Жестокий романс
Трудно найти другой жанр русского фольклора, столь любимый в народе в
народе и столь презираемый специалистами. Жестокий романс до недавнего времени
оставался изгоем для фольклористов. Подчас на жестокий романс налагались и
прямые запреты.
Между тем народ вовсю распевал эти "псевдонародные" песни. С
течением времени жестокий романс настолько "засорил ценный песенный
репертуар", что попросту вытеснил его из памяти народной и в XIX в. наряду
с частушкой стал главным, самым распространенным жанром песенного фольклора.
Только в последние два десятилетия XX в. в научных кругах стало
меняться отношение к жестокому романсу. Его начали изучать и собирать, а в 1996
г. в Санкт-Петербурге вышел первый (но, несомненно, не последний) сборник
жестоких романсов с научными комментариями.
Мещанская культура
Жестокий романс возник где-то в середине XIX в., а время его расцвета
приходится на последнюю четверть XIX - начало XX в. Местом рождения жестокого
романса считают город. Но если говорить точнее, колыбелью этого жанра были
пригород или предместье, где проживали преимущественно низшие и средние слои
населения, так называемые мещане - крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие,
мастеровые, обслуга, небогатые торговцы.
Мещане стали создавать собственную культуру, выстраивая ее из элементов
городской и деревенской культур. Эта культура заимствовала все самое
поверхностное, самое легкое для усвоения. Собранная из разнородных элементов,
мещанская, или, как ее иногда называют, "третья", культура оказалась
достаточно полной и на удивление жизнеспособной.
Она включала в себя поэзию и музыку (частушка, романс), танец
(например, кадриль), театр (Балаган), живопись (лубок), декоративно-прикладное
искусство и даже архитектуру. Чуть окрепнув, "третья" культура начала
вторжение в деревню и за несколько десятилетий завоевала ее.
Чем жесток жестокий романс
В жестоком романсе ярко проявляются особенности "третьей"
культуры. В нем можно обнаружить и сходство, и различия, как с фольклором, так
и с литературой.
В жестоких романсах встречаются такие фольклорные образы, как
"ягода малина", "красна девица", "мил дружок",
"сине море". Зато по форме жестокий романс ближе к городской
литературе: для него характерны силлабо-тоническое стихосложение, точная рифма,
деление на строфы. Язык тоже во многом литературного происхождения.
Переполняющие жестокий романс слова типа "роковой",
"ужасный", "кошмарный", "безумный" для
традиционной народной песни непривычны.
В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.
Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор
концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо
смертельное горе.
Излюбленный сюжет жестокого романса - совращение девушки коварным
соблазнителем. Обманутой остается либо умереть с тоски, либо свести счеты с
жизнью, либо отмстить.
Художественный мир жестокого романса - это мир сверхнапряженный,
мучительный, на грани жизни и смерти.
Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от
лица погибших героев.
Нет в жестоком романсе мира потустороннего. Всюду только злодейство и
ответное страдание героев. Такое миропонимание отражало глубокие сдвиги в
народном сознании. Под влиянием примитивно истолкованных обрывков научных
знаний рушились традиционные религиозные и мифологические представления, и люд
испытывали острое чувство враждебности окружающего мира, духовной
незащищенности и жизненного краха.
Видимо, такой излом мещанского сознания и породил тот особый надрывный
тон, который выделяет жестокий романс среди всех традиционных жанров русского
фольклора.
Жестокий романс часто рассказывает о кровосмесительстве.
Еще одна важная черта жестокого романса - его "экзотизм",
т.е. тяга ко всему необычному, из ряда вон выходящему. Встречаются романсы,
действие которых происходит в дальних странах - например, в Южной Америке.
Экзотизм жестокого романса проявляется и в пристрастии его авторов к
"возвышенным" словам и оборотам. Для мещанина, который стремился
утвердить свою принадлежность к высокой городской культуре, эти слова обладали
особой притягательностью.
Жестокий романс склонен к нравоучительству и морализаторству, любит
извлечь урок и дать совет.
Романтика жестокого романса
Жестокий романс во многих чертах глубоко отличен от традиционного
фольклора. Художественный мир жестокого романса сложился на основе романтизма.
Жестокий романс и романтическая поэзия связаны между собой как низшие и высшие
проявления одного литературного направления.
Жестокими романсами стали ушедшие в фольклор стихи великих русских
поэтов: например, "Романс" Пушкина, "Тростник" Лермонтова и
др. Эти романсы поются до сих пор. И все-таки основным источником заимствования
и стилизации для жестокого романса послужили стихи второстепенных, ныне забытых
поэтов.
Первые песенники появились в России еще в середине XVIII в. В первой
трети XIX в. вышло более двухсот названий песенников. Только в 1911 г. увидели
свет 180 названий песенников. Книжечки моментально расхватывались, они
зачитывались до дыр.
Снижаясь от лучших поэтов к подражателям, от них - к полуграмотным
сочинителям, романтический стиль сильно изменялся. Свойственная романтизму
"вселенская скорбь" переходила в слезливую сентиментальность, а затем
и надрывность, а исключительные характеры и события преобразовывались
соответственно в героев и в сюжеты жестокого романса. Тяга ко всему необычному
сохранялась в экзотизме последнего. Наконец, именно из романтической поэзии
мещанский жанр заимствовал Lкрасивые¦ слова и обороты, которые превратились в
штампы еще в творчестве второстепенных поэтов.
Жестокий романс в советское время
Жанр жестокого романса оказался очень жизнеспособным. Новые
произведения продолжали создаваться в советское время.
Возникло немало сюжетов, связанных с Великой отечественной войной
1941-1945 гг. Обычно - это трагические истории об искалеченных солдатах,
вернувшихся домой к женам-"изменщицам".
Жестокий романс уже почти два столетия поют и в деревне, и в городе.
Они прижились в армии, тюрьмах. Случается, их распевают даже в среде
интеллигенции - правда, обычно с усмешкой, забавляясь их вычурными сюжетами и
трогательно корявым языком. Многие образцы жанра прочно вошли в детский
фольклор. Что так привлекает людей в жестоком романсе? Страдание?
Чувствительность? Жестокость? Или, быть может, стремление вытеснить жестокость
из жизни в литературу?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/