Реферат по предмету "Менеджмент"


Новые требования к искусству управления

Новые требования к искусству управления

Владимир Игоревич Кнорринг, профессор, действительный
член Международной академии наук (Мюнхен, Германия), преподаватель ИБДА
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Управление,
в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект
управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие,
государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах
времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть
теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей
деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения,
принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные
изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических
принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют
от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения
современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Функции
руководителя значительно усложнились. Теперь он не только обязан думать о
производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и
постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались
на уровне главка или министерства.

Без
изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных
вложений и банковского кредита предприятие обречено, в условиях рыночных
отношений оно погибнет в конкурентной борьбе. Рынок имеет в своей основе
демократические принципы, так как он не может нормально развиваться без
самостоятельности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности
и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки
всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все
неэффективные формы и методы хозяйствования. Для создания цивилизованного рынка
не обязателен тотальный переход от государственной собственности к частной,
достаточно законодательно закрепить за предприятием право распоряжаться своей
продукцией и своим имуществом.

Жизнь
ставит перед руководителем такие проблемные задачи, как внедрение новых
технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не
формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение
комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда,
развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины. И
еще одно новое и очень важное — риск, ответственность. Сейчас в руках
руководителя и аппарата управления судьба предприятия; помогать отстающему, как
было раньше, никто не будет.

Ушла
в прошлое такая форма социального паразитизма, как хозяйственное иждивенчество,
когда государство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий.
Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных
проблем: определение стратегических целей и задач управления, разработка
детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные
операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами,
постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры
принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и
совершенствование мотивации действий сотрудников.

Появилась
и успешно развивается новая тенденция в практике управления — оказалось, что
успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая
конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и
процветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко продуманную культуру
организации, т. е. целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов,
которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание
утверждать, что наступает время «культурной революции в управлении».

Становится
все более очевидным, что методы управления должны охватывать практически все
стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального
менеджмента: общий менеджмент — управление социально-экономическими процессами
(на федеральном или региональном уровне, управление министерскими,
коммерческими и банковскими структурами и т. п.); специальный — управление
объектами, имеющими особые, специфические черты (финансовый, муниципальный,
инвестиционный и т. п.). Однако функции и объекты управления в этих структурах
не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной
организационной структуры, что приводит к значительному количеству дублирующих
друг друга органов управления на всех уровнях власти.

Другой
особенностью современной теории и практики управления является тенденция
распространения маркетинговых методов работы на деятельность некоммерческих
организаций. В системах государственного и муниципального управления все чаще
применяются методы маркетинговых исследований, работа по бизнес-планам,
развиваются новые виды специального менеджмента: финансовый, муниципальный, инвестиционный
и т. п. В России перед руководителями возникли новые, неведомые ранее трудности
из-за нестабильности (а может быть, и отсутствия) правовой базы в стране — ведь
на ниве законотворчества увлеченно трудятся Государственная Дума, сам
Президент, органы юстиции и правопорядка и, конечно, местная администрация.
Всегда лют и хитер был русский чиновник, а уж сейчас...

Особые
задачи стоят перед самостоятельным предприятием в связи с новыми проблемами
материально-технического обеспечения и сбыта. С ностальгическим умилением
вспоминают коммерческие директора и заведующие отделами снабжения «старые
добрые времена», когда они «выбивали» там, «наверху», дополнительные
капитальные вложения, оборудование, топливо, материалы, фонд зарплаты. Время
всегда рождало своих героев, и были великие мастера «откричать» дополнительные
ресурсы на всякий случай, про запас, а теперь... Теперь появились маркетинг,
реклама, нужно искать контакты с партнерами в ближнем и дальнем зарубежье,
учитывать сложные таможенные барьеры, и ведь все это требует новых
профессиональных знаний. «Радость моя, мы живем в переходную эпоху», — говорил
Адам Еве по дороге из рая», — шутит У. Инге.
Порочность дилетантских методов в управлении

Длительное
игнорирование особенностей товарного производства в условиях рыночных отношений
привело к тому, что специалисты и руководители предприятий в большинстве своем
не владеют необходимой теоретической базой в области современного менеджмента,
не имеют практического опыта работы в условиях экономической самостоятельности предприятий
и демократических преобразований в обществе. Исследования показывают, что
политическое, административное и экономическое руководство основными отраслями
промышленного производства и страной в целом, управление многочисленными новыми
предприятиями и фирмами осуществляются дилетантами, не имеющими специального
образования и опыта управления.

Профессионально
подготовленными в области управления считают себя только 3,5% опрошенных
руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее
4%, а полностью владеют проблемами работы в условиях рынка только 0,7%!

Проблемы
дилетантских методов управления и низкой подготовки специалистов беспокоят и
зарубежных предпринимателей. В книге профессионального американского менеджера
Дж. Стэка «Большая игра в бизнес» говорится, что самый высокий барьер, который
необходимо преодолеть на пути к успеху, — невежество. Он пишет: «Именно в нем
кроется причина многих неудач. Для меня невежество и неудача — одно и то же. В
большинстве компаний существует три уровня невежества.

Невежество
высшего руководства заключается в представлении о том, что подчиненные не
способны понять проблем и ответственности руководителей.

Невежество
рабочих обычно означает, что они понятия не имеют, почему руководство действует
именно так, а не иначе. Кроме того, все ошибки в деятельности фирмы
приписываются жадности и тупости начальства.

Невежество
руководителей среднего звена означает, что они все время разрываются между
требованиями высшего руководства и рабочих. Их роль в компании — самая трудная,
потому что они — слуги двух господ. Если они на стороне рабочих, значит, в
оппозиции к начальству. Если же на стороне высшего руководства, то вступают в
конфликт с рабочими. Следовательно, они всегда недовольны собой».

Любопытны
данные социологического опроса среди руководителей крупнейших предприятий,
проведенного в начале перестроечного процесса: по самооценке руководителей,
самый высокий уровень знаний они имеют в области техники и технологии
производства (4,1 по пятибалльной шкале), а самый низкий (от 3,1 до 3,3) — в
области психологии и теории управления.

Среди
новых предпринимателей прочно утвердилось мнение, что их жизненного опыта
вполне достаточно для оптимального управления производственными коллективами,
что специально изучать теорию и искусство управления — лишняя трата времени. А
объективные исследования показывают, что менее 1 (одного!) процента
руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Подавляющее большинство
современных руководителей не подозревают, что наука управления — одна из
сложнейших отраслей знания, что существуют объективные законы управления, есть
философские, социальные, правовые, психологические аспекты управления, что
есть, в конце концов, мощная техника и даже искусство управления.

Свои
неминуемые срывы и провалы на служебном поприще они, естественно, объясняют
случайным совпадением неблагоприятных факторов, интригами и происками
недоброжелателей. Для процветающих русских нуворишей тот факт, что они
приобрели огромные состояния без знания каких-либо теорий и законов управления,
убедительно свидетельствует о ненужности любых форм обучения, им важно овладеть
другим искусством: как тратить эти деньги, не вызывая насмешек опытных,
солидных зарубежных партнеров.

Дилетант
в любой области знаний, от музыки и до управления, распознается достаточно
просто. Для него характерны амбициозность, низкая культура, неуважение ко всем,
кто ниже его по положению, агрессивность, отсутствие самокритичности, высокое
мнение о собственном красноречии и удивительная легкость смены позиции.
Дилетанты во все времена охотно берутся за решение любых проблем, если
результаты их деятельности не будут очевидны немедленно: как лечить грипп, рак
и саркому, как застраховаться от порчи и сглаза, предсказать будущее и т. д. Но
ведь никто из дилетантов не решится исполнить сонату Бетховена или сделать
простейшую хирургическую операцию — этому нужно долго и серьезно учиться.

Так
и с управлением — для дилетанта здесь все просто и ясно, и так было в течение
последних 80 лет. Красивая фраза: «Каждая кухарка должна управлять
государством», но мы на горьком опыте убедились, что получается, если во главе
завода оказывается рабочий, а управляющим банком становится матрос.

Однако
утверждать, что мы всегда отставали в решении проблем управления и что за
последние годы не наметились заметные тенденции к осознанию важности этих
проблем, было бы необъективно. Система управления советским народным хозяйством
была хорошо адаптирована к требованиям административно-командной системы и
воспитала много прекрасных специалистов, труд которых определил существенные
достижения в энергетике, топливодобывающих отраслях промышленности,
строительстве и тяжелой индустрии. Но какой ценой...

Полезно
вспомнить, что за годы советской власти промышленность страны развивалась в
шесть раз быстрее мировой. В самые «застойные» годы (с 1981 по 1985 г.) валовой
продукт страны увеличивался на 20%, а в США в эти годы — на 14%, в Западной
Европе — на 8% и лишь в Японии — на 21%.

Общество,
сознательно разрывающее связь между прошлым и настоящим, если оно безразлично к
опыту социалистического строительства и неуважительно относится к урокам
отечественной истории, не может считаться здоровым — налицо нравственная
амнезия, потеря общественной памяти. В связи с этим нельзя не вспомнить мысль
известного французского дипломата князя Талейрана: «Для того чтобы иметь много
денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести». Не верится, что
великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин не наш современник — он сказал:
«Мнения, что Запад разлагается, что та или иная раса обветшала и сделалась
неспособной для пользования свободой, что западная наука поражена бесплодием,
что общественные и политические формы Запада представляют бесконечную цепь лжи,
в которой одна ложь исчезает, чтобы дать место другой, — вот мнения, наиболее
любезные Митрофану...» Удивительно точно и актуально, не правда ли?
Управление — наука и искусство

Управление
— древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления
сходятся во мнении, что управление является частью больших политических,
экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на
собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный
научно-методический фундамент.

Любая
наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых
данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы
природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука
стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста,
открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории
является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных
свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить
принципиальную возможность установления новых знаний.

Практическая
деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она
охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру
общества. Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые
явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от
практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций — великий
процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует
непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут
решить проблемы.

Теория
управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда
может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы
исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней
среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно
искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом —
интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом
знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции,
«озарение», остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная
отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция
— результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого
поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном
Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще
предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку
управление является не только наукой, но и искусством, роль интуиции в принятии
управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти
решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не
подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков
политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого
уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством
возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить
эти знания, т. е. при владении искусством управления.

Наука
и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и
музыке, — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на
солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой
гармонии.

В
практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с
изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и
конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие
поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные
черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел
и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является
искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в
применении науки (основ организованного знания в области управления) к
реальностям любой ситуации». И далее, о роли науки в управлении: «Хотя
деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут
лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого
искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового
сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что
управление — важнейшее из всех искусств».

Кажется,
что все есть у этого человека: глубокие профессиональные знания, жизненный
опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он
так и не смог. Нужно что-то еще (это «что-то еще», это «чуть-чуть» так
характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий
руководитель, и в первую очередь — это талант, да, именно талант, которым владеют
мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в
ремесло.

Грамотный
инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не
владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем
случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости
уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения
специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических
основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим
организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель
должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения,
убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех
сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми,
он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными
гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о
необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно
утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а
Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики,
которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Жизненный
опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения
и воздействия авторитетной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая
мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и
уладит семейный конфликт; судьба отдаленного кишлака или горного селения в
надежных руках аксакалов; талантливый актер или опытный оратор силой своего
искусства могут буквально покорить своих слушателей.

Теория
управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных
ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и
собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов,
научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого
вида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества.
По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законы
композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов
искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел о
системном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: «Управление —
это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному
делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе
организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с
учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата».

Искусство
управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях
дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки
управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции
наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории
информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций
политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя
мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а
также методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий.

Профессиональная
подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений,
поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших
экономических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается
страна в последние годы. «В стране, которой хорошо управляют, стыдятся
бедности. В стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства», — говорил
Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять
страной хорошо.

Словом,
для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь
практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е.
владеть искусством управления.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Предрасположенность к школьному неврозу и тревожность»
Реферат Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как регулятор общественных отношений
Реферат Крещение Руси. Князь Владимир
Реферат Джордано Бруно. Реферат
Реферат «Дело»
Реферат Поиск нулей функции. Итерационные методы
Реферат Системные файлы
Реферат Конюнктура світового ринку золота
Реферат 95) французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии, иностранный член-корреспондент (1884) и почетный член (1893) Петербургской ан
Реферат Разработка системы менеджмента качества для ООО Мир игрушек
Реферат Зигмунд Фрейд концепция психоанализа
Реферат Конституционные проекты декабристов
Реферат Censoring The Free Press Essay Research Paper
Реферат Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы
Реферат Эстетические разновидности пейзажей