Христос и самарянка (новозаветные сюжеты в живописи
Александр Майкапар
Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак,
приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного
Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от
пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии
почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай мне пить. Ибо ученики Его отлучились в
город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей,
просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус
сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить,
то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему:
господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода
живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и
сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий,
пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот
не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником
воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды,
чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди,
позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять
мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на
этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в
Иерусалима. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на
горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему
кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет
время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и
истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся
Ем/должны поклоняться в духе и истине...
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но
Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили
между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить
волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре
месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на
нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает
плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в
этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать
то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие
Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей,
что Он сказал ей все, что она сделала.
(Ин. 4:4-24, 31-39)
Глубокое толкование смысла этой истории дает Ф.Фаррар:
«Рождение его впервые было открыто ночью немногим безвестным и невежественным
пастухам; первое полное объяснение им своего мессианства было сделано у колодца
в томный полдень одинокой безвестной самарянке. И этой бедной грешной
невежественной чужестранке изречены были бессмертные многознаменательные слова,
которые все последующие века должны были слушать, так сказать, с затаенным
дыханием, коленопреклоненно!»
В разговоре Христа с самарянкой затронуты по крайней
мере две темы: о воде живой и о спасении через поклонение Богу-Отцу.
В разные периоды истории христианского искусства этот
библейский рассказ возбуждал то больший, то меньший интерес у художников, всегда
испытывавших значительное влияние теологов и разрабатывавшихся ими концепций.
Так, этот сюжет часто встречается в искусстве первых веков христианства,
поскольку в тот период в словах Христа о живой воде усматривали намек на
крещение, а в пище, принесенной из города учениками, - метафору для пищи
вечной.
Первое изображение этого периода - фреска катакомб
Претекстата (II—III вв.). Сюжет трактован здесь в античном стиле: самарянка -
стройная молодая женщина, в тунике и паллиуме, с красивой прической, стоит у
бассейна, в руках у нее большая чаша с водою. Перед cамарянкой Спаситель в
образе молодого человека, красивого, с короткими волосами, в короткой тунике и
плаще, накинутом на левое плечо; его правая рука простерта к самарянке.
В эпоху Средневековья первоначальный смысл, которым
наделяли эту историю ранние христианские художники, отходит на второй план, и
потому этот сюжет некоторое время остается редким у художников. В эпоху
Возрождения - особенно Высокого - он приобретает новый смысл, вернее сказать,
на первый план выступает вторая тема: спасение через поклонение Богу-Отцу.
Причем греховность здесь символизируется и персонифицируется образом
женщины-грешницы (грех прелюбодеяния).
Сцена представляет собой местность за городской
стеной, что объясняется мимоходом сделанным уточнением Иоанна: «Ученики Его
отлучились в город купить пищи». Такой пейзажный фон мы видим у Дуччо и
Марторелла. У колодца, часто расположенного в тени дерева (так у Карраччи и
Рембрандта), сидит Христос. Он беседует с поселянкой, у которой в руках кувшин.
Иногда женщина преднамеренно изображается как грешница (блудница): в богатых
одеждах, с заплетенными в косу волосами (такой изображает ее Карраччи) и с
обнаженной грудью - типичный облик куртизанки («...у тебя было пять мужей, и тот,
которого ныне имеешь, не муж тебе»). На заднем плане (в частности, у
Марторелла) - возвращающиеся из города ученики, у них в руках купленная в
городе провизия.
Учеников в этой сцене никогда не бывает двенадцать,
поскольку к этому моменту евангельской истории еще не все они были призваны
Иисусом на служение. Обычно их четверо. Если следовать рассказу Иоанна,
единственного, кто излагает историю с самарянкой, - то учениками Иисуса к тому
времени были две пары братьев: Андрей и Симон (Петр), Иаков и Иоанн. Их-то мы
часто и видим на картинах (во всяком случае, всегда присутствует Иоанн,
которого можно признать в самом младшем из спутников Христа). Лица и жесты
учеников могут выражать удивление и осуждение Христа за его беседу с
самарянкой, поскольку к самарянам иудеи испокон веков питали презрение и
ненависть. Эти чувства прекрасно переданы у Дуччо, Марторелла, Карраччи.
Жест Иисуса, указующего вдаль, который мы видим на
картинах Рембрандта и Дуччо, заимствован из более позднего эпизода этой истории
- из разговора уже не с самарянкой, а с возвратившимися учениками: «А Я говорю
вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к
жатве».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.maykapar.ru/