Реферат по предмету "Культурология"


Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей

На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающим внимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют. Это Постоянное взаимодействие литературы и мифов протекает в двух формах: непосредственно, непосредственно, в виде в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - через научные мифологические концепции мифологии, эстетические и философские учения. и фольклористику.
Реалистическое искусство XIX в. ориентировалось на демифологизацию культуры и видела свою задачу в освобождении от иррационального наследия истории ради естественных наук и рационального преобразования человеческого общества. Возрождение общекультурного интереса к мифу приходится на конец XIX - начало ХХ веков, но оживление романтической традиции, сопровождавшееся новой волной мифологизирования наметилось уже во второй половине XIX века.
Обращение к мифологии в конце XIX - начале ХХ веков существенно отличается от романтического (хотя первоначально могло истолковываться как «неоромантизм»). вВозниклоая на фоне реалистической традиции. и позитивистского миросозерцания, оно всегда так или иначе (часто полемически) соотносится с этой традицией.
Стремление выйти за социально-исторические и пространственно- временные рамки ради выявления «общечеловеческого» содержания («вечные» разрушительные или созидательные силы, вытекающие из природы человека, из общечеловеческих, психологических и метафизических начал) было одним из моментов перехода от реализма XIX века к искусству ХХ века, а мифология в силу своей исконной символичности оказалась удобным языком для описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса.
Вячеслав Иванов, поэт серебряного века, по словам Н.А. Бердяева, «центральная фигура» русского культурного ренессанса начала ХХ века, часто обращался к мифологическим мотивам в своем творчестве. Миф для Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и многих других русских символистов - это красота, которая способна спасти мир. Вячеслав Иванов считал память «верховной владычицей» культуры. Он писал: «Память - начало динамическое, забвение - усталость и перерыв движения, упадок и возврат в состояние относительной косности» /1/. Именно поэтому образы античности и Возрождения столь важны для него и всегда присутствуют в его жизни.
Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещено и состоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним из ярчейших творений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифа о Прометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Бокаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательным произведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» (А.Ф. Лосев).
Мысль, лежащая в основе каждого из стихотворений Вяч. Иванова, часто выражена витиевато, окружена сложной символикой. Его поэзия, по мнению БлокаГлавный герой трагедии, Прометей,, «предназначена для тех, кто не только много пережил, но и много передумал» /7/. Она требует неустанной умственной работы и довольно трудна для восприятия. Эти слова подходят и к характеристике трагедии. «Прометей» Вяч. Иванова - сложное неоднозначное произведение. В его сюжете внимательный читатель может уловить явные и скрытые социальные параллели. Отношение критиков к трагедии различно, но все они сходятся во мнении, что она социально направлена, ярка. Сам автор в предисловии к трагедии писал: «Предлежащее лиро-драматическое произведение есть трагедия, - во-первых, действия как такового; во-вторых, самоистощения действенной личности в действии; в-третьих, преемственности действия. В общем - трагедия титанического начала, как первородного греха человеческой свободы» /2/. Самоистощение, о котором говорил автор, является необходимым и, надо думать, заслуженным уделом Прометея. Вяч. Иванов признает, «что если действия Прометея по необходимости ограничены, зато целостна его жертва и безусловно его саморасточение, самоопустошение, самоисчерпание» /6/, он оправдывает гибель главного героя, так как Прометей «совершил этот подвиг не как агнец божий, а как мятежный титан, в грехе и дерзновенной надежде» /6/. В соответствии с этой философией Вяч. Иванов строит свою трагедию.
О том, как Прометей пришел к своему «изначальному нарушению предустановленного согласия живых сил», рассказывает в третьем акте трагедии Пандора, изобличающая Прометея пред народом: Промыслил человеком Прометей Вселенную украсить, взвеять к небу Из искры Дионисовой пожар… …………………………………………
…Мнил титанов Исправить дело, матерь искупить И бытие свободное восстановить. /2/
Далее Пандора говорит, что для этого Прометей Фемиду молит: «Матерь, изведи Жену на свет из самого меня. ………………………………………… Все женское душевного состава, Что есть во мне, - даю; ты тело дай…» /2/
Интересно переосмысление автором мифа о сотворении Пандоры. Если в мифе Пандора была создана богами по приказу Зевса в наказание Прометею, то здесь сам Прометей просит о ее сотворении.
Для чего в трагедии Иванова Прометею понадобилось изгнать из себя все женское? Может быть, для того, чтобы женское мягкосердечие, материнское сострадание не мешало ему в те грозные минуты борьбы, когда требуются решительность и неумолимость.
Трудно найти четкий ответ в самой трагедии Иванова. Но автор разъясняет этот поступок в предисловии к трагедии. Он пишет о том, что стремление изменить мир всегда заключает в себе ограниченность и односторонность. «Препоясываясь к действию, Прометей заранее признает, принимает и волит его односторонним, насильственным, содержащим в себе отпадение от божественного всеединства» /6/.
Вероятно, предпосылкой мятежа Прометея является отторжение от «божественного всеединства».
В конце трагедии победа Пандоры над Прометеем происходит не в результате клеветы Пандоры, а потому, что она изобличает его перед людьми как исказителя духовной истины.
Вяч. Иванов оговаривает вольность, с «какой древний миф разработан в предлежащей трагедии». Он говорит, что для греков миф был «символом духовных истин», вольность в истолковании мифов им «не казалась предосудительной - был бы верно сохранен дух, оживляющий мифологена» /6/.
У Вяч. Иванова Прометей действует не во имя торжества мира и свободы, а во имя распри: «Не мир мне надобен, но семя распри», - заявляет он. Он не стремится к победе свободы, уничтожению рабства. Он говорит, что хотя «раба не будет», «но будет рабство… своим страстям и вожделениям низким нам рабствовать дано» /2/.
Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещено и состоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним из ярчайших творений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифа о Прометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательным произведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» /4/.
Используемая литература: Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. - М.: Книжная палата, 1993. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект, 1995. С. 31- 86. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ Сост. Нейхардт А.А. - М.: Правда, 1987. С. 92 - 104. Лосев А.Ф. Проблема символизма и реалистического искусства. - М.: 1976. С. 282 - 287. Мифы народов мира. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Нусинов И.М. История литературного героя. - М., 1958. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) - М.: АСТ, Олимп, 1996,С.549


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современные направления социально-политической мысли
Реферат Олигопольный рынок
Реферат Принцип работы автобетоносмесителей
Реферат Разработка автоматизированной системы "Библиотека"
Реферат Педагогические условия организации экспериментирования в средней группе ДОУ
Реферат Розвиток школи виховання і педагогічних ідей у середньовічній Європі в епоху Відродження та Ре
Реферат Октябрьская революция. Первые преобразования Советской власти
Реферат Ограниченная материальная ответственность работников, её виды. Полная материальная ответственность (случаи её наступления). Порядок возмещения работниками материального ущерба, причинённого предприятию
Реферат Оптимизация движения денежных потоков в учреждениях сферы здравоохранения (на примере ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер")
Реферат Учет доходов, расходов и формирование финансовых результатов на сельскохозяйственных предприятиях
Реферат Устройство разъёмных соединений для трубопроводов
Реферат Вялікая Айчынная вайна вачамі нашых равеснікаў
Реферат Побудова алгоритму впорядкування лінійної таблиці
Реферат Методы продвижения товара
Реферат Электронно-лучевая трубка