Содержание: 1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней. 2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями.
3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих. 4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых. 5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. 6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями.
7. Заполнить таблицу №2 «Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных». Список литературы. 1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней Приспособления к паразитическому образу жизни плоских и круглых червей: Органы фиксации – присоски. Размеры – способствуют жизни в организме человека, развитие из яйца внутри
организма. Способ попадания в организм – через яйца на продуктах. Ароморфозы плоских червей: Билатеральная симметрия тела; появление мезодермы; развитие систем органов. Ароморфозы круглых червей: Профилактика паразитарных болезней. • Санитарный контроль за питьевой водой (пить кипяченную воду, очищать на очистных сооружениях); • Проверка мяса на бойнях; • Механическая чистка овощей и фруктов; •
Качественная кулинарная обработка продуктов питания; • Выявление и лечение зараженных червями людей и домашних животных. 2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями
Сходство членистоногих и кольчатых червей заключается в таких признаках, как членистость тела, брюшная нервная цепочка, наличие кровеносной системы. Также родство и происхождение от древних кольчатых червей. Различия их заключается в том, что членистоногие значительно выше по организации, чем кольчатые черви. У них в процессе развития появились отделы тела, членистые конечности, хитиновый покров, органы дыхания, более сложная дыхательная система и органы чувств.
Типы разделяются на классы из-за специфики строения определенного класса. Например: класс ракообразные – развиты 2 пары усиков; паукообразные – слитая головогрудь; насекомые – голова, грудь и брюшко разделены; кольчатые черви – многощетинковые (живут в морях, по бокам тела щетинки) и малощетинковые (обитают в почве). Значение паукообразных: Пауки питаются насекомыми, уничтожают большое число вредителей.
Сами они служат пищей мелким млекопитающим, птицам, ящерицам. Клещи – паразиты растений, снижают урожайность хлопчатника, зерновых. Амбарный клещ вызывает гибель семян зерновых, делает муку непригодной для использования в пищу. Чесоточный клещ поселяется на коже человека и вызывает чесотку. Предупредить это заболевание можно содержанием в чистоте предметов домашнего обихода, соблюдением гигиенических
правил. Тяжелое заболевание передают кровососущие клещи (таежные и поселковые) – энцефалит, клещевые тифы. Средство защиты – одежда, а профилактика заболевания – прививка. Насекомые: Активно участвуют в опылении растений, служат пищей для птиц, летучих мышей и других животных. Чешуекрылые (бабочки): гусеницы поедают почки и листья плодовых растений; гусеницы древоточцев проделывают глубокие ходы в стволах лесных и плодовых деревьев.
Тутовый и дубовый шелкопряд – обрабатывают личинки для получения шелковой ткани. Двукрылые насекомые: растительноядные насекомые являются вредителями сельскохозяйственных растений, мелкие кровососы наносят ущерб здоровью человека и животноводству (туляремия, сибирская язва, малярия, сонная болезнь и другие, а также яйца паразитических червей). Перепончатокрылые: опылители растений. Для биологической борьбы с вредителями используются наездники.
Среди перепончатокрылых есть и вредители: орехотворки вызывают разрастание ткани и образования на растениях галлов, пилильщики повреждают листву на деревьях. Производят для человека следующие продукты деятельности пчел: пчелиный яд, мед, воск, маточное молочко, прополис и другое. Методы борьбы. Механические: раздавливание яиц бабочки-капустницы, уничтожение свекловичного долгоносика в ловчих канавках, яблонного цветоеда после встряхивания на брезент, а непарного шелкопряда – чищением
кладок яиц с коры деревьев. Агротехнический: ранний посев или посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть и стать более жесткими ко времени появления вредителей (луковой мухи, свекловичного долгоносика), своевременная и тщательная уборка пшеницы, уничтожение крестоцветных растений. Химический: опыление и опрыскивание растений ядовитыми веществами. Биологические: охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, разведению насекомых – естественных
врагов насекомых-вредителей, использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых. 3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих Сравнение строения систем организма у трех типов животных. Система организма Тип животных Круглые черви Кольчатые черви
Членистоногие Пищеварительная Отделы: передний, средний и задний. Начинается ротовым и заканчивается анальным отверстием. Отделы: передний (рот на брюшной стороне первого сегмента, мускулистая глотка, пищевод), средний (трубчатый желудок) и задний (кишка и анальное отверстие). Отделы: передний, средний, задний. Хорошо развиты пищеварительные железы. Передний отдел характеризуется сложно устроенным ротовым аппаратом.
Выделительная Представлена кожными железами – видоизмененными протонефридиями. Метанефридии в виде трубочек с воронками (являются сегментарными, по два в каждом сегменте). Метанефридии или мальпигиевы сосуды. Нервная Головные узлы (ганглии), окологлоточное кольцо и продольные стволы (развиты спинной и брюшной стволы). Надглоточные и подглоточные нервные узлы и соединяющего их окологлоточного кольца. От него отходит брюшная нервная цепочка – 2 ствола, парные нервные узлы в каждом
сегменте и соединяющая их перемычка. Головной нервный узел («головной мозг»), окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Ароморфозы кольчатых червей и членистоногих. Ароморфозы: № п/п Кольчатых червей Членистоногих 1 Наличие органов движения Наружный скелет 2 Появление органов дыхания и замкнутой кровеносной системы Наличие членистых конечностей 3 Вторичная полость тела
Поперечнополосатая мускулатура, обособление и специализация мышц 4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых Тип хордовые. Подтип бесчерепные Подтип черепные (позвоночные) Класс Ланцетники Классы рыбы низшие земноводные Хладнокровные пресмыкающиеся высшие птицы млекопитающие
Теплокровные Анамнии, низшие первичноводные животные: круглоротые, рыбы, земноводные. В отличие от амниот, в процессе эмбриогенеза у анамний не возникают зародышевая оболочка — амнион и особый зародышевый орган — аллантоис. Связаны в своем существовании с водной средой. Ароморфозы хордовых: двусторонняя симметрия, вторичный рот и вторичную полость тела. 5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую
эры Эра Период Направление эволюции Палеозойская Кембрийский Расцвет морских беспозвоночных: моллюсков, трилобитов Ордовикский Силурийский Появление первых позвоночных: многоножек, скорпионов, бескрылых насекомых. Девонский Бурное развитие рыб и стегоцефалов – первых наземных позвоночных. Каменноугольный Расцвет земноводных, появление пресмыкающихся и крылатых насекомых.
Пермский Вымирание трилобитов, развитие пресмыкающихся и насекомых, появление звероподобных пресмыкающихся. Мезозойская Триасовый Начало расцвета пресмыкающихся, появление настоящих костистых рыб и первых млекопитающих. Юрский Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Расцвет головоногих моллюсков. Меловой Появление высших млекопитающих и настоящих птиц. Кайнозойская Палеоген Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых.
Появление парапитеков и дриопитеков. Неоген Господство млекопитающих, птиц, насекомых – появление их разнообразных отрядов. Антропоген Животный мир принял современный облик. 6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями Укус комара (занесение со слюной комара в кровь человека) печень шизогония (множественное бесполое размножение) образовавшиеся формы разрушают эритроциты, выйдя снова в кровь опять разрушают эритроциты для окончания
развития снова должны попасть в организм комара. 7. Заполнить таблицу №2 Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных. Класс Строение кровеносной системы Строение дыхательной системы Строение нервной системы Строение выделительной системы Ароморфозы Рыбы Замкнутая; один круг кровообращения и двухкамерное сердце.
Жабры. ЦНС представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг имеет 5 отделов. Развиты органы чувств. Пара туловищных почек. Парные конечности; двухкамерное сердце; деление головного мозга на 5 отделов; наличие внутреннего уха. Земноводные Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения. По сосудам большого круга течет смешанная кровь, а головной мозг снабжается
артериальной кровью. Взрослых животных – легкие; личинок – жабры. Дополнительно в дыхании участвует кожа. Головной мозг состоит из 5 отделов. Передний мозг более крупный, чем у рыб, и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже. Развиты органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания Парные туловищные почки, мочеточники и мочевой пузырь (открывается в клоаку).
Появление пятипалой конечности; развитие легких; наличие трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения; формирование среднего уха. Пресмыкающиеся Сердце трехкамерное, но в желудочке имеется неполная перегородка. Легкие. Представляют собой растяжимые мешки, внутренняя стенка которых имеет сеть перекладин, увеличивающих поверхность. Появление зачатков коры больших полушарий. Хорошо развит мозжечок. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни.
Орган слуха состоит из внутреннего уха. Вторичные (тазовые) почки, мочеточники, мочевой пузырь (открывается в клоаку). Формирование грудной клетки; дифференцировка дыхательных путей; появление межжелудочковой перегородки сердца; появление зачатков коры головного мозга; формирование зародышевой оболочки – амниона и скорлуповой оболочки яйца. Птицы Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены.
Легкие и воздушные мешки, расположенные между мышцами, органами и в трубчатых костях. Головной мозг имеет 5 отделов. Наиболее развиты мозжечок и большие полушария переднего мозга, обеспечивающие четкую координацию движений и сложное поведение птиц. Тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. Моча по мочеточнику поступает в клоаку. Полное разделение артериальной и венозной крови, четырехкамерное сердце; наличие терморегуляции.
Млекопитающие Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены полностью. Легкие. Имеют альвеолярную структуру. Дыхание обеспечивается движениями грудной клетки (при участии межреберных мышц и диафрагмы. Объемный передний мозг (за счет коры больших полушарий) – высший отдел центральной нервной системы, координирующий работу других отделов мозга и всего организма.
Парные тазовые почки. Мочевые пузырь открывается наружу самостоятельным отверстием. Дифференцировка коры головного мозга; наличие матки, живорождение и выкармливание детенышей молоком; совершенство терморегуляции. Список литературы: 1. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская, «Пособие по Биологии для абитуриентов», 6-е издание. Минск, 1999 год.
2. Ю.И. Полянский «Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Общая биология». Москва, 1995 год.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |