Реферат по предмету "Математика"


Системы линейных уравнений

Системы линейных уравнений
1. Критерий совместности

Система
линейных уравнений имеет вид:

a11x1 + a12x2
+ ... + a1nxn = b1

a21x1 + a22x2
+ ... + a2nxn = b2 (5.1)

... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ...

am1x2 + am2x2
+... + amnxn = bm

Здесь
аij и bi (i = ; j = ) - заданные,
а xj - неизвестные действительные числа. Используя понятие
произведения матриц, можно переписать систему (5.1) в виде:

AX
= B, (5.2)

где
A = (аij) - матрица, состоящая из коэффициентов при неизвестных
системы (5.1), которая называется матрицей системы, X = (x1, x2,...,
xn)T,

B
= (b1, b2,..., bm)T -
векторы-столбцы, составленные соответственно из неизвестных xj и из
свободных членов bi.

Упорядоченная
совокупность n вещественных чисел (c1, c2,..., cn)
называется решением системы (5.1), если в результате подстановки этих чисел
вместо соответствующих переменных x1, x2,..., xn
каждое уравнение системы обратится в арифметическое тождество; другими словами,
если существует вектор C= (c1, c2,..., cn)T
такой, что AC ≡ B.

Система
(5.1) называется совместной, или разрешимой, если она имеет по крайней мере
одно решение. Система называется несовместной, или неразрешимой, если она не
имеет решений.

Матрица


Ã
= ,

образованная
путем приписывания справа к матрице A столбца свободных членов, называется
расширенной матрицей системы.

Вопрос
о совместности системы (5.1) решается следующей теоремой.

Теорема
Кронекера- Капелли. Система линейных уравнений совместна тогда и только тогда,
когда ранги матриц A и Ã совпадают, т.е.

r(A)
= r(Ã) = r.

Для
множества М решений системы (5.1) имеются три возможности:

1)
M = Ø (в этом случае система несовместна);

2)
M состоит из одного элемента, т.е. система имеет единственное решение (в этом
случае система называется определенной);

3)
M состоит более чем из одного элемента (тогда система называется
неопределенной). В третьем случае система (5.1) имеет бесчисленное множество
решений.

Система
имеет единственное решение только в том случае, когда

r(A)
= n. При этом число уравнений - не меньше числа неизвестных (m ≥ n); если
m > n, то m-n уравнений являются следствиями остальных. Если 0

Для
решения произвольной системы линейных уравнений нужно уметь решать системы, в
которых число уравнений равно числу неизвестных, - так называемые системы крамеровского
типа:

a11x1 + a12x2
+ ... + a1nxn = b1

a21x1 + a22x2
+ ... + a2nxn = b2 (5.3)

... ... ... ... ... ... ... ... ...
...

an1x2 + an2x2
+ ... + annxn = bn

Системы
(5.3) решаются одним из следующих способов: 1) методом Гаусса, или методом исключения
неизвестных; 2) по формулам Крамера;3) матричным методом.
2. Метод Гаусса

Исторически
первым, наиболее распространенным методом решения систем линейных уравнений
является метод Гаусса, или метод последовательного исключения неизвестных.
Сущность этого метода состоит в том, что посредством последовательных
исключений неизвестных данная система превращается в ступенчатую (в частности,
треугольную) систему, равносильную данной. При практическом решении системы
линейных уравнений методом Гаусса удобнее приводить к ступенчатому виду не саму
систему уравнений, а расширенную матрицу этой системы, выполняя элементарные
преобразования над ее строками. Последовательно получающиеся в ходе
преобразования матрицы обычно соединяют знаком эквивалентности.
3. Формулы Крамера

Метод
Крамера состоит в том, что мы последовательно находим главный определитель
системы (5.3), т.е. определитель матрицы А

Δ
= det (aij)

и
n вспомогательных определителей Δi (i = ), которые
получаются из определителя Δ заменой i-го столбца столбцом свободных
членов.

Формулы
Крамера имеют вид:

Δ
· xi = Δi (i = ). (5.4)

Из
(5.4) следует правило Крамера, которое дает исчерпывающий ответ на вопрос о
совместности системы (5.3): если главный определитель системы отличен от нуля,
то система имеет единственное решение, определяемое по формулам:

xi
= Δi / Δ.

Если
главный определитель системы Δ и все вспомогательные определители Δi
= 0 (i = ), то система
имеет бесчисленное множество решений. Если главный определитель системы Δ
= 0, а хотя бы один вспомогательный определитель отличен от нуля, то система
несовместна.
4. Матричный метод

Если
матрица А системы линейных уравнений невырожденная, т.е.

det
A ≠ 0, то матрица А имеет обратную, и решение системы (5.3) совпадает с
вектором C = A-1B. Иначе говоря, данная система имеет единственное
решение. Отыскание решения системы по формуле X = C, C = A-1B
называют матричным способом решения системы, или решением по методу обратной
матрицы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mathematica.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Застосування фітнес-технології для підвищення рухової активності та фізичної підготовленості підлітків
Реферат Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
Реферат Выполнение арифметических операций в АЛУ
Реферат Влияние личностных характеристик работников сферы услуг на формирование синдрома эмоционального
Реферат Александр II освободитель
Реферат Бизнес и предпринимательство в рыночной экономике
Реферат Oskar Shindler Essay Research Paper Schindler Oskar
Реферат А. Н. Ярмарка образовательных ресурсов 2011 Применение новых технологий в целях развития творческого потенциала личности на урок
Реферат Птоломей, царь Египта.
Реферат 3 глава теоретическое обоснование проблемы идентичности в психологии
Реферат Заболевания печени у собак
Реферат Трахенбергский план
Реферат Злісне невиконання обов язків по догляду за дитиною або за особою щодо якої встановлена опіка ч
Реферат Stalin Essay Research Paper Rule Under StalinIn
Реферат Пища и напитки великорусского крестьянства верования обряды и обычаи