росту шансов к благополучному завершению
процесса.
Реальные
цели: являются ли цели перемен достаточно понятными и реальными? Если нет, как
их такими сделать?
Быстрые
победы: можно ли пользу от изменений увидеть в самом ближайшем будущем? Если
нет, то какой она будет?
Видимое
завершение: есть ли вехи, по которым вы можете определить фазы изменений? Если
нет, то какими они могут быть?
Целеустремленность
со стороны менеджеров: демонстрируют ли менеджеры желание изменений? Если нет,
то каким образом они должны это делать?
Причастность:
чувствуют ли себя вовлеченными в процесс успешного проведения изменений те, кто
обязан их проводить? Если нет, то как им нужно действовать?
Вознаграждение
за новое поведение: какова реакция менеджеров на то, что люди начинают вести
себя по-новому? Признаются ли, поощряются и вознаграждаются ли подобные
действия? Если нет, то какое именно поведение следует поощрять и признавать?
Представьте
себе как можно яснее, как ответят на них другие люди, а что думаете вы — вам
уже известно.
А
теперь главное: почему так часто успешно стартующие программы все-таки
проваливаются? Причин тому много, но наиболее общими являются отсутствие
вовлеченности и взаимосвязи между теми людьми, которые должны проводить
изменения. Именно от них зависит, провалится ли процесс или закончится успехом.
Особенно опасны:
непонимание
сути процесса, его целей и задач;
несовершенное
планирование: менеджеры забыли о самом процессе, а все свое внимание
сконцентрировали только на результате;
постановка
слишком долговременных целей: результаты будут видны в далеком будущем;
предпочтение
не быстрым победам, а быстрому закреплению достигнутого;
боязнь
провала;
критическое
отношение к переменам;
страх
перед грядущими переменами со стороны сотрудников, особенно со стороны
менеджеров среднего звена, и, как следствие, противодействие изменениям.
Помните
об этих препятствиях, принимайте меры для их преодоления, и тогда перспективы
будущего успеха станут радужнее. Вовлеките всех сотрудников в процесс
изменений, все они должны понимать, что происходит, а вам необходимо знать
надежды людей — так вы станете союзниками и шансы на успешное проведение
изменений существенно возрастут.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/