Стресс-код
Ольга Пущенко
Как
снять нервное напряжение у cотрудников
Последние
годы стресс стал постоянным спутником человека. Он преследует его в метро, автомобиле,
даже дома на диване. Что уж говорить о рабочем месте: то горит план продаж, то
вдруг топы из головного офиса решили устроить крутую проверку. Стрессовые
ситуации и нездоровый психологический фон не могут не сказаться на
результативности работы сотрудников, что, в свою очередь, уменьшает прибыль
компании. В связи с этим возникает вопрос: а знаете ли вы о состоянии своих
людей? Может быть, пришло время разрядить обстановку?
Любая
организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники эффективно работали.
Все
задачи HR-службы, будь то привлечение квалифицированных кадров, повышение их
лояльности по отношению к работодателю или разработка систем мотивации, имеют в
конечном итоге одну-единственную цель – создать такие условия, чтобы персонал
хотел идти на работу и любил ее. Ведь результат профессиональной деятельности
людей зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют состояние
здоровья работников и психологический комфорт в коллективе. Издержки
предприятий, связанные с высоким уровнем стресса в коллективе, могут составлять
сотни миллионов долларов. К примеру, американские компании ежегодно теряют в
среднем $200–300 млн из-за того, что стресс съедает около 5% рабочего времени
сотрудников.
Универсальный минимум
«Созданию
услуги стресс-аудита предшествовал большой труд, – рассказывает Сирма Готовац,
исполнительный вице-президент компании «Ренессанс Страхование». – Мы
проанализировали статистику заболеваемости среди персонала наших клиентов. В
итоге стало ясно, что многие недуги вызваны именно повышенным уровнем стресса».
При этом исследования британской страховой компании BUPA показывают, что люди с
крепким здоровьем работают в среднем на 20% эффективнее тех, кто обладает
слабым иммунитетом. А к таким можно отнести до 30% среднего трудового коллектива,
включая сотрудников, испытывающих стресс, недостаток сна, страдающих от плохой
диеты и гиподинамии.
«Методика
стресс-аудита была разработана психологами нашего медицинского отдела, –
продолжает Готовац. – Выявляя группы риска среди работников и устанавливая
основные стрессогенные факторы, мы смогли составить пакет рекомендаций, как
избежать ситуаций, вызывающих стресс у персонала. В итоге появилась так
называемая карта стресса. В нее заносятся результаты тестирования
стрессоустойчивости работников, поля психологического напряжения между
подразделениями, а также потенциально стрессогенные зоны в структуре компании.
Многоуровневое исследование
Процесс
стресс-аудита проходит в несколько этапов. Сначала психологи определяют общий
уровень стресса у сотрудников и их индивидуальные реакции на него. Для этого
разработана специальная система тестов, позволяющая выявить подверженность
человека стрессу и его реакцию на взрывоопасные ситуации.
Следующим
этапом является диагностика так называемого эмоционального выгорания – опасного
синдрома психологического истощения, возникающего в результате длительного
нервного напряжения. На определенной стадии эмоционального выгорания
эффективность труда снижается практически до нуля, у человека развиваются
опасные психосоматические заболевания, в итоге он полностью теряет
работоспособность.
Наиболее
важным моментом является соотнесение полученных результатов с текущей рабочей
ситуацией сотрудника. Специфика деятельности некоторых компаний или их
подразделений предполагает цикличность рабочей нагрузки (квартальный, годовой
отчет, др.). Необходимо учесть нюансы, связанные со способностью человека
быстро адаптироваться к рабочим процессам. «Так, в одной организации мы выявили
двух работников отдела продаж, у которых возникали практически одинаковые
реакции на стресс. При этом психологическое состояние одного из них было в
норме, а второй был на грани эмоционального выгорания, – вспоминает
исполнительный вице-президент «Ренессанс Страхования». – В дальнейшем
выяснилось, что один из продавцов пришел в компанию сравнительно недавно,
причем раньше он никогда не работал в розничной торговле. Взявшись за новое для
себя дело с большим энтузиазмом, этот человек нередко подменял своего коллегу,
брал дополнительные смены. Низкая адаптивность в сочетании с большой
эмоциональной нагрузкой привели к срыву».
Также
известен случай из практики страховой компании «Гефест»: жалобы сотрудников на
плохое самочувствие прекратились после того, как в офисе изменили освещение.
Оказалось, что три разных по интенсивности разнонаправленных источника света –
огромная люстра, общее освещение на основе люминесцентных ламп и фоновая
подсветка логотипа компании – являются одновременно и источником стресса. Это
говорит о том, что в вопросе выявления стрессогенных факторов нужно быть
исключительно внимательным ко всем деталям.
Следующий
уровень диагностики выявляет стрессогенные факторы в деятельности организации.
Психологи путем серии наблюдений и интервью обнаруживают те особенности
административнокадровой системы, которые негативно влияют на общий стрессовый
уровень в компании.
Результаты
многоступенчатого мониторинга позволяют составить полную картину уровня
стресса, его причин и последствий. На основе карты стресса составляются
рекомендации по улучшению психологического климата в коллективе, предлагается
программа тренингов по стресс-менеджменту. Такие тренинги могут быть направлены
на сотрудников компании в целом или адаптированы под специфику работы отдельных
подразделений. «Например, в одной организации большинство подразделений
бэк-офиса показывали удовлетворительные результаты по общему уровню стресса, а
вот департаменты продаж демонстрировали высокий уровень эмоционального
выгорания среди сотрудников, – делится Сирма Готовац. – В таком случае
целесообразно провести серию тренингов, направленных именно на продавцов, по
профилактике профессионального выгорания при интенсивной работе с людьми. Они
могут быть дополнены различными техниками по саморегуляции и снятию
психологического напряжения, восстановлению энергетического потенциала».
Экономия на нервах
Применение
психологического сервиса позволяет существенно повысить медицинскую
эффективность ДМС-программ. Ведь, по статистике, повышенный уровень стресса в
сочетании с нездоровым образом жизни оказывает самое значительное влияние на
возникновение заболеваний, в среднем до 55%. Опыт компании «Ренессанс
Страхование» показывает, что нивелирование данного фактора приводит к
сокращению заболеваемости в коллективе на 30–40%. Высокая результативность
ДМС-программ выгодна как работодателю, так и страховщику. Первый отмечает
повышение производительности труда, работо способности и уровня лояльности
сотрудников, а страховщик – снижение убыточности, что позволяет уменьшить
стоимость ДМС в среднем на 20%.
Британская компания ENCAMS минимизировала стрессы у
сотрудников
ENCAMS
– это природоохранный благотворительный фонд, который организует такие солидные
мероприятия, как «Чистая Великобритания» и «Самый чистый пляж в Англии». Когда
в 2000 году организация впервые провела исследование, посвященное
удовлетворенности своего персонала, то обнаружила, что многие сотрудники
страдают от постоянных стрессов и разочарований в профессиональной
деятельности. Каждый второй считал, что он слишком много трудится за
сравнительно небольшие деньги. После опроса и консультаций руководство компании
решило изменить свое отношение к нагрузке на персонал. Организация взяла курс
на соблюдение сотрудниками баланса работы и личной жизни. Сейчас в ENCAMS
существуют 14 опций, которые поддерживают этот самый life-work balance. Они
варьируются от возможности свободного трудового графика и отпуска по личным
обстоятельствам до программы поддержки служащих британской страховой компанией
BUPA и доступа к корпоративному доктору. Самой решительной мерой стал перевод
почти половины сотрудников на домашний график работы.
В
2006 году ENCAME по рейтингу газеты Sunday Times вошла в топ 100 лучших
британских работодателей. В марте 2007 года фонд занял 93-е место в этом
привилегированном списке. По словам Тони Палмера, директора по персоналу
ENCAMS, в компании значительно снизилось количество отгулов, а последние
исследования эмоционального состояния сотрудников подтверждают, что люди
ощущают комфорт и удовлетворенность. Текучесть кадров уменьшилась с 24 (2001
год) до 10% (2007 год). «Мы – живое доказательство того, что соблюдение баланса
между рабочей и личной жизнью не приводит к понижению продуктивности самой
организации», – добавляет Тони Палмер.
Британские стрессогенные поля
Сфера
здравоохранения и социальной защиты
97%
сотрудников этого сектора экономики отмечают наличие стрессов в своей
организации, а 67% уверены, что за последние 12 месяцев их уровень заметно
увеличился. 60% респондентов отмечают, что работодатели проводят специальную
политику по управлению стрессом, а 30% уже прошли стресс-аудит.
Издательское
дело
В
СМИ проблема стрессов у сотрудников имеет свойство быть вечной. До 70%
работников признают это, 65% считают, что ситуация за последние 12 месяцев
ухудшилась. Только 3% компаний данного сектора внедрили у себя стресс-аудит, а
22% – разработали политику по борьбе со стрессом.
Источник:
британская страховая компания AXA PPP Healthcare
Список литературы
Human
Resourses № 7 [7] июль 2007