Реферат по предмету "Логика"


Логика контрольная 5

Дорисовать в таблице и чирочки над буквами на с.3и 4 не пропечатываются и проставить (файл – суждения2.док)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ
2 вариант
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫПОЛНИТЕ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИя И ОГРАНИчЕНИя ТРЕХ ПОНяТИЙ, ИЗБРАННЫХ ВАМИ. 1 2. Приведите примеры простых суждений видов А, Е, I, O, раскройте их логическую структуру; отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера (по одному суждению на каждый вид). 2 3. В художественной, научной, публицистической литературе подберите примеры и сделайте их символическую запись, определите модус. 3 4. Подберите четыре тезиса, докажите их, используя каждый из видов двух способов доказательства. Прямое доказательство. 5 Косвенное доказательство (внутренне противоречивые следствия). 7 Косвенное доказательство (разделительное доказательство). 9
1. Выполните операции обобщения и ограничения трех понятий, избранных вами.
Ограничение — логическая операция перехода от родового понятия к видовому:
> Поэт; великий поэт; великий русский поэт; великий русский поэт А.С.
Пушкин.
> Хищение; тайное хищение имущества; кража; кража с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище.
> Учебник логики; новый учебник логики; новый учебник логики для
ВУЗов; новый учебник логики для ВУЗов А.Д. Гетмановой.
Обобщение — логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков:
> Поэт; литератор; творческая личность; личность.
> Хищение; преступление против личности; преступление; нарушение закона.
> Учебник логики; учебник; книга; печатная продукция.
2. Приведите примеры простых суждений видов А, Е, I, O, раскройте их логическую структуру; отношения между терминами изобразите с помощью кругов
Эйлера (по одному суждению на каждый вид).
|№п|Суждение |S – |P – предикат|Тип суждения |Распределенность |Распределенность | | |п | |субъект | | |субъекта |предиката |Круговая схема | |1 |Все хорошо, |Хорошо |Хорошо |тип А – |Распределен |Не распределен | | | |что хорошо | |кончается |обще-утвердитель| | | | | |кончается | | |ное (Все S есть| | | | | | | | |P) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |2 |Ни один из |Из римских|Обладал |Тип E – обще- |Распределен |Распределен | | | |римских рабов|рабов |гражданским |отрицательное | | | | | |не обладал | |правом |(Ни одно S не | | | | | |гражданским | | |есть P) | | | | | |правом | | | | | | | | | | | | | | | | |3 |Не все то |То золото |Что блестит |Тип I – |Не распределен |Не распределен | | | |золото, что | | |частно-утвердите| | | | | |блестит | | |льное (Некоторые| | | | | | | | |S есть P) | | | | | | | | | | | | | |4 |Отдельные |Животные |Имеют легких|Тип О – |Не распределен |Распределен | | | |животные не | | |частно-отрицател| | | | | |имеют легких | | |ьное (Некоторые | | | | | | | | |S не есть P) | | | | | | | | | | | | | 3. В художественной, научной, публицистической литературе подберите примеры и сделайте их символическую запись, определите модус.
а) чисто условного умозаключения;
«Правильно внесенные удобрения резко повышают урожайность, что приводит к значительному снижению себестоимости продукции». (М.С. Мичурин)
Если правильно внести удобрения, то урожай повысится.
Если урожай повысится, то себестоимость продукции станет ниже. л
Если правильно внести удобрения, то себестоимость продукции станет ниже.
((А ( В) ^ (B ( C)) ( (A ( C). Здесь модус утверждающий. б) условно-категорического;
«...Тот мерзок, кто ярится, если чужой он доблести свидетель» (Данте Алигьери).
Умозаключение построено так: Если человек при виде чужой доблести ярится, то он мерзок. Этот человек не является мерзким. п Этот человек при виде чужой доблести не ярится.
Если А, то C
Не – C р
Не - А
(А ( C) ^ ? ( В. Здесь модус отрицающий. в) разделительно-категорического;
«Когда мне стало ясно, что в комнату невозможно проникнуть ни через дверь, ни через окно, … мое внимание сразу привлекли вентилятор и шнур от звонка, висящий над кроватью. Когда обнаружилось, что звонок фальшивый … мне сразу пришла мысль о змее». (рассказ А. Конан Дойла «Пестрая лента»).
Разделительно-категорическое умозаключение было построено Ш. Холмсом таким образом:
Обитателю комнаты грозила опасность проникновения в комнату или через дверь, или через окно, или через вентилятор.
В комнату невозможно проникнуть ни через дверь, ни через окно. л
В комнату можно проникнуть через вентилятор.
((А v В) ^ ?) ( B. Здесь модус отрицающе-утверждающий. г) условно-разделительного умозаключения,
«Я не женюсь на Роберте, иначе меня ждет скучное существование и для меня наступит полный крах. Я этого не хочу». (роман Т. Драйзера «Американская трагедия»).
Главный герой Клайд рассуждал так:
Если я женюсь на Роберте (А), то меня ждет скучное существование (В) и для меня наступит полный крах (С).
Я не хочу влачить скучное существование (В) или потерпеть полный крах (?). k
Я не женюсь на Роберте (В).
((А ((В ^ С)) ^ (В v ?) ( В.
4. Подберите четыре тезиса, докажите их, используя каждый из видов двух способов доказательства. Прямое доказательство.
При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.
Докажем тезис о том, что сумма углов четырехугольника равна 360°.
Отмечаем, что диагональ делит четырехугольник на два треугольника. Значит, сумма его углов равна сумме углов двух треугольников. Известно, что сумма углов треугольника составляет 180°. Из таких положений выводим, что сумма углов четырехугольника равна 360°.
В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собою этапа: отыскание тех, признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным и под доказательством понимается дедукция, связывающая подобранные аргументы и доказываемый тезис.
Косвенное доказательство (следствия, противоречащие фактам).
Чаще всего ложность антитезиса удается установить простым сопоставлением вытекающих из него следствий с фактами.
Друг изобретателя паровой машины Д. Уатта шотландский ученый Д. Блэк ввел понятие о скрытой теплоте плавления и испарения, важное для понимания работы такой машины. Блэк, наблюдая обычное явление — таяние снега в конце зимы, рассуждал так: если бы снег, скопившийся за зиму, таял сразу, как только температура воздуха стала выше нуля, то неизбежны были бы опустошительные наводнения, а раз этого не происходит, значит, на таяние снега должно быть затрачено определенное количество теплоты. Ее Блэк и назвал скрытой.
Это — косвенное доказательство. Следствие антитезиса, а значит, и он сам, опровергается ссылкой на очевидное обстоятельство: в конце зимы наводнений обычно нет, снег тает постепенно.
Косвенное доказательство (внутренне противоречивые следствия).
По логическому закону непротиворечия одно из двух противоречащих друг другу утверждений является ложным. Поэтому, если в числе следствий какого- либо положения встретились и утверждение и отрицание одного и того же, можно сразу же заключить, что это положение ложно.
Докажем тезис, что ряд простых чисел бесконечен.
Простые — это натуральные числа больше единицы, делящиеся только на себя и на единицу. Простые числа - это как бы «первичные элементы», на которые все целые числа (больше 1) могут быть разложены. Естественно предположить, что ряд простых чисел:
2, 3, 5, 7, 11,13,... — бесконечен. Для доказательства данного тезиса допустим, что это не так, и посмотрим, к чему ведет такое допущение. Если ряд простых чисел конечен, существует последнее простое число ряда — А. Образуем далее другое число: В = (2 • 3 • 5 •... • А) + 1. Число В больше А, поэтому В не может быть простым числом. Значит, В должно делиться на простое число. Но если В разделить на любое из чисел 2, 3, 5, .... А, то в остатке получится 1. Следовательно, В не делится ни на одно из указанных простых чисел и является, таким образом, простым. В итоге, исходя из предположения, что существует последнее простое число, мы пришли к противоречию: существует число одновременно и простое, и не являющееся простым. Это означает, что сделанное предположение ложно и правильно противоположное утверждение: ряд простых чисел бесконечен.
В этом косвенном доказательстве из антитезиса выводится логическое противоречие, что прямо говорит о ложности антитезиса и соответственно об истинности тезиса. Такого рода доказательства широко используются в математике.
Косвенное доказательство (разделительное доказательство).
Во всех рассмотренных выше косвенных доказательствах выдвигаются две альтернативы: тезис и антитезис. Затем показывается ложность последнего, в итоге остается только тезис.
Можно не ограничивать число принимаемых во внимание возможностей только двумя. Это приведет к так называемому разделительному косвенному доказательству, или доказательству через исключение. Оно применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, полностью исчерпывающих все возможные альтернативы данной области.
Докажем тезис о том, что из всех планет в Солнечной системе жизнь есть только на Земле. В качестве возможных альтернатив выдвинем утверждения, что жизнь есть на Меркурии, Венере, Земле и т.д., перечисляя все планеты Солнечной системы. Опровергая затем все альтернативы, кроме одной — говорящей о наличии жизни на Земле, получим доказательство исходного тезиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить, М,: Наука, 1981. 2. Гарднер М. А ну-ка, догадайся! М.: Мир, 1984. 3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М,:
Просвещение, 1991. 4. Ивин А,А. Искусство правильно мыслить. М,: Просвещение, 1991. 5. Ивин А. А, По законам логики. М., 1983. 6. Кириллов В. И. Упражнения по логике, М,, 1994. 7. Ковальски Р. Логика в решении проблем, М.: Наука, 1991. 8. Поварнин С. И. Искусство спора. М., 1995. -----------------------
P
S
S
S
P
S


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству
Реферат Упорство и решительность японцев (Гамбари)
Реферат урок-конспект
Реферат Урок литературы
Реферат Формирование связной описательной речи у детей
Реферат Захист прав та iнтересiв вiдповiдача в цивiльному процесi
Реферат Совместная собственность супругов Характеристика и
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Теория и практика pr»
Реферат Администрация Борисоглебского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение
Реферат Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте
Реферат Устранения ошибок семейного воспитания и концепция работы социального педагога
Реферат Экологическое воспитание младших школьников
Реферат Формы воспитательной работы
Реферат Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение"
Реферат Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях